О нацпроекте «Международная кооперация и экспорт»

В апреле Правительство РФ начнёт принимать первые заявки от российских компаний, которые готовы участвовать в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». В рамках этого проекта будет сформирован список организаций, которые будут участвовать в корпоративных программах повышения конкурентоспособности (КППК). О целях этого нацпроекта, о том, какие компании могут участвовать в КППК, а также о том, как процесс отбора будет контролироваться, рассказали эксперты Центра исследований проблем реальной экономики при Российском университете им Г. В. Плеханова.

О нацпроекте «Международная кооперация и экспорт»

В национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» правительство выработало новые механизмы стимулирования развития российской промышленности. В первую очередь, они направлены на повышение международной конкурентоспособности. Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий российскую промышленность, уже назвал нацпроект базовым для российского реального сектора экономики на ближайшие шесть лет. Основной целью программы правительство считает получение новых рынков сбыта российских товаров и услуг в добросовестной конкуренции с зарубежным бизнесом, а её выполнение должно существенно улучшить структуру и качество российского экспорта.

«В правительстве выделили несколько ключевых задач, выполнение которых должно способствовать реализации нацпроекта. В первую очередь, это увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в валовом внутреннем продукте страны, а также формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза», — рассказал директор ЦИПРЭ — заведующий кафедрой экономики промышленности Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Андрей Быстров.

Выполнение этих условий должно способствовать увеличению объёма торговли между государствами — членами Союза и обеспечить рост накопленных взаимных инвестиций.

О важности поддержки экспорта, который всё чаще рассматривается как инструмент настройки экономики, повышения её конкурентоспособности и придания ей инновационного характера в конце прошлого года говорил Президент РФ Владимир Путин.

Меры поддержки и субсидирование

Общий бюджет программы составляет 956 млрд руб., из которых: 44,1% (422 млрд руб.) приходятся на промышленный экспорт; 10,4% (99 млрд руб.) — на системные меры развития экспорта; 42,6% (407 млрд руб.) — на экспорт продукции АПК; 2,3% (22 млрд руб.) — на логистику международной торговли и 0,6% (6 млрд руб.) — на экспорт.

Инструментами поддержки являются субсидии и специализированные проекты. Льготное финансирование по процентным ставкам на кредиты по экспорту и созданию экспортно-ориентированных производств составит 361 млрд руб. На инфраструктуру поддержки экспорта через продвижение российской продукции на зарубежные рынки и снижение административных затрат для экспортёров будет выделено 21 млрд руб. Также предусмотрено субсидирование транспортировки продукции на экспорт в размере 15 млрд руб. На поставки авиа- и железнодорожной техники по программе «Российская промзона в Египте», а также на экспортные программы Фонда развития промышленности (ФРП) будет выделено 47 млрд руб.

Финансовая поддержка корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) со стороны государства составит 327 млрд руб. Специально разработанные механизмы «Росэксимбанка» и «Внешэкономбанка» (ВЭБ) — 34 млрд руб.

«Эти средства должны быть направлены на создание новых производств, постэкспортное финансирование, поддержку ориентированных на экспорт проектов (включая кредиты иностранным покупателям российской продукции), а также аккредитивы и факторинг. В итоге общий объём предоставленных кредитов промышленным предприятиям должен составить 7 трлн рублей», — отметил Андрей Быстров.

По оценке правительства России, программа субсидирования позволит кратно увеличить выручку предприятий, которые примут в ней участие.
По итогам реализации программы КППК объём промышленного экспорта должен вырасти в 2019 году до 136 млрд долларов, в 2021 году составить 153 млрд долларов, а к 2024 году достичь 205 млрд долларов. Эффективность, по оценке Минпромторга, — получение не менее 16 руб. экспорта на 1 руб. поддержки.

Отраслевой экспорт с 2017 по 2024 годы должен увеличиться в сегменте машиностроения на 81,8%, до 60 млрд долларов, в металлургии — на 38,1%, до 58 млрд долларов, в химическом комплексе — на 78,7%, до 37 млрд долларов, а в лесохозяйственной отрасли — на 78,9%, до 17 млрд долларов.

География экспорта включает страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Латинской Америки, Ближнего Востока.

«В конечном счёте результаты программы субсидирования коснутся не только развития предпринимательского сектора, но и рядовых граждан. Это произойдёт за счёт создания новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест, за счёт появления дополнительных источников для решения социальных проблем, развития производственной и социальной общественной инфраструктуры», — отметил Андрей Быстров.

Правила отбора производителей и параметры КППК

Отбор производителей федерального значения проводится Минпромторгом, тогда как отбор производителей регионального значения проводится уполномоченными органами субъектов РФ. Общее количество программ должно составить в 2019 году — 250; в 2021 году — 300; а к 2024 году — 320.

Чтобы принять участие в конкурсе компания должна направить заявку. После того как её рассмотрят, необходимо будет пройти квалификационный отбор на соответствие требованиям. Если вопросов у комиссии не возникнет, то производитель будет включён в перечень, утверждён на межведомственной комиссии, после чего ему будет предоставлена возможность для получения льготного банковского финансирования и другой поддержки, которая предусмотрена программой.

Участники программы на федеральном уровне — это системообразующие предприятия, которые производят промышленную продукцию, их дочерние и зависимые компании. На региональном уровне — производители промышленной продукции, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации.

У потенциального участника должна отсутствовать просроченная задолженность перед бюджетной системой России, он не должен являться иностранным юридическим лицом, а также офшорной компанией, кроме того, в течение 3 последних лет компания не должна находиться в процессе ликвидации или банкротства. Также должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов по ним.

Для участия организация должна получить заключение о подтверждении производства продукции на территории РФ (за исключением фармацевтической продукции); лицензию на производство лекарственных средств (для производителей соответствующей отрасли). Участник промышленного кластера должен производить продукцию, на которую получено заключение о подтверждении её производства на территории РФ (за исключением фармацевтической продукции). Для фармацевтической продукции — получена лицензия на производство лекарственных средств. Продукция должна подлежать экспорту.

Предполагается, что такие критерии отбора участников позволят снизить риски. «Получателями налоговых и неналоговых преференций должны быть только те бизнесы, которые берут на себя обязательства, превышающие текущие показатели работы их прямых конкурентов», — подчеркнул вице-премьер Дмитрий Козак, говоря о критериях отбора участников проекта.

Агент со стороны правительства

Агентом со стороны Правительства РФ, который будет осуществлять организационно-консультационную поддержку участников КППК назначен Российский экспортный центр (РЭЦ). РЭЦ будет регистрировать и рассматривать заявления коммерческих банков на получение субсидии, а также направлять в Минпромторг заключения по результатам проверки о возможности предоставления субсидии.

РЭЦ уполномочен подписывать совместно с Минпромторгом России и участниками КППК соглашения о предоставлении субсидии, осуществлять ведение реестра соглашений о предоставлении финансирования, проводить прогнозирование и оценку потребности в бюджетных ассигнованиях на цели предоставления субсидии. Помимо этого агент будет осуществлять проверку на соответствие требованиям коммерческие банки, иные кредитные соглашения о предоставлении льготного финансирования, правильность расчёта суммы субсидии и показателей результативности её использования.

Просмотров: 557