нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» и цены на бензин

Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» позволит к 2025 году привести в порядок почти 51% региональных дорог и 85% городских автотрасс. Согласно паспорту нацпроекта, на эти цели предусмотрены инвестиции в объёме 4,8 трлн рублей. При этом федеральный бюджет направит 440,9 млрд рублей, а региональные бюджеты почти в 10 раз больше — 4,139 трлн рублей.

По словам директора Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрея Быстрова, «финансирование проекта за счёт региональных бюджетов объясняется тем, что к 2024 году 100% федеральных налоговых доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо, и другие) будут направлены в бюджеты РФ».

Так, в 2019 году регионы получат 58,1% от всех акцизов, в 2020 году — 66,6%, в 2021 году — 74,9%, в 2022 году — 83,3%, в 2023 году — 91,6%. Финансирование нацпроекта с 2022 года в основном будет осуществляться за счёт акцизов на нефтепродукты, которые будут больше чем на 80% переданы к этому времени регионам.

Андрей Быстров напомнил, что норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2018 году составлял 42,6%, а в 2019 году — 39,8% от общего объёма поступлений топливных акцизов. Исходя из этого, федеральный бюджет получил от акцизов на нефтепродукты 161,024 млрд рублей в 2018 году и 156,977 млрд рублей получит в 2019 году. Согласно действующему бюджетному кодексу, из акцизных поступлений, которые остаются в федеральном бюджете, только 37% направляются в федеральный дорожный фонд. При этом региональные дорожные фонды забирают у региональных бюджетов акцизы в полном объёме. В 2019 году ставка акциза на бензин класса Евро 5 составляет 13,1 тыс. рублей за тонну, а на дизель — 8,541 тыс. рублей.

Главными источниками пополнения дорожных фондов продолжают оставаться — плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (тариф в рамках системы «Платон»), штрафы ГИБДД, субсидии федерального бюджета и бюджетов регионов, транспортный налог. «Однако основным источником средств для всего дорожного строительства остаётся нефтяной сектор», — отметил Быстров. Согласно проекту бюджета на 2019 год, ставка тарифа в рамках системы «Платон» составит с 1 июля 2,24 руб./ км, что обеспечит поступление в бюджет почти 25 млрд руб. по итогам 2019 года и около 26 млрд руб. в 2020 году.

Задача отраслевой реформы ТЭК — в течение 2019–2024 годов постепенно снизить до нуля экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газовый конденсат, одновременно поднимая в равнозначных объёмах налог на добычу полезных ископаемых. Рост НДПИ автоматически означает рост закупочной цены для нефтеперерабатывающих заводов.

«Цена на нефть на внутреннем рынке во многом зависит от экспортного «нетбэка» — средней мировой цены за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов. Нефтяные компании на фоне обнуления пошлины стремятся экспортировать максимальное количество сырья, создавая искусственный дефицит на внутреннем рынке», — сказал эксперт.

Андрей Быстров напомнил, что задачу по стабилизации внутренних цен на топливо пришлось решать вице-премьеру Дмитрию Козаку. В частности, по словам директора ЦИПРЭ, правительство выстроило систему ограничительных, защитных, страховых и поощряющих механизмов, а в случае возникновения экстремальной ситуации предусмотрело установление заградительных экспортных пошлин.

Основным защитным механизмом стало введение новой подакцизной группы товаров — нефтяного сырья, получаемого НПЗ для переработки. Была определена формула расчёта этого акциза, основанная на экспортных ценах на нефть и на соотношении пары рубль–доллар, а также механизм «обратного акциза» — по сути налогового вычета, но с использованием плавающего коэффициента. Однако, как подчеркнул Быстров, не все НПЗ могут получить обратный акциз, а только те, которые имеют специальное свидетельство. Его могут получить вертикально-интегрированные нефтяные компании; компании, попавшие под санкции; НПЗ, осуществляющие модернизацию; и те, кто активно торгует внутри страны топливом класса Евро 5. Также «компании могут лишиться лицензии, если будут продавать на внутреннем рынке меньше 10% топлива от количества полученного сырья», — добавил он.

По мнению Быстрова, разногласия между топливными компаниями и правительством — не в обратном акцизе, а в его дополнении, так называемом демпфирующем, или плавающем, коэффициенте. Это компенсация компаниям потерь в том случае, если экспортные цены выше средних значений, а рубль — ниже. В его формулу первоначально заложили среднюю цену — 56 рублей за литр бензина и 50 рублей за литр дизеля.
«Но в первом квартале 2019 года, когда заработал обратный акциз и его демпфирующий коэффициент, мировые цены были, наоборот, ниже, а рубль — выше ожидаемого уровня. Формула сработала не в интересах компаний, а в пользу государства», — сказал эксперт.

В начале марта эксперты оценили потери нефтяников от продажи топлива на внутреннем рынке в 55 млрд рублей. Правительство скорректирует формулу, снизив средние значения цены на бензин и дизель на 5 и 4 рубля, соответственно. Это решение было принято вместе с решением о продлении соглашения между правительством и компаниями по заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

«Сейчас определяются источники компенсации потерь бюджета от корректировки формулы демпфера. Эти потери Минфин оценил в 120–190 млрд бюджетных рублей в год. Ранее в качестве источника рассматривался Фонд национального благосостояния. В своё время он также обсуждался и как возможный источник финансирования дорожностроительных затрат. Однако выбор был сделан в пользу акцизов на нефтепродукты, рост которых также отражается на внутренних ценах на топливо», — сказал эксперт.

Быстров отметил, что нефтяные компании предлагают правительству свои альтернативные методы решения задач по регулированию топливного рынка, например, перенести обратный акциз с НПЗ на АЗС, сделать обратный акциз плавающим, ввести обязательные объёмы поставок на внутренний рынок.

Напомним, что крупнейшие нефтяные игроки ещё в ноябре 2018 года обязались в первом квартале 2019 года удерживать цены на НПЗ не выше установленных правительством и увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с 2017 годом. В конце марта 2019 года соглашение было продлено ещё на 3 месяца. Правительство планирует за время действия продлённого соглашения разработать другой — «неручной» — способ контроля внутренних цен. Им может стать лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов.

Просмотров: 1356