Как изменилось законодательство о закупках?

С 1 июля 2018 года вступили в силу основные изменения в федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Поправки устанавливают требования к закупкам с участием субъектов малого и среднего бизнеса, изменилась сфера применения закона и информационного обеспечения. Подробнее об этом и в целом об итогах года для регионального антимонопольного ведомства рассказывает заместитель руководителя Брянского УФАС России Нина Селянина.

Как изменилось  законодательство о закупках?
С 1 июля 2018 года вступили в силу основные изменения в федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внесённые изменения служат информационной открытости — одному из главных достижений всей сегодняшней системы закупок.

Изменения в законодательство о закупках внесены законом № 505 от 31 декабря 2017 года. В рамках переходного периода заказчикам была предоставлена отсрочка до 1 января 2019 года. За это время они были обязаны привести в соответствие с новыми правилами свои положения о закупках и разместить их в Единой информационной системе (ЕИС). В противном случае закупки должны осуществляться по 44-ФЗ.

Важным нововведением стала возможность легального размещения информации не напрямую в Единой информационной системе, а через региональные или муниципальные системы размещения закупок, а в случае субъекта естественной монополии — через корпоративные системы. После эта информация автоматически или полуавтоматически загружается в ЕИС. При этом приоритет информации остаётся за ЕИС — все сроки отсчитываются от даты размещения в единой системе.

ГУПы и МУПы вновь получили возможность осуществлять закупки в соответствии с требованиями 223-ФЗ.

В новой редакции закона из сферы действия закона исключена закупка у взаимозависимых лиц. Заказчику необходимо обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указать в Положении перечень взаимозависимых обществ.

Также заказчик вправе не размещать в единой информационной системе информацию о закупках некоторых финансовых услуг: аренды и других договоров, которые предусматривают переход права владения. Однако в отличие от закупок у взаимозависимых лиц, такие закупки не исключены из-под действия 223-ФЗ. Они просто не публикуются, но также включаются в план и отчётность закупок.

Изменения затронули закупки у единственного поставщика: извещение, документы, акты и протокол заказчик вправе не размещать в ЕИС в силу избыточного характера этой процедуры. Однако в положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Вместе с тем поправки в действующее законодательство в большей степени касаются участия в закупках субъектов малого и среднего бизнеса.

По новым правилам конкурентные закупки у субъектов малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме и на электронных площадках, удовлетворяющих требованиям закона о контрактной системе (44-ФЗ). Субъекты малого и среднего предпринимательства для участия в соответствующих закупках должны пройти аккредитацию на электронной площадке. Законодатель предусмотрел и иной порядок размещения информации о закупках, который отличается от общих конкурентных закупок по 223-ФЗ. Заказчик размещает извещение о закупке и документацию ЕИС, а затем эти данные автоматически по каналам интеграции предаются на электронную торговую площадку. В случае с другими конкурентными закупками информация передаётся в обратном порядке: извещение и документация размещаются на электронной площадке и далее попадают в Единую информационную систему.

В качестве мер поддержки малого и среднего бизнеса расширена сфера действия Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закупки у субъектов СМП обязаны осуществлять юридические лица, которые попадают по действие 223-ФЗ в случае, если за предыдущий календарный год выручка превышает более 500 млн. руб. и сами они не являются субъектами малого и среднего бизнеса, государственные компании, которые созданы на основании федеральных законов, их дочки и дочерние предприятия, у которых доля вышестоящей организации превышает 50%, автономные учреждения, у которых сумма договоров за предыдущий год превышает 250 млн. руб. Годовой объём закупок указанных лиц у субъектов МСП по прямым договорам должен будет составлять не менее 15% от совокупного годового стоимостного объёма договоров, заключённых заказчиками по результатам закупок.

Внесённые изменения служат информационной открытости — одному из главных достижений всей сегодняшней системы закупок для отдельных юридических лиц. Без информационной открытости затруднительно достичь целей, установленных в законе о закупках, в том числе прозрачности закупки, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений, а также организовать полноценную работу такого института, как общественный контроль.

УФАС на службе закона: контроль в сфере закупок (223-ФЗ)

Если говорить о правоприменительной практике Брянского УФАС, за 2018 год рассмотрены 54 жалобы на действия заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с требованиями 223-ФЗ, из них 15 были признаны обоснованными. Большинство заявителей жаловались на действия учреждений здравоохранения (27 жалоб), образования (10 жалоб) и акционерных обществ. Для сравнения: в 2017 году рассмотрены 33 жалобы.
В качестве примера — жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика и организатора закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на закупку металлической мебели. В документации содержались неточности, ошибки и безальтернативные избыточные требования, которые по сути лишь указывали на конкретного изготовителя металлической мебели. В результате рассмотрения жалоба была признана обоснованной, а требования технического задания — выходящими за пределы российского законодательства.

Также в 2018 году управлением рассмотрено 86 дел об административных правонарушениях по статье 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг. Наложено штрафов на сумму 175 тысяч рублей, штрафы взысканы в полном объёме.

44-ФЗ: контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

Рассмотрено 297 жалоб о нарушении закона о контрактной системе (44-ФЗ), из них 175 признаны обоснованными. Возбуждено 547 дел об административных правонарушениях. Наложено штрафов на сумму 2 миллиона 939 тысяч рублей, взыскано 2 миллиона 900 тысяч рублей.

135-ФЗ: на защите конкуренции

А вот в случае с законом «О защите конкуренции» (135-ФЗ) порядок рассмотрения дел по многим статьям предусматривает предупредительную меру: хозяйствующему субъекту выдаётся предупреждение, и, если оно исполнено, дело не возбуждается. Так, по ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» выдано 5 предупреждений и рассмотрено 1 дело. Характерный пример: районный «Жилкомсервис» навязывал населению экономически необоснованные и невыгодные условия договора по оказанию услуг вывоза мусора. Было выдано предупреждение, на сегодняшний день оно исполнено.

Грубым нарушением антимонопольного законодательства является картельное соглашение (статья 11 закона «О защите конкуренции»), по которому, в случае выявления признаков нарушения, не предусмотрена выдача предупреждения, а сразу возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства. В 2018-м было рассмотрено одно картельное дело в отношении хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ремонта и капитального строительства.
Большинство нарушений антимонопольного законодательства по-прежнему допускается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления — 36 фактов нарушений. При этом в соответствии с Указом Президента от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» необходимо сократить в два раза число нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления. Одним из средств достижения этой цели станет внедрение в органах исполнительной власти и местного самоуправления антимонопольного комплаенса — системы мероприятий и мер, направленных на недопущение нарушений антимонопольного законодательства.

38-ФЗ: контроль за соблюдением законодательства о рекламе

В 2018 году рассмотрено 158 дел (из них 112 — по инициативе управления). Факты нарушений установлены в 157 случаях. Дела, связанные с нарушением закона «О рекламе», пожалуй, самые интересные для граждан. В частности, нарушение действующего законодательства было выявлено со стороны одного из операторов мобильной связи. Поводом для проверки послужила жалоба гражданина, на телефонный номер которого без его согласия было отправлено СМС рекламного характера с короткого номера 2017: «Сюрприз для номера +7……! Сегодня вам повезло — вы можете выиграть 15000 руб. сейчас и 5 000 000 руб. в финале… »

Согласно Закону о рекламе, СМС-рассылка допускается только с согласия абонента. На нарушителя был наложен штраф в размере 150 000 рублей. Оператор связи попытался уйти от ответственности, обратившись в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании решения незаконным и отмене постановления о наложении штрафа. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд признал эти доводы несостоятельными. Однако суд усмотрел действиях оператора исключительные обстоятельства, выраженные в устранении допущенного правонарушения, и снизил административный штраф со 150 до 75 тысяч рублей.

Или другой пример: комиссия Брянского УФАС России выясняла, сколько будет 1+1. На фасаде сети пивных баров Брянска была размещена реклама следующего содержания: «АКЦИЯ 1 л + 1 л = 3 л». На рассмотрении дела было установлено, что данная реклама не может быть размещена на фасаде здания, так как указание 1 л привлекает внимание к продукции, продаваемой в пивном баре, в том числе и алкогольной, которая запрещена на наружной рекламе.

При этом указанная реклама вводит в заблуждение потребителей рекламы, так как не содержит сроки и другие условия акции, а также неправильное математическое выражение: 1+1=3, которое может сформировать неправильное восприятие основных математических действий, в том числе у детей, изучающих математические сложения. Указанная реклама признана ненадлежащей, рекламодателю вынесено предписание и административное предупреждение.

Просмотров: 82