Брянский театр кукол: возвращение домой

Александра Савелькина • Алексей Жучков

«Как вам новый брянский театр?» — с порога озадачивает директор театра кукол Александр Тиняков. Первая мысль: как же новый? Здание построено в 1956 году, в 1972-м в нём открыли театр кукол, многие работают здесь больше тридцати лет, да и горожане, кому за тридцать, с ностальгией вспоминают, как охали от восторга на «Маугли» в конце 80-х. Но потом — из долгих разговоров и прогулок по закулисью — становится понятно: такого театра в Брянске действительно ещё не было! И мы расскажем почему.

Брянский театр кукол: возвращение домой

Открытие Брянского областного театра кукол в 1972-м стало большим культурным событием. Достаточно сказать, что первым главным режиссёром был назначен ученик легендарного Сергея Образцова, народный артист РСФСР Афанасий Эстрин, а художник-конструктор Александр Максимов приехал в Брянск из Ленинградского Большого театра кукол. В творческом плане театр всегда держал марку, и наши читатели наверняка помнят восторженные репортажи с премьер спектаклей для семейного просмотра: «Puppet show», «Цирк Шардам», «Оскар и Розовая дама».

Как Брянск чуть не потерял театр кукол

А потом случилось то, что случилось. В 2012 году прежнее руководство области приняло решение о проведении ремонта в здании театра. В 2013 году отвалилась штукатурка подвесного потолка. На этом основании эксперты признали здание аварийным. В 2014 году коллективу театра пообещали построить новое здание взамен старого, якобы несущего угрозу для жизни и здоровья маленьких зрителей. А на самом деле площадку в сердце Володарского района хотели отдать под очередной торговый центр. На защиту театра поднялся коллектив, актёры стали писать письма во все инстанции. Новый губернатор Брянской области Александр Богомаз принял решение сохранить театр кукол и провести реконструкцию здания. На неё из бюджета Брянской области выделили более 100 миллионов рублей.

— Тот факт, что область не потратила ни рубля из федерального бюджета, а выделила деньги из своего, так сказать, кармана, говорит об отношении власти к культуре: в нашем регионе она финансируется не по остаточному принципу, — подчёркивает Александр Тиняков (на фото).
Так, на фоне оптимизации учреждений культуры и сокращения их численности во многих регионах России в Брянске появилось новое учреждение культуры. Напомним, когда в 2015 году театры кукол и юного зрителя были реорганизованы в ГАУК «Брянский областной театр для детей и юношества» — театр кукол перестал существовать на бумаге. Его новая история начинается с 28 декабря этого года. Театр открылся после масштабной реконструкции. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Брянской области Александр Богомаз и полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЦФО Игорь Щёголев. 11 февраля 2019 года в обновлённом театре кукол состоялся праздничный вечер «Всех друзей к себе зовём, приходите в новый дом!». Открытие театра кукол в Брянске ознаменовало наступление в России Года театра.

Что изменилось?

Конечно, лучше один раз увидеть, чем читать пересказ. Театр значительно увеличился в размерах. Появились четыре пристройки. В них разместились гардероб, кассовый зал, раздельные уборные для мальчиков и девочек, современная система пожаротушения и буфет — поверить сложно, как театр справлялся без всего этого более сорока лет! Актёры получили просторные гримёрные, в каждой — по два-три человека. Их интерьер также продумывали с максимальной заботой о комфорте, например, купили удобную мягкую мебель. Для сравнения: до переезда в театре было всего две небольшие гримёрки. Мужская и женская. На всех.

Совершенно иначе теперь выстроена внутренняя логистика театра. Раньше рабочие цеха театра находились практически через стену от зрительного зала: во время спектаклей и репетиций приходилось останавливать работу. И это, конечно, доставляло неудобство. Теперь цеха вынесены на периферию здания.

Театр стал более независимым во многих вопросах: появились собственная студия звукозаписи, мини-типография и конференц-зал. Активно развиваются новые направления деятельности, не только театральной: в гостиной театра в рамках нового проекта «Знай наших!» побывали брянский космонавт Виктор Афанасьев, ветеран-подводник Виктор Андреев. Они встретились здесь со школьниками Володарского района Брянска. Актёры театра и художники бутафорского цеха организуют мастер-классы. И детвора, и взрослые с большим интересом посещают закулисье театра кукол.

«Это совсем другой театр!»

— Но сердце театра — это, конечно, преображённый зрительный зал на 200 мест, — рассказывает директор Александр Тиняков на импровизированной экскурсии. — Пришлось обзванивать десятки специализированных фабрик, чтобы найти особые кресла-трансформеры с дополнительными мягкими пуфами для малышей. Посоветовавшись со звукорежиссёром, полностью пересмотрели систему звукового оснащения зала. По периметру зала установлены 10 мощных колонок. Всё оборудование профессиональное, от ведущих производителей. В зале — 80 световых точек, выносной софит, проектор. Кстати, ни у одного другого учреждения культуры в нашей области нет отдельной цифровой диммерной станции для управления светом и звуком. Это совсем другой театр и совсем другие творческие возможности!

— Александра Николаевич, какие новые спектакли появятся в репертуаре театра?

— В этом году намечены 4 новые постановки: «Теремок», «Пастушка и трубочист», «Пингвинёнок, который хотел летать» и «Мойдодыр». Три из них финансируются в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Пока будем работать с приглашёнными режиссёрами. Репетиции «Теремка» в конце апреля начнёт режиссёр из Санкт-Петербурга Никита Шмитько, а «Мойдодыра» будет ставить Павел Акинин. Он несколько лет проработал у нас главным режиссёром, и его постановки полюбились брянским зрителям.

— Будет ли у театра главный режиссёр?

— Нам бы очень хотелось. Но режиссёры театра кукол — по нынешним временам штучный товар, мы ищем личность, новатора. Поэтому пока присматриваемся. В середине мая мы распахнём двери для участников Международного Славянского фестиваля «Театр +» — это хорошая возможность пообщаться с именитыми режиссёрами из России, Белоруссии, Болгарии. У нас много замыслов и идей! И спасибо региональным властям, что сейчас творчество — это главное, чем озадачен наш коллектив.

От первого лица

Елена Сафронова, заслуженная артистка РФ:
— Слава Богу, что это всё состоялось, что в Брянске сохранили театр кукол. Ведь это самая первая и важная ступень для того, чтобы ввести детей в мир театра. Нельзя отрицать, что за эти годы мы в какой-то мере потеряли своего зрителя. За пять лет выросло поколение юных брянцев, которых вовремя не познакомили с театром. Я замечаю, что дети теперь немножко по-другому ведут себя во время спектаклей, словно они в кинозале. Будем над этим работать, потому что мы в ответе за то, какие взрослые из них получатся.

Егор Краев, артист театра:
— Хотелось бы постоянного режиссёра, эдакий творческий стержень для коллектива. Да и всё, собственно говоря. Условия для творчества созданы хорошие. И мало того, что я сам здесь уже почти десять лет, но и брата Никиту привёз. С его участием сможем возродить спектакли, рассчитанные на двух актёров-мужчин. Чего ещё хочется? Неограниченной творческой свободы.

Наталия Громыкина, артистка театра:
— Хотелось бы больше гастролей и фестивалей. Годы без театра были тяжёлыми для нас. И сейчас это ещё не победа, потому что театр — это не только здание, это насыщенная творческая жизнь, наполненная  интересными идеями, экспериментами, и мы готовы это доказать!

Наталия Исаева, заслуженная артистка РФ:
— Войдя в обновлённое здание, конечно, мы наконец-то получили удовлетворение и удовольствие. Пять лет были вычеркнуты из нашей творческой жизни. Да и личной тоже, ведь театр — это неотъемлемая часть каждого из нас. Глядя на то, что для нас создано, хочется оправдывать усилия и затраты, хочется творить! Поэтому будут новые спектакли, интересные и нам, и зрителям. Имея столь современное и комфортное здание, нужно обязательно громко о себе заявлять. Приятно, что наше руководство на всех уровнях готово и в дальнейшем поддерживать нас. Нам выделяют деньги на новые постановки и гастроли. И перемены к лучшему обязательно продолжатся!

Елена Майорова, художник-скульптор высшей категории:
— Такое чувство, будто мы никуда не уезжали. Главное, что сохранился уникальный коллектив. Я пришла в театр, когда мне было девятнадцать и почти уже сорок лет здесь работаю. Если считать в куклах, их сделано больше тысячи. Художник-бутафор Любовь Моталова пришла 15-летней девочкой: мечтала стать швеёй в ателье, но без паспорта не взяли на работу. А тут оказалась на своём месте. Она — самородок, из глыбы поролона может вырезать человека! У нас все люди — редкие. Когда художник-модельер Екатерина Сизонова ушла в декретный отпуск, стали искать замену: опытная портниха из другого театра взялась «обшить» кукол и через неделю отказалась от этой работы. Постигает профессию художника-бутафора Галина Сулимова, она в коллективе 6 лет, самая молодая. Уникальную механику кукол делает ещё один редкий специалист —художник-конструктор Виталий Дунаев. Все мы очень любим свою профессию, потому что в каждом спектакле бывают вещи, которые прежде мы никогда не делали. Мы с удовольствием осваиваем что-то новое. И радуемся, когда наш труд, помноженный на мастерство актёров, с радостью принимает публика.

Александр Коробко, заместитель губернатора Брянской области:
— У нас не было других вариантов — театр кукол нужно было спасти. Несправедливо были сделаны выводы о его «непригодности» ради того, чтобы получить привлекательное место в центре Володарского района. Губернатор Брянской области Александр Васильевич Богомаз принял решение остановить снос здания театра, создать специальную комиссию и оценить реальное состояние здания. Благодаря его твёрдой позиции, слаженным действиям правоохранительных органов, работе строителей, сотрудники театра вернулись в свой творческий дом, а к нашим маленьким жителям вернулась сказка. Справедливость восторжествовала. В сказках добро всегда побеждает зло, а в случае с театром кукол это произошло и в жизни.
Обещание, которое дал губернатор и актёрам, и зрителям, выполнено: театр мы не только сохранили, но и сделали его современным, красивым и удобным для всех. Символично, что это произошло именно в Год театра в России. Культура — это наше достояние, дети — наше будущее, и именно ради будущего мы должны сохранять, приумножать и передавать традиции, заложенные нашими предками, из поколения в поколение.
Мы не останавливаемся на достигнутом — сейчас уже ведутся работы по ремонту ДК БМЗ, обновится Брянский областной драматический театр имени А. К. Толстого, ТЮЗ и многие другие объекты культуры. Брянская область — уникальный регион, где культурные традиции испокон веков являлись достоянием как наших жителей, так и всей страны. И такие объекты культуры мы также в этом году начинаем реконструировать. Это музей-заповедник «Палеолит» в селе Юдиново Погарского района и наша святыня, гордость и реликвия, памятное место для всех, кто освобождал нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, — мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Всё это мы делаем и будем делать ради того, чтобы будущие поколения знали свою историю, культурно развивались и гордились своим родным краем!

  • * * *
  • И если вы до сих пор не знаете, как провести семейные выходные, приезжайте в театр на Пушкина, 12. Ручаемся, получите огромное удовольствие от игры актёров, влюбитесь в этот мир и подарите ребёнку ещё одну хорошую привычку. Мы — точно идём!

Просмотров: 165