Про Бухманов, палки в колёса и птичьи трели в моей голове

Вчера я, залюбовавшись творчеством Леонида Парфёнова, наткнулся на один из его последних фильмов про братьев Бухманов. Кто не в теме, это основатели PLAYRIX. Компания входит в ТОП‑10 зарабатывающих разработчиков мобильных игр. Её оценка на сегодня составляет около 3 млрд долларов. То есть Игорь и Дмитрий Бухманы — долларовые миллиардеры.

Братья, как и Леонид, — выходцы из Вологды, а это, при всём уважении к русскому северу, та ещё дыра. Росли в девяностые. Первый комп им подарил дед. Свои дебютные игры они программировали на ночном интернет-тарифе в комнате, где жили вместе с родителями.

История братьев лично меня наполнила огромным воодушевлением и энтузиазмом.

Любой из нас может повторить такой успех в нашем мире — запел предпринимательский соловей в моей голове.

Вопреки этому ветреному настроению из угла прошлой недели выпучилась встречным смыслом давеча прочитанная «Гении и аутсайдеры» Гладуэлла. Одна из мыслей, вытекающих из неё, — не всё зависит от нас, случай играет с нами не щадя. Бухманы — «ошибка выжившего» (когнитивное искажение, которое можно проиллюстрировать, например, мнением о доброте дельфинов, основанном на рассказах пловцов, которых животные толкали к берегу, хотя нет данных от тех, кого толкали в обратном направлении).

А действительно ведь сколько таких же ребят кодили и в брянсках, и в чикагах, но их игры по тем или иным причинам не закачали.
И всё же, всё же. Мы живём в исключительное время. Ядерная энергия, полёты в космос, Интернет, мобильная связь, биохакинг — всё это или только взлетело, или взлетает прямо у нас на глазах.

Возможностей для реализации у любого современного парии больше, чем у отпрысков франзузских королей. Выжить до состояния вологодских братьев чисто статистически получится немногим, но достичь достаточно амбициозных целей шанс есть у каждого.

Повысить этот шанс именно в предпринимательской сфере можно полюбовавшись на шишки от чужих граблей. Я собрал что-то из своего, а что-то из опыта, про который так или иначе узнал на своём пути, что и предлагаю в следующем тексте.
Итак, предпринимательские помехи или палки в колеса.

Поразмыслив, я изложил их в неком порядке, близком к хронологическому:
• выбор ниши, идеи для бизнеса
• отсутствие денег для реализации идеи или для масштабирования
• правовые сложности (начало работы, ведение деятельности)
• конкуренция
• сложности в отношениях с клиентами
• сложности в отношениях с коллективом
• сложности продвижения
• сложности масштабирования
• выгорание от проекта
• сложности в отношениях с партнёрами
• прокрастинация
• отсутствие мотивации

Выбор ниши, идеи для бизнеса

Важная тема, которую я раскрою в следующем номере. Не переключайтесь!

Отсутствие денег для реализации идеи или для масштабирования

Проблема первоначального капитала на первую бизнес-идею обычно решается методом fff (family, fools, friends — семья, дураки, друзья). Именно эти люди — источник самых первых инвестиций. На этом этапе из человеколюбия я посоветовал бы лишь быть экономным и проверять гипотезы самыми экономичными способами из возможных. Лично я занимал первые деньги у любящей тетки. Потом уже в меня поверили и другие менее близкие и более богатые люди.
На стадии, когда экономика вашего первичного проекта срастается (вы зарабатываете больше, чем тратите), для привлечения денег на рост вам нужно лишь доказать, что модель действительно масштабируема. Методов для привлечения уйма: частные инвесторы из богатых дядек вокруг, инвестиционные пулы, краудфандинг, бизнес-инкубаторы.

Правовые сложности (начало работы, ведение деятельности)

На сегодня зарегистрировать в налоговой ИП или даже ООО совсем элементарно, даже не о чем тут писать. При этом процедура регистраций и уведомлений в других ведомствах гуманно упакована в «одно окно» этой налоговой регистрации. Именно в этом месте нам можно позавидовать — в США и кое-где в Европе всё помуторнее.

Однако после регистрации вы обречены на взаимодействие с бухгалтером. Отчётность даже на простейших системах выбранного налогообложения замысловата.
Лично я постоянно попадал и попадаю за какие-то мыслимые и немыслимые нарушения, так что хороший бухгалтер или на первое время бухподдержка обязательна.

Конкуренция

Очень важная составляющая предпринимательской активности. В зависимости от угла зрения и настроения может быть мотивирующей морковкой как спереди, так и сзади. Мы или бежим за лидером, или убегаем от наступающих на пятки.
Правильной стратегии для всех ситуаций и рынков, конечно, не опишешь. Но как мне кажется, правильным жизненным подходом является уважение к своему конкуренту. Его действия держат нас в тонусе, наполняют игру красками. Фокусироваться при этом стоит на работу со своим продуктом и сервисом, в том числе с учётом движений конкурентов, а не на борьбу в чистом виде. Особенно неприятна борьба цен. Это худшая из конкурентных стратегий.

В той модели конкурирования, что я заметил в своём опыте, все новые идеи достаточно быстро копируют. Если говорить про наш стольный край, то это было когда-то с грузоперевозками, маршрутками, автоюристами, кофеточками и прочим, и прочим. Так что если рынок вашего продукта или сервиса ограничен, то вы обречены на вечное развитие, что, впрочем, имеет свою экзистенциальную прелесть.

Из нашего последнего опыта мне вспоминается история, как известный в регионе спортсмен снялся в рекламе банного клуба конкурента. Ролик мне понравился, качественно снят, развивает рынок в целом, ведь множество людей до сих пор не открыли для себя ценности париться с профессиональным банщиком. Я выложил это видео в наших соцсетях. Конкуренты размещали его, в том числе, перед показами в кинотеатрах. И до сих пор мне прилетает, что тот ролик — рекламировал именно нас, а не конкурента. Вот вы вспомните, кого продвигает второй заяц, а не тот, что рекламирует Duracell?

Сложности в отношениях с клиентами

В моей практике был такой случай. Я только-только начал осваивать общепит. Стою за стойкой в качестве бармена. Наливаю пиво гостям. В зале заняты 2 столика. За одним давние, ходившие в это заведение еще до меня гости — компания из трёх мужиков. Они шумят и время от времени матерятся. За другим — семья в двух поколениях, одна из женщин беременна. По виду и те и другие с достатком.

Тогда я не нашёл ничего умнее, как сделать музыку чуть громче. Но в голове, на будущее, я решил, что мои гости, в первую очередь — второй столик. А первым вести себя так я больше не позволю.

Теперь всем приходящим к нам сотрудникам я доношу, что гость не всегда прав. Что наши гости — те, кто разделяет наши ценности и правила. Что хозяин в этом заведении именно он, сотрудник. И именно поэтому он не халдей, когда служит им, а гостеприимный хозяин. Который в заботе о гостях может и должен быть твёрдым, в том числе и с другими гостями, если этого требует ситуация.

Сложности в отношениях с коллективом

Сложности роста — довольно обширная тема. Я разделяю теорию спиральной динамики, согласно которой любой бизнес проходит через стадию выживания, семейственности, авторитарности, регламентации и так далее.
В момент перехода происходят неминуемые конфликты, поскольку меняется система ценностей в команде. Но и вне этих моментов трудности межличностного общения всегда яркая тема для руководителя.

Мне близок по духу принцип «люди ходят на людей», в самом общем виде обозначающий решающее значение вашего персонала для вашей репутации и в итоге для любого вашего продукта или сервиса.

Нельзя заставить сотрудников улыбаться через силу или на камеру. Это будет или фальшиво, или не будет вовсе. Сделать командную работу комфортной и при этом не потерять вектора развития бизнеса — это самая важная и самая трудная задача лично в моём опыте.

Убежден, что улыбаться искренне не заставит и большая зарплата. Так что задача чуть более сложная, чем просто экономика.

Я настаиваю на уважительном отношении как базе и на искренности в отношениях, пусть даже и в злости сверх того. С оговоркой, что, выражая злость, нужно быть очень щепетильным с формой. Тут я не дока, так что просто обратите внимание.

Сложности продвижения

Самый крутой и востребованный продукт или сервис — ничто без продвижения в нашу эпоху всеобщего профицита. Да, некоторые вещи сами себя раскручивают за счёт собственной вирусности. Но это скорее исключение. При этом реклама в наше время требует всё большей изощрённости. С одной стороны, важно, чтобы её заметили. С другой— чтобы она была результативной, а не просто креативной, — чтобы повышала продажи. С третьей и далее — чтобы была искренней, ненавязчивой, вызывала эмоции и дергала всех за триггеры.

Как я понимаю, у бизнеса на первых порах 2 важнейшие задачи: произвести что-то достойное чужих денег и продать это достаточному количеству страждущих. Зачастую нас кренит или в одну, или в другую сторону в целом либо время от времени.
Задача в том, чтобы балансировать между двумя крайностями либо найти партнёра, который уравняет вашу склонность продавать «купислона» или перфекционизм относительно продукта в стиле Джобса. Вспоминается характерная история про идеальность линий между микросхемами внутри MАС, на которой он настаивал, вопреки мнению, что ни один покупатель никогда этого не увидит и не оценит.

Если говорить об очевидных ошибках в части продвижения, то я бы выделил непродуманность или бесконтрольность маркетингового бюджета.

По мне совершенно очевидно, что каждое рекламное воздействие должно осуществляться осознанно. Не во всех прямоходящих, а исключительно на конкретную целевую аудиторию. С учётом языка, формы подачи информации, носителя рекламного послания.

Первым делом нужно осознать, кто потенциальные покупатели. Не в формулах «20–75 лет, женщина или мужчина, с доходом от 25 т. р.», а в деталях, имеющих отношение к самому продукту или потенциальному способу его продвижения. Например, молодая мать, 25–30, смотрит телевизионные каналы ТНТ, «Пятница». Ходит ежедневно в фитнес-клуб у дома и за продуктами в «Пятёрочку». Имеет потребность отдохнуть от ухода за ребёнком, но боится себе в этом признаться. Характер нордический, волевой.

Эффект от конкретной маркетинговой активности должен быть по возможности посчитан. Полученные результаты проанализированы.

Подход типа «зальём 10 процентов от оборотки и посмотрим» заимствован, видимо, из рыбной ловли сеткой. Это неэкологично, непрофессионально, неинтересно, а зачастую и летально.

Остальные тезисы в этом номере так и останутся тезисами. Поставим их на паузу до следующего раза.

Денис Спицын, совладелец банного клуба «Добрыня»

denspitsin
@denspits
denspitsin

2359