Николай Архицкий: «Я смотрю на картины наших художников и живу!»

Наталья Тимченко • Михаил Фёдоров, архив «Карачевский вернисаж»

10 художников из Брянска, Москвы, Краснодара и Севастополя две недели в Крыму и 150 этюдов, посвящённых историческому событию. В конце апреля брянские художники приняли участие в Международном пленэре «Крымский мост». А 17 июня лучшие работы были представлены в фойе Хрустального зала Правительства Брянской области. Почётным гостем выставки «Мост, построенный навеки» стал экс-министр регионального развития РФ, а ныне руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин. В книге отзывов галереи изобразительного искусства «Карачевский вернисаж» он написал: «Огромная благодарность за исторические работы!.. Все поколения в будущем будут знать, как это было!..» В сентябре картины наших живописцев увидят посетители выставки в Министерстве транспорта.

Николай Архицкий: «Я смотрю на картины  наших художников и живу!»

Николай Архицкий — организатор не только крымского, но и ещё многих других пленэров. А также Первой международной художественной выставки-конкурса «Брянский лес», которая состоялась в прошлом году. «Брянская ТЕМА» поговорила с меценатом, депутатом Караческого горсовета и председателем районного совета по предпринимательству и малому бизнесу, а также директором галереи изобразительных искусств «Карачевский вернисаж» о том, как личная коллекция картин переросла в дело жизни — галерею для всех, кто любит и ценит прекрасное.

«Карачевский вернисаж» как прививка от пошлости

Торжественное открытие галереи«Посмотрите, какая картина! Это монахини Николо-Одрина монастыря на службе. Работа написана 10 лет назад нашим замечательным художником Владимиром Волковым, и на ней изображена нынешняя настоятельница Николо-Одрина монастыря Серафима. Её образ в качестве простой монахини навсегда сохранён на полотне. Как и образ первой настоятельницы монастыря игуменьи матушки Мариам. Её портрет, также работы Владимира Волкова, есть в нашей галерее», — рассказывает Николай Николаевич, перебирая полотна, аккуратно сложенные в мансарде кафе «У фонтана», расположенном в центральном парке Карачева. Ещё несколько месяцев назад картины украшали стены этого просторного помещения с панорамными окнами.

Открытие «Карачевского вернисажа» состоялось в ноябре прошлого года в рамках празднования 95-летнего юбилея народного художника СССР, лауреата Государственных и правительственных премий РФ, нашего прославленного земляка Сергея Ткачёва. В Карачев приехали художники из Брянска, Смоленска, Москвы, Орла, республики Беларусь, Луганской народной республики, чьи работы представлены в галерее. Было немало и почётных гостей из столицы. Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, действительный член Академии художеств, профессор Владимир Сысоев отметил замечательный пример Карачева в продвижении искусства, приближению его к жителям российской глубинки и особенно подчеркнул важность подобной инициативы для молодёжи.

Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственной премии Николай Соломин обратился к брянским художникам: «У вас богатая история, прекрасная природа и всё это отображено на полотнах, представленных в галерее. Авторы согреют своим талантом всех посетителей вернисажа. Честь и хвала создателю галереи».
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Астраханцева поделилась своими впечатлениями: «Эта поездка в Карачев окунула нас в глубинные культурные пласты России. Заявляйте громко о себе, проводите конкурсы, выставки. У вас в галерее немало великолепных работ. Пополняйте экспозицию и дальше, прививайте посетителям хороший вкус, привлекайте в галерею молодёжь».

«Княжны Романовы», Владимир ВолковНародный художник РФ, лауреат Государственных премий, выпускник творческой мастерской живописи Академии художеств СССР под руководством братьев Ткачёвых Евгений Корнеев подчеркнул, что ценность картин в галерее ещё и в том, что они были приобретены из рук самих авторов.

Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Светлана Маслакова предложила проводить в галерее мастер-классы и уроки для школьников, чтобы у детей была «прививка от пошлости».
А буквально через месяц галерею пришлось… закрыть. До сих пор Николай Архицкий и его супруга Галина Астахова ведут судебные тяжбы. Местным властям не нравится, что первоначальный облик здания был изменён. А ведь красивую мансарду реконструировали именно для того, чтобы разместить в ней галерею. Местные жители, с которыми мы поговорили, с ужасом вспоминают неприглядную пивнуху в центре парка. Сегодня его украшает здание, увенчанное изящными башенками с уютной, в ухоженных цветочных клумбах, прилегающей территорией. На первом этаже — кафе. На втором должен был быть «Карачевский вернисаж». Но, по мнению чиновников, мансарда нарушает требования городской архитектуры. Как, к слову, и чистейший подземный туалет, оборудованный современной сантехникой. Его предлагают… засыпать. Чтобы всё оставалось, как было. В ста метрах от кафе есть общественный городской туалет системы «очко». Мы хотели туда зайти, да запах был такой, что, откровенно говоря, побрезговали. Галина Астахова говорит, что сотрудникам кафе наказано свободно пускать в туалет гуляющих мам с детишками и невест, которые приходят в парк для фотосъёмки на Аллее молодожёнов. «Жалко же их красивые платья! А детки должны с малолетства к хорошему привыкать», — рассуждает Галина Ивановна.

Галерее быть нельзя закрыть!

«Матери», Николай ЕнинНиколай Архицкий и Галина Астахова надеются, что запятая в этом предложении встанет на нужное место. На сегодняшний день в галерее около двухсот работ. Немало картин художников, которых уже нет с нами. «Моя мечта, — признаётся Николай Николаевич, чтобы в «Карачевском вернисаже» были представлены работы всех брянских художников. И каждый, с кем я разговаривал, готов предоставить нам свои лучшие произведения. Почему художники с удовольствием отдают свои работы в галерею? Они хотят, чтобы с их творчеством познакомилось как можно больше людей. Ведь далеко не каждый может позволить себе персональные выставки. Мы с Галиной Ивановной хотим создать галерею и готовы взять на себя полностью её финансирование. Даже построить под неё новое здание. И это будет наш подарок не только Карачеву, но и всей области. Сейчас много говорят о развитии внутреннего туризма. И подобный вернисаж, безусловно, добавит туристической привлекательности Брянщине». «Мы двадцать пять лет занимаемся бизнесом, — подхватывает Галина Астахова, — можно, конечно, как многие другие, тратить на себя, детей… Но мы готовы заработанные деньги также вложить в то, что, по нашему глубокому убеждению, не хватает нашей провинции — высокой культуры, просвещения подрастающего поколения, да и просто положительных эмоций от лучших образцов живописи. Ведь в заботах о хлебе насущном мы так часто забываем о пище духовной!»

Мы просим рассказать Николая Николаевича, с чего начиналась его коллекция.

— Первая картина, которая у меня появилась, была написана на пленэре в Синезёрках 20 лет назад. Я тогда возглавлял АО «Брянсктранссервис» и мы выкупили пионерский лагерь «Альбатрос» в Синезёрках. Тогдашний глава Навлинского района попросил у меня разрешение провести на базе лагеря пленэр для брянских художников. Я, конечно же, согласился. А на подведении итогов мне вручили в подарок картину.

«Утро в лесу», Евгений ФетисовА вообще, так сложилось, что я всю жизнь сам рисую. Не картины, конечно, а так, зарисовочки: люди, животные, природа… Неплохо вырезаю из дерева. Всю жизнь что-то мастерю и своих детей к этому приучил. Два сына окончили в своё время художественную школу, участвовали в выставках. И хотя не стали профессиональными художниками, чувство прекрасного в них очень развито.

Каждая новая работа сначала несколько месяцев висит в нашем доме. Дозревает. Мы с супругой сидим вечерами у камина, любуемся на картины и живём. И радуемся. Вот сейчас никак не налюбуемся на портрет Анастасии Вяльцевой работы брянского художника Сергея Кузькина — ученика Ильи Глазунова. Этот портрет хотели увезти в Москву, но я благодарен, что художник решил оставить великую певицу на её родине.

Галина Астахова вручает именную премию орловскому художнику Анатолию КостяниковуЯ могу много рассказать интересного, связанного с картинами. Два года назад к юбилею Карачева мы помогали проводить пленэр в окрестностях города. И в качестве благодарности мне предложили выбрать картину. Когда увидел Юрасовский храм нашего замечательного художника Владимира Волкова, просто влюбился в эту работу. А в прошлом году закончилась реконструкция Юрасовского храма, и к нам приехали гости из Брянской епархии. Мы подготовили торжественный обед в кафе «У фонтана», украсили зал работами с изображением храмов, монастырей, церковных служб. Все были под большим впечатлением. Я тоже растрогался таким вниманием и подарил нашей епархии ту самую работу Владимира Волкова. Так картина сама нашла свою дорогу.

Сегодня мы устраиваем ежегодные пленэры и приглашаем художников со всей страны. Хотим, чтобы они приехали и влюбились в наш красивейший Брянский край.

Вот сейчас проводим пленэр «Лицо детства». Нашу идею поддержала депутат Государственной Думы от Брянской области Валентина Миронова. Пленэр проходит на базе детских оздоровительных лагерей в Синезёрках. Осенью будут отобраны лучшие работы, и в стенах Госдумы откроется выставка брянских художников.

Александр Греков, оргсекретарь ВТОО «Союз художников России», секретарь по народному искусству, редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России», кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Российской академии художеств (г. Москва):

— Галерея «Карачевский вернисаж» имеет все возможности для того, чтобы в будущем стать одним из значительных центров художественной жизни России и оставить в истории искусства о себе добрую память, как некогда это сделали смоленское Талашкино или подмосковное Амбрамцево. В прошлом году в Карачеве прошла настоящая Международная выставка-конкурс «Брянский лес» — проект замечательный во всех отношениях. Он собрал и объединил художников различных стран и российских городов. Денежные премии победителям конкурса от его организаторов — хороший стимул для привлечения к этому творческому форуму всё новых и новых авторов, которые в перспективе наполнят его полифоническим звучанием своих ярких манер и стилей. Подобные события вносят неоценимый вклад в развитие искусства русской реалистической школы в провинции, сопоставимый с деятельностью замечательных отечественных художников-передвижников, которые в своё время подарили зрителям радость общения с произведениями высокой живописной культуры. В рамках этого мероприятия сделано конкретное дело для Карачева: благоустроен дендросад площадью 4 гектара и посажена памятная аллея участниками выставки-конкурса «Брянский лес».

Анатолий Костяников, заслуженный художник (г. Орёл):

— Создание галерей — явление давнее. Но «Карачевский вернисаж» — уникальная в своём роде подвижническая работа в районном центре, великое и важное дело. Это не просто картинная галерея, куда приходишь, как в музей, это живое творческое место, объединяющее художников и почитателей искусства. Николай Николаевич Архицкий проводит пленэры, на которые съезжаются известные художники со всех уголков страны и бывших союзных республик. И, что немаловажно, в них участвует много детей, которые делают первые шаги в изобразительном искусстве. Ребята имеют уникальную возможность учиться у лучших художников. Когда рядом с большим мастером работают дети, они получают из первых рук мастерство русской художественной школы. Это сохранение классических традиций, передача их из поколения в поколение. Не все станут художниками, но они впитают в себя лучшее и научатся «читать красоту природы». Таким образом, сохраняется великая русская культура. И когда находятся меценаты, которые берут на себя решение всех финансовых вопросов, это огромное счастье, и я считаю, что подобная инициатива должна быть поддержана представителями власти.

Михаил Решетнёв, заслуженный художник РФ, председатель правления Брянского отделения ВТОО «Союз художников России» (г. Брянск):

— История нашего края, её природная и архитектурная неповторимость всегда служили источником вдохновения для поэтов, писателей, музыкантов и художников. «Карачевский вернисаж», международные выставки и пленэры, которые организовывает Николай Николаевич Архицкий, становятся в ряд ярких мероприятий, направленных на укрепление и расширение межрегиональных и межнациональных связей. А также помогают решить задачу не только сохранения нашего культурного наследия, но и сделать так, чтобы жизнь будущих поколений строилась на основе богатейших духовных и культурных традиций, накопленных человечеством.

Евгений Фетисов, заслуженный художник (г. Брянск):

— Искусство в России всегда поддерживалось меценатами. И Брянщина с благодарностью помнит братев Могилевцевых, Анастасию Тенишеву, Петра Губонина… К сожалению в наше время таких меценатов немного. И один из них Николай Николаевич Архицкий и его супруга Галина Ивановна Астахова. Именно благодаря их поддержке, мы, художники, уже несколько лет имеем возможность выезжать на пленэры, учиться друг у друга, делать выставки и мастер-классы. Наша задача — прославлять историю и красоту родного края, нести своё искусство людям. И «Карачевский вернисаж» — это прекрасная возможность для этого.

Николай Архицкий готов провести бесплатные экскурсии для детей. Звоните: +7 (909) 242-98-71

Пока верстался номер, пришла радостная новость: Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачёвы поддержали инициативу Николая Архицкого о проведении на Брянщине ежегодного художественного пленэра их имени. Оргкомитет пленэра возглавит ученик братьев Ткачёвых, российский живописец-баталист, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Александрович Шмарин.

Просмотров: 43