«Делай так, как считаешь нужным, и получай удовольствие»

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров, архив Брянского областного театра кукол

Брянский театр кукол представил новый спектакль — «Пингвинёнок, который хотел летать». Над постановкой поработали сразу три номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» — режиссёр Дмитрий Ши из Кургана, художник Валентин Викторов из Пензы и композитор Пётр Макаров из Мурманска. Спектакль необычный: в нём практически нет диалогов, происходящее порой напоминает сновидение, а по сцене в дыму летает бутафорский Гагарин. Но нам почему-то кажется, что после «Пингвинёнка» маленькие зрители выйдут из зала немного другими. Для этого есть несколько весомых причин.

«Делай так, как считаешь нужным, и получай удовольствие»
Художник Валентин Викторов:
Актёры брянского театра потрясающе виртуозно и точно работают с куклами. У них куклы ожили и задышали. Восхищён их работой!

— Первый раз, когда я взяла Пингвинёнка в руки, почувствовала, как жалко мне эту куклу, — рассказывает исполнитель главной роли заслуженная артистка РФ Елена Сафронова. — Тоненькие ножки, крылышки, вязаное пальтишко… И никто не хочет с ним играть. Куклы в спектакле особенные, в них даже без слов заключена целая история. И я всегда восхищалась валенками своего персонажа. Потрясающие! С пяточками!

Декорации к спектаклю изготовили в Брянске, а кукол в ПензеИ действительно у Пингвинёнка, которого придумал и создал пензенский художник Валентин Викторов, на миниатюрных валенках есть крохотные заплатки. И это у куклы, которая сама точно ходить не будет и настолько невелика в размерах, что из зала заплаток не видно.

— Когда я делаю обувь для персонажей, уделяю внимание деталям, — поясняет Валентин Викторов. — Потому на валеночках могут быть заплаточки, а на ботинках — шнурочки. В одежде тоже отрабатываю детали — пуговички, ремешки, рюкзаки и сумки. И неважно, если этого иногда не видно с дальних рядов. Всё равно детали влияют на отношение к воплощённому персонажу актёров и зрителей, рассматривающих кукол после спектакля.

Спектакль кукол

Просим художника рассказать, как создавались куклы для «Пингвинёнка», ведь кукол в брянском театре исторически изготавливали собственными силами, а тут вдруг — приглашённый мастер.

— Как строится работа? Режиссёр — в Кургане, вы — в Пензе, театр — в Брянске…

Режиссёр Дмитрий Ши— Мы в тандеме с режиссёром Дмитрием Ши ставим уже третий спектакль. Я приступаю к началу работы всегда одинаково. Сначала Дмитрий присылает пьесу, объясняет в общих чертах концепцию будущего спектакля, я придумываю декорации, кукол и черновые наброски посылаю ему через Интернет. С этого момента начинается совместная работа. Мы обсуждаем каждый набросок и постепенно «выруливаем» к окончательному варианту. Вот только тогда я рисую полноценные эскизы.
Работа над эскизами длилась примерно два месяца, и четыре месяца я делал кукол. Изготовить кукол мне всегда помогает моя супруга Галина Викторова. Она актриса театра кукол, но умеет многое. Для спектакля «Пингвинёнок» она делала «папье» голов кукол и шила одежду. Всех кукол для спектакля создавали мы, а декорации — в цехах брянского театра.

— Какие необычные материалы пригодились для изготовления кукол?

— Для того чтобы кукол одеть, я хожу на барахолку и в магазины «секонд-хенд». Только там можно обнаружить ткани подходящих цветов и фактур. Работаем, кстати, дома. У нас большой мною построенный дом, где на втором этаже мастерская со всеми необходимыми инструментами и станками.

— «Пингвинёнок» отличается от многих детских спектаклей цветом. Почему при создании кукол вы избегаете ярких оттенков?

— Во всех спектаклях, которые я делал в качестве художника, нет ярких, «открытых» цветов — только сложные, часто пастельные. Яркие, «открытые» цвета, на мой взгляд, мешают восприятию пластики и фактуры и в нашей стилистике неуместны. Хотя я не исключаю, что какой-либо последующий спектакль потребует иного цветового решения, где яркое будет уместно.
Кстати, мало потрудиться и покорпеть над куклами и декорациями. Очень важно, как актёры используют всё это, насколько они профессиональны. Актёры брянского театра потрясающе виртуозно и точно работают с куклами в «Пингвинёнке». У них куклы ожили и задышали. Это очень важно. Я восхищён их работой!

Как «Пингвинёнок» оказался в Брянске

В постановке задействованы известные брянские актрисы — Наталия Громыкина и Елена Сафронова и колоритный тандем братьев Краевых — Егора и Никиты.

— Всегда выбираю актёров по внутреннему ощущению, — рассказывает режиссёр спектакля, художественный руководитель Курганского театра кукол «Гулливер» Дмитрий Ши (Шишанов). — Конечно, театр — дело молодых. Энергия есть энергия! Но и мастерство актёров с богатым сценическим опытом впечатляет. И то и другое есть в актёрском ансамбле. Мне достаточно было обозначить основные моменты, а актёры выстраивали сцены сами.

— Дмитрий, как выбирали материал для брянского театра?

— Больше года материал ждал своего театра. Как-то мне попалась книга Сергея Седова «Сказки про мам». И в ней была сказка-коротыш про пингвинёнка, который хотел летать и, в конце концов, исполнил свою мечту. Потому что оказался не пингвинёнком, а альбатросом.

Вся сказка — два с половиной абзаца. Вместе с драматургом Евгенией Тарасовой мы написали полноценную пьесу. Я прислал рукопись своим знакомым в брянский театр и получил реакцию: заинтересовались.
— Вместе с художником Валентином Викторовым и композитором Петром Макаровым вы создали спектакль «Ангелочек» для Мурманского театра кукол, номинированный на «Золотую маску». Эта же команда работала над постановкой «Пингвинёнка». Как сложилось творческое трио?

Исполнители главных ролей Егор Краев, Елена Сафронова, Наталия Громыкина, Никита Краев— С Валентином Викторовым мы познакомились перед нашей первой совместной работой — «Ангелочек». Тогда я работал актёром в театре и у меня был материал, который мы написали вместе с Ярославой Пулинович — известным уральским драматургом. И я случайно увидел в Интернете, что Валентин ищет работу, увидел марионеток, которых он делал. Красоты запредельной! Надо понимать, это имя хорошо знакомо людям, интересующимся кукольным театром. Он много лет проработал в пензенском «Кукольном доме», театр — многократный обладатель «Золотой маски». И что я мог ему предложить? Написал: давайте нарисуем эскизы и выйдем на худсовет. Он прочитал сценарий, пьеса ему понравилась, работа началась. «Пингвинёнок» — третий наш совместный спектакль.

«Театр прекрасен, когда он стремится к музыке»

— Официально спектакль 6+. Это постановка для детей или для взрослых тоже?

— Для семейного просмотра. Как правило, когда у региональных театров появляются финансовые возможности, они приглашают режиссёров, чтобы поставить взрослый спектакль — рассчитанный на взрослую, серьёзную публику. Детский репертуар зачастую страдает. Но театр кукол — театр для детей, как бы он себя ни позиционировал. Если не будет качественных постановок для детей, тогда и взрослые не придут на серьёзные спектакли. Важно помнить об основной публике. Без детского репертуара кукольный театр не проживёт, в том числе финансово.

— Какие ценности вам хотелось бы донести до своего зрителя?

— Не хотелось бы ограничивать зрителя какими-то смыслами, решать за другого человека. Люди старшего поколения слишком долго жили в Советском Союзе — с определённым уровнем воспитания, жизненными принципами, манерами. Чтобы мы могли свободно воспринимать искусство, должно вырасти два поколения, как говорят, непоротых детей. Тогда появится свободное ощущение жизни, спектакля, искусства. По такой формуле: если ты так чувствуешь, значит, это и есть правда.
Театр прекрасен тогда, когда он стремится к музыке. Вы можете сказать, о чём музыка? Это невозможно! Выражение музыки в словесной форме всё рушит.

— А Брянск к такому готов? Брянск в этом плане — театральный город?

— Как сказал однажды режиссёр Лев Абрамович Додин, лучше самый плохой театр, чем самый лучший взвод солдат. В Брянске театр хороший. И я желаю коллективу в новом прекрасном здании новых постановок и крупных режиссёров, готовых менять представление об искусстве.

«Делай так, как считаешь нужным, и получай удовольствие» — фраз в спектакле немного, и эта точно ключевая. Относится она не столько к сюжету, а в целом к процессу рождения спектакля. Где нет ничего вторичного: и сценарий оригинальный, и музыка написана специально для «Пингвинёнка», и куклы — отдельное произведение искусства. В общем, сделали так, как посчитали нужным. А удовольствие получать нам, зрителям.

Просмотров: 84