Алексей Кузнецов — ровесник Брянской области

Владимир Павлов • Михаил Фёдоров

В эти праздничные дни, когда родная Брянщина отмечает 75-летний юбилей, ветераны строительной отрасли и Брянское объединение строителей поздравляют ещё одного замечательного юбиляра: в марте 75-летие отпраздновал генеральный директор АО «Стройсервис» Алексей Степанович Кузнецов.

Алексей Кузнецов — ровесник Брянской области

Алексей Степанович Кузнецов — заслуженный строитель РФ, почётный строитель Российской Федерации, кавалер ордена Почёта. Он более тридцати лет руководит предприятием стройиндустрии, которое в 2017 году отметило 70-летие с момента основания.

АО «Стройсервис» — это тыл всей строительной отрасли: комбинат обеспечивает брянские, и не только, компании качественными железобетонными изделиями. Стадион «Динамо», дом с часами на площади Партизан, торгово-развлекательный центр «Мельница» — это лишь малая часть городских строек, где применялись изделия, произведённые на комбинате. Брянские ЖБИ поставлялись на строительство трибун для гоночной трассы «Формула‑1»; нестандартную продукцию изготавливает завод для новаторских ферм и предприятий переработки «Мираторга».

Комбинат входит в число лучших строительных организаций России. Это надёжный участник строительного комплекса региона. В коллективе — хороший климат, в производство внедряются научные и технические разработки, используется передовой опыт. Чтобы убедиться в этом, отправляемся в цеха предприятия.

«Работать у нас престижно!»

Судя по выпускаемой продукции, «Стройсервис» — современная, технологичная компания, а вот отношения с коллективом по-прежнему строятся по советским традициям. Вот, скажем, профком на предприятии — живой, действующий орган.

— На Новый год дети сотрудников получают два подарка — один от профкома, второй от предприятия, — рассказывает Елена Щербакова, председатель профкома, заместитель начальника цеха ЖБК. — Обеспечиваем желающих льготными путёвками в оздоровительные лагеря и санатории. Предприятие оплачивает 70% стоимости отдыха рабочих в санаториях — «Снежке», «Затишье». Для всех желающих организуем экскурсионные поездки по стране, вот сейчас задумали побывать в Питере, проехать по Золотому кольцу.

Алексей Степанович заботится о рабочих. Он верит в молодёжь и помогает им расти на производстве. Коллектив значительно обновился, стало больше молодых. За текущий год в профком вступили порядка двадцати человек в возрасте до 40 лет. «Молодеют» руководители структурных подразделений. Людям нравится здесь работать. Бытовые помещения отремонтированы, для сотрудников действует пятидесятипроцентная скидка на обеды в столовой, есть возможность обратиться за материальной помощью. Поэтому и текучка — минимальная, и работать у нас престижно.

Молодым — дорога, ветеранам — почёт

В отношении молодых специалистов на предприятии действует негласное правило: «необстрелянные» выпускники вузов на первых порах отправляются на самые низшие должности. Так было с самим Алексеем Степановичем: в 1966 году он устроился на комбинат арматурщиком. Теперешний главный инженер и гордость завода Руслан Редин начинал формовщиком. И таких примеров десятки. Зато, если зарекомендовал себя на тяжёлой работе, быстро пойдёшь в рост. Поиском лучших Алексей Степанович по-прежнему занимается лично. Потому про него можно услышать и такие слова от простых рабочих. Говорит Денис Доманов, крановщик-формовщик АО «Стройсервис»:

— На работу не жалуемся, коллектив хороший, начальство хорошее, зарплата достойная. Приятно, что можно обратиться за любой помощью и найти поддержку. В июне исполнилось 11 лет, как я работаю на предприятии. Окончил строительный техникум, но всему, по сути, учился на производстве. Теперь так же обучаем молодых ребят. И очень воодушевляет то, что генеральный директор сам начинал простым рабочим и все мастера начинали «с низов». Знают всё производство изнутри!

Каждому, кто выходит на пенсию, предприятие оказывает материальную помощь. Тем, кто внёс особый вклад в развитие комбината, устраивают торжественные проводы и вручают букет роз, количество цветов в котором равно числу отработанных лет.

— Я почти четверть века трудилась на предприятии, домой пришла с огромным букетом! — делится Валентина Печёная, ветеран труда АО «Стройсервис», бывший начальник деревообрабатывающего цеха. — Завод выстоял в трудные 90-е годы благодаря мудрости Алексея Степановича. И сегодня это единственное крупное производство железобетонных изделий в Брянской области, которое не просто продолжает работать, но и совершенствуется, обновляется. Я пять лет на пенсии, но на завод время от времени наведываюсь — и перемены видны даже за последние годы.

— Я пришла на предприятие в 1973 году — начальником ОТК. Алексей Степанович в то время работал начальником отдела сбыта, — присоединяется к беседе председатель совета ветеранов АО «Стройсервис», бывший директор по производству Раиса Щербакова. — Он свой человек, вырос на предприятии, почти всех ветеранов знает лично. А их у нас больше 120 человек, каждый четвёртый может похвастаться 30-летним стажем. И все мы говорим сердечное спасибо Алексею Степановичу, что не забывает нас. Ко Дню строителя все ветераны получают материальную поддержку, директор приглашает на чаепитие, лично рассказывает о достижениях предприятия и ближайших планах, устраивает экскурсии по цехам. Хорошей традицией стали поездки по достопримечательным местам: Площанская Пустынь, Свенский монастырь, Овстуг, Партизанская поляна… Пол области объездили с экскурсиями. Всё благодаря нашему директору. Он грамотный руководитель и настоящий дипломат в отношении с людьми. Людей уважает!

Надёжная опора

Сегодня железобетонные изделия АО «Стройсервис» используются практически на всех крупных стройках Брянска. На предприятии производят железобетонные изделия всех типов и размеров: от фундамента до конька крыши, в том числе нестандартные.
С 2014 года действует линия непрерывного производства панелей и перекрытий — это такой 90-метровый конвейер по производству железобетонных плит. Оборудование позволяет отливать плиты до 11 метров в длину. В смену установка «переваривает» 115 кубических метров бетона, для сравнения: автомобиль-бетономешалка вмещает всего 5–10 кубов. Соседняя линия рассчитана на производство 80 кубических метров свай в смену. Это возможность в кратчайшие сроки выполнять большие заказы и удовлетворять практически любые номенклатурные пожелания заказчика.

АО «Стройсервис» — неоднократный участник и победитель конкурсов, проводимых Минрегионразвития, Российским Союзом строителей и профсоюзом работников отрасли, входит в состав ведущих отраслевых производств России, внесено в Международный каталог «Золотой капитал России» и «Лидеры строительного комплекса России», имеет статус «Лидер российской экономики», 5-кратный победитель конкурса «Элита строительного комплекса России».

Чтобы сохранить историю предприятия, шесть лет назад в АО «Стройсервис» был создан музей: ветераны разглядывают экспонаты с ностальгией, молодёжь — с неподдельным интересом. Создание музея — тоже инициатива генерального директора. Он же на протяжении многих лет поддерживает дружеские и деловые отношения между коллективами «Стройсервиса» и аналогичных предприятий в Кирове, Ржеве, Ярославле. Признаётся, на любом предприятии можно открыть для себя что-то полезное.

Правда, в советское время в стране было 37 аналогичных производств, сейчас — 4, и «Стройсервис» среди них — пожалуй, самое передовое.

— Алексей Степанович, в новейшей истории «Стройсервиса» есть несколько переломных моментов. Первый — выход на городской рынок. Насколько это было сложно для «сельского» предприятия? — интересуемся у руководителя.

— Изначально мы обслуживали только сельское строительство. Каждый год приезжала ревизия, и я, будучи заместителем директора, отчитывался за всякое изделие, за каждую плиту, поставленную на городские стройки. В те времена это были даже разные министерства. А когда система рухнула, случилось, как в присказке: кошка бросила котят, пусть живут, как хотят. Практически все стройки на селе заморозили. Чтобы выжить, нужно было выходить на городской рынок, переориентироваться, показать, какие мы есть. Было непросто, но нам удалось сохранить костяк коллектива, не растерять территорию завода и виды деятельности.

— Вторая веха — ваше назначение директором, с чем многие эксперты в строительстве связывают начало возрождения предприятия…

— Только с одной поправкой: назначили меня временно исполняющим обязанности. Но как назначили, так по сей день исполняю. В ту зиму в котельной случился взрыв, главный инженер — уволился. В недавно образованный трест ушёл главный энергетик. Главного механика нет. Сам я не строитель — энергетик. Когда первый секретарь Фокинского райкома КПСС Николай Константинович Сарвиро предложил эту должность, я честно попросил: ищите директора. Но работу свою выполнял с полной отдачей.

Много чего мне тогда обещали, но одно точно выполнили — обеспечили квартирой нового главного энергетика, он приехал к нам из Молдавии. Впервые, год спустя после моего назначения, предприятие сработало с прибылью — 750 тысяч рублей. И хоть плачь — отобрали! Потому что шла реконструкция завода в Новозыбкове, все средства направлялись туда. Мы своей очереди тоже дождались, получили два трансформатора-«тысячника», начали пристройку к котельной, на этом помощь закончилась: крышу на пристройке доделывали уже за свой счёт.

В сложные времена коллектив сократился до 204 человек. Для сравнения: сейчас у нас более 400 сотрудников. Понимал, что людям нужно платить заработную плату, но важнее было сохранить производство. Старались не задерживать выплаты, но зарплату не поднимали. Приходилось выходить в цеха, убеждать, разговаривать. До сих пор благодарен тем, кто остался в коллективе. Мы тогда 16 тыс. кубов за год делали. В 2014-м, когда запустили новую линию, делали 8,5 тыс. кубов — за месяц! Падение производства закончилось в 1998 году. Постепенно начали прирастать по всем направлениям.

— Сегодня легко работать?

— Работать в этой отрасли легко не бывает. У меня есть возможность сравнить: я был директором в советское время и в наши дни. Сейчас по всем документам ты — хозяин. Но те времена всё равно вспоминаю с ностальгией: да, иногда отчитывали-ругали, но я точно знал — завод не брошен.

— А секрет успеха как сформулируете?

— Нас никогда не баловали, выживали сами. Но нам повезло, у нас были хорошие технологи: по качеству изделия не уступали городским. Ровно так же работаем до сих пор. Вот и все секреты.

В тему!

В 2017 году «Стройсервис» отметил 70-летие. Всё началось со строймонтажной конторы, созданной при региональном управлении сельского хозяйства в 1947 году для восстановления завода «Сельмаш». В то время на предприятии работали всего 16 человек, занимались заготовкой пиломатериалов и изготовлением известковых растворов.

В 1955 году контора вошла в состав комбината подсобных материалов, та в свою очередь входила в состав управления «Брянскстрой». В 1958 году был запущен пролёт по выпуску железобетонных плит. В 1963-м, когда создавалось Министерство сельского строительства РСФСР и появился трест «Брянсксовхозстрой», комбинат был передан тресту. На протяжении всего советского периода «Стройсервис» был промышленным предприятием, выпускавшим продукцию для сельского строительства. Сегодня же это крупнейший в регионе производитель железобетонных изделий для широкого круга потребителей.

Просмотров: 183