Ольга Ерина: «Этикет начинается с уважения к себе»

Александра Савелькина

Сенсация, недавно облетевшая мир: британская королева Елизавета II сфотографировалась, держа руки в карманах твидового платья! Оказалось, монаршая особа впервые за многие годы нарушила королевский этикет, но призналась, что мечтала об этом всю жизнь. Вот и нам захотелось разобраться, что делает королев королевами, как вежливо нокаутировать хейтеров, почему мужчина больше не должен первым входить в лифт и как правильно звонить учителю после шести. А помогла нам в этом основатель школы этикета, знаток хороших манер Ольга Ерина.

Ольга Ерина: «Этикет начинается  с уважения к себе»

У Ольги три высших образования — энергетик, инженер-сметчик и педагог по светскому и деловому этикету. Изучением этики увлеклась ещё в подростковом возрасте, затем хобби переросло в необычный для Брянска социальный проект — школу этикета. Преподавание Ольга совмещает с основной рабой — составлением смет для проектных и монтажных организаций. В момент, когда мы записывали интервью, она работала над сметой для строительства многокилометрового газопровода во Владимирской области.

— Ольга, коротко сформулируйте: зачем нужны правила этикета? Ведь, по большому счёту, без них можно и обойтись.

— Этикет придуман для того, чтобы нам было комфортно находиться и общаться друг с другом. Строгие правила есть, но они действуют только в отношении деловой этики и протокола. Все остальные нормы построены на логике, здравомыслии, гигиене и взаимном уважении. Не знаете, как поступить? Поставьте себя на место собеседника и действуйте так, как вам хотелось бы, чтобы поступили с вами. Этикет — это наша внутренняя культура.

— Но всё же правила знать не помешает. Начнём с сетевого этикета. Троллинг, агрессия хэйтеров — обратная сторона медали для тех, кто добивается популярности в Сети. Как воспитанному человеку реагировать на нападки завистников или неприятные комментарии в Интернете?

— Как и в реальной жизни. Агрессивные высказывания лучше игнорировать. Задача таких личностей — провокация, на которую воспитанные люди не поддаются. Если высказаться всё-таки хочется, у вас есть прекрасная возможность взять паузу и продумать ответ до мелочей: сформулировать его максимально тактично или перевести в шутку. Представьте: в руках у провокатора — мяч. Если вы вступите в перепалку, примите его подачу и начнёте играть по его правилам. Не отвечайте. Пусть играет в одиночестве. А вот комментарии (даже самые обидные и несправедливые) удалять не стоит: это повод задуматься о том, что вам есть что скрывать.

— Многие пользуются мессенджерами и соцсетями для делового общения. Но, по сути, эти каналы неформальные. Как невольно не переступить грань?

— Самое главное — не перейти в фамильярность и помнить: всё хорошо в меру. Текст, написанный ВЕРХНИМ РЕГИСТРОМ, воспринимается как активный напор, агрессивное желание донести мысль. Более трёх смайликов или закрывающих скобок-«улыбок» намекают на истеричность тона. Понимаем это и делаем выводы. Формулируйте мысль в одном сообщении, чётко и по существу. Кстати, если вы пишете на электронную почту, зарегистрированную на корпоративном домене, недопустима никакая личная информация и шутки — это область делового этикета. Если же почта личная, а вопросы деловые — неформальный стиль допустим, но, конечно, чувство такта должно быть в приоритете.

Правило двух «восьмёрок»

— Всего двадцать лет назад считалось невежливым звонить по рабочим вопросам на домашний номер, а это значит — уже после шести часов вечера. Сейчас у каждого мобильный телефон, рабочий день всё чаще ненормированный. Изменились ли правила этикета?

— Если речь о деловом этикете, невежливо беспокоить человека до 8 утра, после 8 вечера и в выходные, за исключением экстренных случаев. Аналогичные правила действуют в отношении мессенджеров и чатов, если, повторюсь, речь о деловом общении. Родительский чат — это, кстати, тоже деловое общение. Что касается светской этики, то по личным вопросам после 10 вечера беспокоить не стоит.

— Наши дедушки и бабушки рассказывают, как боялись обратиться к учителю в классе, а сейчас подростки могут запросто позвонить классному руководителю, чтобы уточнить домашнее задание…

— Одно могу сказать точно: школьник в нерабочее время не должен писать или звонить учителю. Особенно если это ученики младшего звена. Задать интересующие вопросы мамы и папы могут в родительском чате — сейчас это распространённая практика. Если же вам необходимо задать личный вопрос учителю или воспитателю вашего ребёнка в нерабочее время, прежде чем набрать номер, лучше написать: «У меня есть личный вопрос. Могу ли я вам позвонить?» Мы все разные, необходимо с уважением относиться к личному пространству друг друга.

— А если мы понимаем, что человек намеренно не отвечает на звонок, а дозвониться нужно, то как быть?

— Больше двух звонков делать не стоит. Лучше оставить сообщение в том же WhatsApp или Viber. Во-первых, мы увидим, когда сообщение прочли. Во-вторых, у человека могут быть причины, по которым он не может или не желает ответить на звонок. Создав комфортную ситуацию для диалога, вы скорее получите ответ, и репутация воспитанного, а не навязчивого человека останется за вами.

Бизнес — не леди?

— Мы сейчас говорили о новых правилах этикета. А можете привести примеры норм, которые устарели?

— Этикет — мобильная тема. Мир меняется, появляются новые правила. Раньше в лифт входил первым мужчина — как в темноту, как в опасность. Но разве сейчас лифт опасная зона? Теперь в лифт входит тот, кто стоит первым.

— Мода на феминизм меняет представление об этике?

— К счастью, в России гендерный признак по-прежнему имеет весомое значение. Но если женщина себя позиционирует как бизнес-леди и пришла на бизнес-встречу с партнёром-мужчиной, нельзя рассчитывать на послабления. И это не феминизм, а деловой этикет: в приоритете статус, потом возраст и только затем гендерный признак. Хотя этикет не запрещает кавалеру быть галантным и демонстрировать это в общении.

Мастер-класс по столовому этикету— Вы организуете мастер-классы и обучающие курсы по этикету. С какими вопросами обращаются взрослые?

— Деловые взаимоотношения, взаимодействие с партнёрами, элегантность, как и чем помочь ребёнку в подростковый период…
Наиболее часто задают вопрос, как правильно отказать или, наоборот, сделать так, чтобы сделка была заключена. Это огромная тема! Нюансы важны начиная с того момента, как вы встречаете своего клиента или потенциального партнёра. Многое зависит от жестов, умения расположить к себе, от выбора момента для начала переговоров. Самое простое правило: если человек замыкается, складывает руки на груди — меняйте тему.
На самом деле любой ситуацией можно управлять. По большому счёту этика — это психология отношений, умение оценивать окружающих и предвидеть развитие событий по движениям, жестам, тону голоса. Она напрямую связана с эстетикой, моралью, нравственностью, идеалами. Правила этикета — это лишь одна из маленьких частей этики.

«Меняя себя — меняешь мир!»

— Посоветуйте какую-нибудь методику, которая всем может быть полезна.

— Small talk — короткий диалог на приятную и интересную тему. Малый разговор необходим для быстрого установления контакта, заполнения неловких пауз, создания атмосферы. Лёгкая непринуждённая беседа, которую стоит освоить каждому. Кстати, технология работает и в сфере продаж, а также деловых встречах, светских раутах, да и просто в лифте.

Главное понимать, о чём можно, а о чём не стоит говорить, как начать и как выйти из разговора. Обо всём этом я рассказываю на занятиях. И мне приятно, что эта тема пользуется популярностью в качестве персональных уроков в деловых кругах.

— Грядут новогодние корпоративы, куда принято приглашать сотрудников и деловых партнёров. Как не потерять лицо?

— Надо всегда быть самим собой. Если вам предлагают бокал с шампанским, то отказываться не стоит и уж тем более долго объяснять, что вы за рулём или принимаете антибиотики и вообще завтра нужно быть в форме и сдавать отчёт… Так мы только привлекаем внимание к себе. Позвольте себе пригубить напиток, играйте бокалом, ведь он так роскошно смотрится в руке.

— Брянск — культурный город?

— Перспективный. Я родилась в Ивановской области, училась в Белоруссии, в Брянск попала по воле судьбы. Приятно осознавать, что услуги преподавателя этики здесь сегодня востребованы, значит, город развивается, значит, культура личности важна и актуальна.

— А что делает любой город некультурным?

— Неуважение к другим, отсутствие чуткости и эгоистичность. Шокирует равнодушие, когда в людях нет потребности позаботиться о другом человеке и это искренне считается нормой.

— Вспомните, когда вы нарушали этикет и с чем это было связано.

— Для меня этика — это постоянное самосовершенствование, и, конечно, всегда быть в рамках невозможно. Важно осознавать, где и что допустимо. К примеру, раньше я недооценивала важность дресс-кода. Сейчас, напротив, стараюсь соблюдать и соответствовать ситуации, понимая, что мелочей не существует.

Большинство людей ассоциируют этикет с умением пользоваться столовыми приборами, и уместно говорить «спасибо» и «пожалуйста». На самом деле я преподаю детям психологию отношений, учу их видеть прекрасное, быть уверенными и цельными личностями, наполненными достоинством.

Достоинство и уважение — это то, с чего начинаются все правила этикета. Позвольте себе расти и меняться! Меняя себя — меняешь мир!

Просмотров: 133