Александр Хлиманков: «Чтобы Брянск был городом, где хочется жить»

Наталья Тимченко • Михаил Фёдоров, архив Брянского городского Совета народных депутатов

В преддверии празднования Дня города Брянска и 75-й годовщины освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков «Брянская ТЕМА» поговорила с главой города Александром Хлиманковым.

Александр Хлиманков: «Чтобы Брянск был городом,  где хочется жить»

— Александр Анатольевич, к празднику вышел фотоальбом, посвящённый Брянску. Как он создавался?

— Хотелось показать наш город с необычных ракурсов, раскрыть его самобытность и красоту. Мы проводили фотоконкурс «Мой любимый город Брянск», в котором помимо профессионалов участвовали и любители. И члены жюри, отбирая работы, не уставали удивляться и восхищаться тем, как любящий свой город человек может красиво его запечатлеть. И у нас родилась идея объединить лучшие фотоснимки Брянска под одной обложкой. Спасибо за помощь в создании фотоальбома талантливым брянским фотохудожникам Борису Дуденкову, Павлу Стрельцову и Роману Формину. Каждый кадр — это признание в любви к родному городу. Украшением альбома, его изюминкой стала замечательная графика архитектора и художника Людмилы Николаевны Вальцыферовой.

— А у вас есть любимое место в Брянске?

— Это парк «Соловьи». И не те его места, которые широко известны, а лесные склоны, тропинки к Десне, Голубому мосту. Я их все изъездил на велосипеде.

— А если к вам приезжают друзья из других городов, которые никогда раньше не были в Брянске, с чего вы начинаете их знакомство с городом?

— Конечно, со Свенского монастыря. Это одно из знаковых, исторических мест, которое посещали великие люди нашей страны. Потом я обязательно повезу гостей на Партизанскую поляну. Это гордость Брянщины, ведь именно там зародился первый городской партизанский отряд. А дальше — Чашин курган, Курган Бессмертия, Покровская гора, обновлённая набережная… В нашем городе много красивых мест, живописных уголков.

Макет обложки фотоальбома, выпущенного к Дню города— Радует, что с мёртвой точки сдвинулась проблема восстановления архитектурных памятников. По крайней мере, два исторических здания обрели покровителей и шанс на вторую жизнь.

— Откровенно говоря, с трудом продвигается это направление. Мы уже давно предлагаем представителям нашего бизнес-сообщества аренду таких зданий за 1 рубль в год с условием, что они проведут реконструкцию, сохранив внешний облик. Внутри же можно использовать помещение под их нужды.
Здание канатной фабрики купца Мартынова будет реконструировать Михаил Кабанов, руководитель компании «Стройдело».

Дом инженера Боровичана на бульваре Гагарина имеет статус памятника архитектуры и более чем 100-летнюю историю. За его реставрацию взялась ОАО «Чистая планета». Руководитель компании сообщил, что намерен провести реставрацию с учётом исторического прошлого памятника архитектуры, соблюдая все требования закона. В Брянске много исторических зданий, которые требуют возрождения. И в своём первозданном виде они станут подлинным украшением города.

В нашем городе много красивых мест, живописных уголков— Близится празднование 75-летия освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Какие интересные сюрпризы ждут горожан 17 сентября?

— Парад военной техники в этом году будет более масштабным. На проспект Ленина выйдет более пятидесяти единиц различной исторической военной техники. Откроет его легендарный танк Т‑34. Из Москвы приедет рота Почётного караула. А завершится праздник большим артиллерийским салютом.

— Что бы вам хотелось увидеть в Брянске через 10 лет?

— Город — это живой организм, который постоянно меняется. Брянск развивается и через десять лет, конечно, станет ещё лучше, красивее. Я точно знаю, что нового появится в ближайшее годы. Потому что работа над этим уже началась. К примеру, новая магистраль Брянск I — Брянск II. Она соединит три района города, разгрузит узкое место по улице Калинина. Для этого вместо понтонного моста по улице Горького будет построен постоянный железобетонный мост. Продолжится расширение Городищенской горки. Сейчас это только первый этап. Преобразятся набережная и сама Десна. Продолжится работа по очистке её берегов и их укреплению.

— Про красоту поговорили, давайте теперь про удобство и комфорт. Как обстоят дела с решением таких глобальных для города проблем, как ливневая канализация?

— До недавнего времени в Брянске при ремонте и строительстве новых дорог ливневые канализации не предусматривались. В течение двух–трёх последних лет мы не строим без ливнёвки. Например, масштабный проект по улице Романа Брянского. Там в первую очередь была предусмотрена ливневая канализация, которая собрала почти всю воду с Пятого микрорайона. Проблема в связи с новым строительством образовалась по переулку Пилотов, где во время дождей люди тоже страдают. Для этого объекта уже выполнен проект, он прошёл экспертизу. При поступлении дополнительных средств мы обязательно его реализуем. В планах на ближайшую перспективу строительство ливневой канализации по улице Литейной. Уже приступили к завершающему этапу на проспекте Московском. Комитету ЖКХ горадминистрации поручено выполнить проект, чтобы отвести воду с улицы Дуки в районе Кургана Бессмертия. Мне уже доложили, что там запланирован дополнительный дождеприёмный колодец, в этом году он будет реализован.

Конечно, у нас ещё много мест, где требуется организация ливневых канализаций. К сожалению, в течение одного, двух, трёх лет всё это сделать невозможно.Но работа муниципалитета построена так, что мы планомерно устраняем эти проблемы. Как я уже сказал, новые дороги без ливневой канализации не строятся.

Члены жюри, отбирая работы, не уставали удивляться и восхищаться— Дороги строятся, а с парковками беда. Особенно в центре города. Может, сделать платные за небольшие деньги?

— К организации платных парковок нужно относиться осторожно. Жители города Брянска приезжают в центр на работу, в магазины, по другим делам. До сих пор мы оцениваем и продумываем ситуацию.
Ко всему прочему, если мы организуем парковки в центре города, нашим жителям нужно предложить альтернативу, где они смогут припарковать автомобиль в шаговой доступности, на небольшом расстоянии от центра. Если говорить о дворовых территориях, на сегодняшний день у каждого второго жителя города есть автомобиль. Количества парковок недалеко от жилых микрорайонов недостаточно. Людям где-то надо оставлять свои автомобили на долгую стоянку. Моя позиция такова, что нужно разработать комплексную программу, чтобы, в том числе, убрать автомобили с дворовых территорий. Подразумевается строительство подземных и многоуровневых парковок. Многие российские областные центры, города за рубежом идут по этому пути. У муниципалитета есть другие неотложные дела, в которые нужно вкладывать денежные средства. Сейчас у нас нет возможности инвестировать бюджетные деньги в строительство подземных и многоуровневых парковок. Нужно разработать программу и привлекать частный капитал.

Продолжится работа по очистке берегов Десны и их укреплению— Расскажите, пожалуйста, про ведомственный гараж горадминистрации. Во многих странах Западной Европы муниципальные служащие ездят на работу если не на велосипедах, то на личном автотранспорте. Каково ваше отношение к этому?

— В горадминистрации уже очень немногочисленный и довольно возрастной автомобильный парк. Служебные машины закреплены только за теми, кому действительно необходимо быть очень мобильными в городе. Хотя время от времени мы проводим дни приезда на работу на велосипеде. Сложились определённые алгоритмы работы, в том числе и у чиновников. Ведомственный гараж помогает им в работе. Чтобы отказаться от этого, нужно пройти ещё длинный путь в развитии нашего общества. Сейчас
у мэрии много различных функций, которые нужно передавать нашему гражданскому обществу, бизнесу. Когда эти функции будут исполнять другие структуры, тогда чиновникам будет не нужен служебный транспорт. Когда у руководителя день очень загружен мероприятиями, встречами, график расписан по часам, минутам, то, перемещаясь из одного места в другое, нужно сосредоточиться на том, что предстоит. Если управленец ещё и за рулём автомобиля, то это и небезопасно в том числе. Когда едешь по городу в машине, наблюдаешь за ситуацией на улицах, даёшь указания что-то исправить или отремонтировать, поменять маршрут общественного транспорта, перестроить работу светофоров. Ведь в разные часы нагрузка на нашу дорожную сеть варьируется. Например, светофор на Городищенской горке. К сожалению, на сегодня его функции не позволяют отрегулировать его полностью, как бы хотелось. Но тем не менее утром он выставлен максимально на въезд в Советский район, а вечером — на выезд.

— А как вы прокомментируете рост цен на проезд в муниципальном транспорте?

— На сегодняшний день муниципальный транспорт уже успешно конкурирует с частными перевозчиками. Мы не поднимали цену на проезд последние два года. Разрешено это делать только раз в год. Резкий скачок цен на бензин и дизельное топливо вынудил муниципальные власти поднять стоимость проезда на два рубля в связи с тем, что многие муниципальные маршруты изначально нерентабельны, а если возить пассажиров за 16 рублей, долг предприятия будет расти ещё больше.

О повышении цен на нерегулируемых маршрутах нас пока не уведомляли. Спрос и предложение будут решать. Пассажиры будут выбирать более удобный и более дешёвый транспорт. Следовательно, наши муниципальные автобусы и троллейбусы будут больше перевозить пассажиров.

Хочу отметить, что в нашем городе, даже при увеличении цены за проезд до 18 рублей, она остаётся одной из самых низких в ЦФО.

— Как вы считаете, в Брянске есть гражданское общество?

— Конечно, в Брянске есть гражданское общество. Яркий пример — территориальные общественные самоуправления. В прошлом году городской Совет утвердил границы 114 ТОСов. Одно из самых первых наших территориальных общественных самоуправлений — «Белый колодец» —существует уже более 10 лет. Мы с ними взаимодействуем, хотим, чтобы именно наши горожане управляли своими территориями, выходили с инициативами, а муниципалитет им будет помогать. В конечном итоге наши жители — это работодатели сотрудников администрации, кого, как не их, слушать при принятии решений? Общественные самоуправления помогают нам определиться с выбором в массиве мнений горожан, которых всегда много, и они порой полярного содержания.

— Бюджет Брянска с 5,7 миллиарда рублей в 2014 году вырос до почти 8 млрд. по итогам 2017-го. Сразу более чем на 2,5 миллиарда. Это как-то связано с особым расположением губернатора области?

— У нас действительно сложились очень конструктивные отношения с Правительством области. Губернатор, вступая в должность, одним из своих намерений назвал всестороннюю поддержку столицы региона. Он выполняет своё обещание.

Увеличение городского бюджета — яркое тому доказательство. Оно связано с перераспределением средств в рамках межбюджетных отношений. Есть три уровня бюджетов: муниципальный, региональный и федеральный. Налоги, которые платят наши жители, распределяются между этими тремя бюджетами. Межбюджетные отношения балансируют всю систему, тем или иным способом возвращая деньги в город.

На 1 января 2018 года в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков Брянска было перечислено 28 млрд. 688 млн. рублей. Это на 4 млрд. 316 млн. рублей больше, чем годом ранее. Это свидетельство работы нашей экономики, большего количества поступлений НДФЛ.
Средства, перечисленные областным центром в федеральный и региональный бюджеты, возвращаются городу в виде субсидий, субвенций и дотаций.

Для нас важно, что в структуре расходов бюджета города Брянска основную долю (75%) занимают расходы по социальным муниципальным программам. В социальном блоке наибольший объём расходов направляется на отрасль «Образование».

— Александр Анатольевич, формирование нового созыва Брянского городского Совета народных депутатов состоится уже в следующем году. Какие не терпящие отлагательства вопросы остаются на повестке дня?

— Новый созыв будет сформирован после выборов. Городской Совет из своего состава согласно Уставу города Брянска выберет главу города Брянска. Затем Совет и глава будут определять политику развития Брянска. Все вопросы жизнедеятельности города нужно решать ежедневно, еженедельно, постоянно, как вновь возникающие, так и текущие. Например, идеи для развития и благоустройства города, преобразования транспортной системы сложно воплотить за 5 лет. Я думаю, что новый состав горсовета обязательно продолжит наши начинания, для того чтобы Брянск был городом, где хочется жить.


Роман Формин:

— В создании альбома «Брянск» участвовал в качестве координатора: искал фотографов, ставил задачи, изучал их личные архивы, сортировал снимки. Могу точно отметить, что авторы подошли к работе с душой. Безвозмездно тратили своё время и искренне хотели сделать что-то хорошее для любимого города. И у них это получилось: когда работаешь с желанием, всегда получается хорошо. Альбом «Брянск» отражает наш город с лучших сторон.


Борис Дуденков:

— Я в прошлом железнодорожник, сейчас занимаюсь строительством. Любительски фотографирую более пятнадцати лет. Сначала снимал на «мыльницу» автобусы и троллейбусы — с этого необычного увлечения всё и началось. Познакомился с Павлом Стрельцовым, он помог мне выбрать новый фотоаппарат и как-то вдруг пригласил поснимать массовое мероприятие в Брянске. Я поначалу стеснялся: там вокруг профессионалы, и тут я… Но Павел убедил, что ничего бояться и стесняться не нужно. С тех пор День города, День Победы и Свенская ярмарка — мои самые любимые объекты для фотографирования. Люблю, когда удаётся поймать живые эмоции людей, потому что город — это люди, которые в нём живут здесь и сейчас. Мне даже приходится слышать от знакомых, что они узнают о событиях, происходящих в Брянске, из снимков, которые публикую в социальных сетях. И в этом свете новый альбом «Брянск» — тоже способ рассказать о сегодняшней жизни нашего города.


Павел Стрельцов:

— Фотографией начал заниматься в третьем классе, когда отец подарил первую камеру. Сначала это были чёрно-белые снимки на плёнку, затем увлёкся цветной фотографией, а когда перешёл на «цифру», был впечатлён новыми открывшимися возможностями. Фотографирование не стало моей основной профессией, я — железнодорожник. Но снимаю Брянск постоянно и много. Любимые темы — пейзаж и архитектура. Особенно храмы и монастыри — в любом городе это знаковые места.

Даже когда уезжаю в командировки на месяц, ищу в Интернете, что нового появилось на улицах Брянска, чтобы по возвращении поскорее это запечатлеть. Со своим видением и ракурсом. Многие говорят: вот у тебя город какой-то очень праздничный. А я сам стараюсь жить позитивно и не замечать некрасивости. Каждый видит мир по-своему, и на собственный взгляд я тоже имею право.

Рад, что меня пригласили принять участие в создании фотоальбома «Брянск». Потому что люблю этот город и стараюсь фотографировать красивые моменты из его жизни.

Просмотров: 63