Как вернуть деньги за турпутёвку

Вступление от главного редактора
В прошлом номере я пригласила читателей журнала попробовать себя в роли ведущих авторской рубрики «Есть ТЕМА!». Сегодня предлагаю вашему вниманию советы руководителя юридической фирмы «Честный юрист»,  специалиста по защите прав потребителей Сергея Муравьёва. На актуальную отпускную тему.

Вы купили турпутёвку, а поехать не можете? Что же делать в такой ситуации? Главное правило – не паниковать! Оценить все обстоятельства произошедшего, сделать глубокий вдох и составить заявление на аннулирование тура с требованием возвратить его оплату.

Чаще всего турагент или туроператор возвращает денежные средства с применением штрафных санкций, которые могут доходить до стоимости самого тура. Но не беспокойтесь, к вам на помощь придёт закон «О защите прав потребителей».

Кроме того, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что «граждане (потребители) являются экономически более слабой и зависимой стороной, а потому нуждаются в предоставлении дополнительных преимуществ и защиты со стороны законодателя». Как говорил один представитель фирмы: «Этот закон как священная корова!».

Так давайте же познакомимся с этой «коровой», которая поистине может давать вкусное и жирное молоко. Итак, первое: ваше право на взыскание полной стоимости тура, за исключением фактически понесённых расходов туроператором. Вот тут-то и есть очень важный момент. Эти расходы должны быть документально подтверждены. Иначе, как происходит на практике, туроператор может несколько раз успеть продать ваш аннулированный тур, фактически получив солидную маржу в свой карман.

Во-вторых, ваше право на законную неустойку, которая составляет 3% от суммы, которую с вас удержали.

В-третьих, компенсация морального вреда. Следует отметить, что по общему правилу стоит определённых усилий доказать причинение нравственных страданий. Однако по нашему закону причинение морального вреда не требуется в доказательстве. Достаточно лишь установить сам факт нарушения прав потребителя. И напоследок — сливки. Это штраф в размере 50% от суммы удовлетворённых судом требований.

К примеру, средняя стоимость тура на 10 дней в Турцию в 5* отель на семью из трёх человек составит около 120 000 рублей, включая авиа-билеты в обе стороны.

Допустим, вы сломали палец, или заболел ребёнок, или обстоятельства изменились настолько, что необходимо отказываться от запланированного тура.

При аннуляции тура оператор удерживает с вас 50% стоимости, что составляет 60 000 ваших кровных. В дальнейшем вы подаёте претензию в адрес туроператора (турагента), на которую он либо вообще не отвечает (попросту игнорирует), или отвечает отказом. Иногда даже может просить «воздержаться от попыток разрешить спор в принудительном официальном порядке».

По закону вам положено: 60 000 рублей, удержанная сумма по туру, 1 800 рублей законной неустойки за каждый день просрочки возврата денежных средств, начиная с 10-го дня вручённой претензии, моральный вред в размере от 5 000 до 15 000 рублей и 50% штраф.

Согласно действующему законодательству, потребитель, т.е. вы, вправе в одностороннем порядке
отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии компенсации туроператору фактически понесённых им расходов, обусловленных предоставлением конкретного туристского продукта. Но! Наличие этих расходов он  должен доказать документально.
Следует особо обратить внимание читателей, что даже невозвратные билеты фактически можно возвратить в последний день. Только в отличие от аннуляции тура здесь необходимо представить документы, подтверждающие уважительность возврата билетов.

Так, согласно Воздушному кодексу РФ, «в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира, или члена его семьи, либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата».

Кроме того, туроператор должен будет доказать, что он не оформил ваши билеты на другие лица.
Многие из туроператоров пользуются юридической неграмотностью граждан и фактически ведут «грязную» конкурентную борьбу. Говорят: «Вы же сами подписали договор, в котором согласились с такими штрафными санкциями». Но и эти условия слизала наша «корова».

Потому что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными, а соответственно не подлежащими к исполнению.

Надеюсь, вы уже поняли, что при необходимости стоит побороться за свои права и попробовать молочка от нашей священной «коровы».

Просмотров: 27