«наше кино»

Наталья Тимченко, Александра Савелькина • Геннадий Самохвалов, архив кинокомпании «АРСИ-фильм»

«Трубчевск стал кинематографической столицей Брянской области. Начиная с первой картины мы снимаем вас, местных жителей, не просто в эпизодах, не просто в массовке, а в главных ролях. И здесь, в Трубчевске, живут настоящие артисты», — сказала режиссёр Лариса Садилова, открывая III кинофестиваль «Наше кино». И зрители подтвердили её слова дружными аплодисментами.

«наше кино»

В этом году название районного центра Брянской области прогремело на весь мир. Фильм нашей землячки Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» попал в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и покорил зрителей. Лариса рассказывает: «Фильм наш приняли очень тепло, хотя я думала, что он больше понятен нашему зрителю. Видимо, история получилась интернациональная. Аплодировали минут десять, мы никак не могли уйти из зала. После фильма многие подходили и говорили, что наконец-то увидели светлую Россию на экране, интересовались, не новый ли это тренд на фестивале. То, что картина попала в каннский конкурс, оказалось большой радостью для нас, потому что вначале нам отказали и лишь потом сообщили, что взяли…»

«Сынок» рождается в Трубчевске

Открытие III кинофестиваля «Наше кино»Так называется развёрнутый фоторепортаж «Брянской ТЕМЫ» со съёмочной площадки первого фильма Ларисы Садиловой, который она сняла в Трубчевске в 2008 году. Его можно прочитать по ссылке tema32.ru/articles/2008/13/974.
Мы отследили весь съёмочный процесс «Сынка» до премьеры в Брянске и опубликовали серию статей, которые также можно прочитать на сайте журнала по ссылкам tema32.ru/articles/2008/14/830,
tema32.ru/articles/2009/22/835.

Тогда исполнитель главной роли Виктор Сухоруков смеялся, что постарел и «из брата превратился в отца-одиночку». А после премьеры благодарил Ларису Садилову за то, что дала ему возможность раскрыться в совершенно ином, непривычном образе и другие режиссёры увидели в нём характерного драматического артиста. Ему вторит исполнитель главной роли в фильме «Однажды в Трубчевске» Егор Баринов, который с благодарностью признаётся, что Лариса Игоревна «вывела его из бандитов в люди». Интервью с Егором здесь tema32.ru/articles/2018/9-131/of-the-bandits-in-people.

Непрофессиональные профессионалы

Дорогих гостей встречают хлебом-сольюВ «Сынке» партнёром Сухорукова стал студент трубчевского профессионального лицея Олег Фроленков. Он за компанию забрёл на кастинг, и именно его Лариса Садилова выбрала из сотни подростков. Парень отлично справился с поставленной режиссёром задачей. В кадре это действительно гиперопекающий отец и бунтующий сын. К слову, Олега так и не привлекла актёрская стезя. Он получил профессию электрика, отслужил в армии, женился, работает и живёт в родном Трубчевске, а пару лет назад сам стал отцом сынка.

Виктор Сухоруков на съёмках всё время удивлялся тому, как Лариса легко вписывает непрофессиональных актёров в кадр: «Чудо-то в чём? При всей неординарности моих прежних персонажей здесь я должен быть как все. Лариса говорит: когда ты с ними, тебя нет. И мне нужно было раствориться в этой непридуманной человеческой среде, стать там своим. Удивительный опыт!»

Дом, в котором снимался «Сынок», принадлежит Валентине Николаевне Козовой. Тёте Вале, как с тех пор называет её Лариса и все члены съёмочной группы. Тогда тётя Валя сыграла свою первую в жизни роль — вахтёрши в общежитии. А через десять лет она — харАктерная свекровь главной героини в «Однажды в Трубчевске». Многие кинокритики удивлялись тому, что Валентина Николаевна — непрофессиональная актриса. Настолько органична она в кадре. А секрет прост: тётя Валя не играла — она просто оставалась сама собой.

Брянские актёры Наталия и Александр Исаевы сыграли в фильме «Однажда в Трубчевске» и стали ведущими кинофестиваляПосле «Сынка» Лариса Садилова вернулась в Трубчевск в 2013 году. В фильме «Она» режиссёр превратила городок в иммигрантское Подмосковье, выстроив на окраине Трубчевска подобие гетто для гастарбайтеров. В этом фильме главную роль играет старшеклассница из Душанбе, её парень — тоже непрофессиональный актёр — как и многие другие участники эпизодов, найден на стрит-кастинге. Отвечая на вопрос, как она не боится снимать непрофессионалов, Лариса отметила: «В принципе я умею работать с такими начинающими актёрами. В первую очередь ищу характер, человека, харизму и, если нахожу, беру в кадр. Не боясь. Потому как напряжённо работать приходится как с непрофессиональным актёром, так и с профессионалом. Каждый кадр репетируется по несколько часов, прежде чем мы нажимаем на кнопку «Камера».

Подробнее о съёмках фильма «Она» читайте по ссылке tema32.ru/articles/2013/71/1149.

Именно после съёмок этого фильма Лариса решила устроить праздник для горожан. Так родился кинофестиваль.

На открытии III фестиваля «Наше кино» звездой вечера стала ещё одна непрофессиональная актриса — Евдокия Ивановна Боровикова. Жительница деревни Котляково сыграла в нескольких эпизодах. Евдокия Ивановна прибыла на открытие и премьеру фильма, охотно рассказывала на камеры и в диктофоны, как снималась, с радостью вышла на сцену со съёмочной группой. Надо сказать, что камера и микрофоны её и на съёмках фильма совершенно не смущали.

Гости и участники III кинофестиваля «Наше кино»Рассказывает помощник режиссёра, составитель кинопрограммы фестиваля «Наше кино» Дарья Борисова:

— В июне прошлого года съёмочная группа Ларисы Садиловой колесила по окрестностям Трубчевска в поисках подходящего для съёмок деревенского дома. В деревне Котляково приглянулся дом с палисадником и на некотором возвышении. Хозяйкой оказалась прелестная, ангелоподобная старушка Антонина Ивановна. Она, по-моему, не совсем поняла, что хотят устроить в её белёном доме эти пришлые люди, но была нам рада, как дорогим гостям, рассказывала про историю дома, про годы войны, когда в нём квартировали то немцы, то партизаны, а «матка» крутилась с несколькими детьми, пытаясь и им не дать умереть от голода. В комнате у Антонины Ивановны расположен такой деревенский самопроизвольный иконостас, в котором иконы и на дереве, и на бумаге, а вокруг — крахмальный белый балдахин. Выяснилось, что Антонина Ивановна живёт в соседнем доме, у своей младшей сестры Евдокии, а сюда приходит каждый день молиться. Лариса засмущалась и решила было, что нехорошо тут снимать кино, но потом всё-таки вернулась к этому объекту. И решила снимать Антонину Ивановну с её рассказом. Но к концу августа, когда мы вернулись в Трубчевск на съёмки, Антонина Ивановна приболела, и вместо неё решили снимать её младшую сестру, бойкую Евдокию Ивановну. Как та работала — это удивительно! Ничуть не зажимаясь под взглядом камеры и нависающим бумом, а главное, легко делая по несколько дублей! Однажды мы как-то забегались при подготовке очередной сцены и забыли про то, что нам в ней нужна Евдокия Ивановна. Я рванула за ней в последний момент, когда все уже были наизготове. В доме её не было. Я выскочила в огород, а огороды там южные, уходящие от крыльца за горизонт. Вот где-то на горизонте я и увидела согбенную Евдокию Ивановну — она копошилась в грядках. Я поскакала между тыкв и картошки с криками: «Евдокия Ивановна! Идёмте в кино сниматься!» «Пойдём, миленькая!» — ответила она, подошла к колонке, помыла руки, сменила калоши на тапки, одёрнула передник и потрусила на съёмочную площадку. И выдала несколько вариантов своей знаменитой речи про то, как надо жить с «хозяином», — головУ не подставлять, когда бить начнёт, и молчать, когда тот кричит. «Нехай покричит, покричит, да на свою жопу и сядет!» — прекрасный секрет семейного счастья от Евдокии Ивановны.

Лариса Садилова с Евдокией Ивановной БоровиковойCебе Евдокия Ивановна на экране понравилась. После её эпизода зал аплодировал. На премьеру из Брянска приехал сын с семьёй. Евдокия Ивановна сожалела, что дочери фильм не посмотрели. Живут далеко. Зато сын с невесткой и внуком прослезились — не ожидали ничего подобного от своей мамы и бабушки.

Фильм «Обнажды в Трубчевске» заканчивается почти документальными съёмками с праздника, посвящённого освобождению города от немецко-фашистских захватчиков и ежегодно проходившего в красивейшем городском парке. В подарок жителям Трубчевска это съёмка была смонтирована в отдельную хронику и показана на фестивале. И все узнавали в ней если не себя, то своих родственников, друзей, соседей… В старинном Трубчевске — кинематографической столице Брянской области — живут 14 тысяч человек.

По традиции на церемонии закрытия были вручены хрустальные груши — символы фестиваля «Наше кино». Трубчевские груши славились на всю Россию, их любила сама Екатерина Великая. Три плода изображены на гербе города. В этом году призы получили художник по костюмам Манзура Ульджабаева, режиссёр Тимофей Жалнин (фильм «Двое»), продюсер Татьяна Петрик (фильм «Песнь древа»).

От первого лица

«Брянская ТЕМА» попросила гостей кинофестиваля поделиться своими впечатлениями.

Лоран Данилу, дистрибьютор многих российских фильмов за рубежом:

— Первый раз я услышал про Трубчевск в Каннах, когда лично познакомился с Ларисой. Очень хороший фильм и очень красивый город, природа замечательная, приятные люди. Всё есть, чтобы делать великий фестиваль.
Для Франции и Европы «Однажды в Трубчевске» — неожиданный русский фильм: не мрачный, никто не пьёт, всё красиво. Красивая любовная история — очень редкое явление для российского кино.
В фильме ничто не приукрашено: людям за границей интересно узнать, как живут простые русские. И плюс это хорошее кино — с хорошей драматургией, актёрами, режиссёрским видением. С этого фильма началась наша совместная с Ларисой работа.

Коринна Данилу — программный директор фестиваля «Когда русские мечтают»:

— Трубчевск — замечательный город, он просто создан для такого рода фестивалей, которые показывают фильмы для людей. Публика здесь замечательная! Любят кино, доброжелательные, открытые, им всё интересно. Судя по реакции на фильмы, город действительно заслуживает хорошего, доброго фестиваля.

Татьяна Петрик, продюсер фильма «Песнь древа»:

— Я признательна Ларисе за приглашение на фестиваль и очень счастлива оказаться в Трубчевске. Месяцем ранее я была на фестивале в Италии, и родные по телефонным разговорам замечают: «Тебе явно в Трубчевске лучше». Я была на очень многих фестивалях, «Наше кино» для меня — самый тёплый, душевный, настоящий, родной. Прежде я не знала про это место, очень русское, и люди, которые здесь живут, дают мне надежду на будущее. Я чувствую любовь к людям, любовь к своей стране.

Удивительно, как рождался фильм «Однажды в Трубчевске», — местные жители максимально участвовали, играли и помогали. Это чувствуется, потому что получилось настоящее, живое кино. Настоящее искусство, которое переплетено с реальной жизнью. Такие фильмы не оставляют равнодушными. Они трогают и критиков, и зрителей. Подобное редко у кого получается. У Ларисы получилось.

Павел Финн, кинодраматург:

— Иногда слёзы подступают, когда вижу в таком маленьком и истинно русском городке такую нежность и стремление к культуре. На площади танцуют маленькие дети, через десять лет они станут взрослыми, и дай Бог, чтобы впечатление этого праздника у них сохранилось. Чтобы культура запала им в душу. Совсем другое поколение вырастет!

Фильм «Однажды в Трубчевске» — особое кино, замечательное и искреннее, народное. В нём лица простых людей в той простой жизни, в которой они живут, — с её драмами и радостями. Это надо по-настоящему чувствовать, чтобы противостоять массовому кино — с выстрелами, кровью. Вот истинное искусство, истинный реализм.

И люди смотрят с удовольствием, потому что хотят видеть себя, находить что-то своё. С картиной Ларисы возникает человеческая связь, а это очень редкое свойство современного кино. И самое важное.

Валерий Ахадов, режиссёр:

— Три дня, проведённые в Трубчевске, — это совершенно другая жизнь. Это действительно какой-то другой воздух. И вопрос не только в чистоте атмосферы. Произошло погружение в совсем другую жизнь, которую подзабыл, которая была много лет назад, когда я был юный и тоже хотел в кино.

О патриотизме можно говорить пафосными словами, а можно сделать как Лариса: организовать, провести фестиваль. Для людей — не для кинематографистов. Все фестивали — для кинематографистов, а публика вроде как антураж — сфотографироваться со звездой, автограф взять. «Наше кино» — для людей! И у публики, я заметил, серьёзное отношение к искусству.

Трубчевский кинофестиваль — уникальное явление. Его создают несколько человек и волонтёры, которые захотели помочь. Мне кажется, будущее за такими фестивалями, когда кино наконец доходит до людей. Эти фильмы делают серьёзные творцы, они получили эмоцию, которую по-настоящему заслужили. Жалею, что моих детей здесь нет и внуков, которые бы увидели немножко другую жизнь — не московскую, хмурую. Люди улыбаются! Вроде страна одна, а жизнь совсем другая.

Тимофей Жалнин, режиссёр (фильм «Двое»):

— Трубчане — счастливые люди. На их земле, в их городе есть такое культурное чудо, как этот фестиваль. Берегите его, не расставайтесь с ним. Спасибо за то, что у меня была возможность поделиться своей дебютной картиной с вами. Это было наше кино, теперь оно — ваше.

Почётным гостем фестиваля стала народная артистка РФ Раиса Рязанова:
О фестивале:
— В этом году фестиваль «Наше кино» совпал с ярмаркой — песнями, танцами. Три свадьбы неожиданно в парке. Народу понравилось. Такое никаким сценарием не придумаешь. И когда зрители смотрят на большом экране «Однажды в Трубчевске», а там свои, знакомые лица —это хорошая реклама следующему фестивалю: «А что на следующий год привезут? Опять наших? Пойдём посмотрим!» Да и потом, очень многое зависит от властей. Нынешние власти встретили идею с открытым сердцем: ради Бога приезжайте, проводите! Потому что заботятся не только о хлебе насущном, но и чтобы народ чем-то духовно жил. Это тоже очень важно.

Про Ларису:
Мы с Ларисой соседи. Наши дома расположены рядом. Обычно про соседа не говорят: «Ой, какой он талантливый!» Для меня это просто Лариса, которая пишет сценарии, снимает кино, возит его в Канны, принимает за огромным столом гостей… И когда близкие говорят: «Лариса, ты умница, ты талантливая» — я с каждым словом соглашаюсь и рада, что она со мной дружит.

Как познакомились, точно не помню. Но «Требуется няня» снималась у неё на даче. Раньше к дому была пристроена терраска, которую впоследствии переделали в комнату. Там всё и происходило. И потом, когда всё кончилось, она сказала: «Чтоб я когда-нибудь снимала на своей территории… Никогда!»

О работе с Ларисой Садиловой:
Лариса — жёсткий режиссёр? Я такой её не видела. Но однажды мы снимали эпизод в доме у какой-то бабушки — сцена с моей племянницей по фильму, той самой няней. Момент, когда я узнала, что она легла под хозяина дома, начала его шантажировать, я ей что-то говорю — и по морде как дам! У партнёрши слёзы из глаз прямо выскочили. И я говорю: «Лара, может быть, как-то потише?» Она: «Нет-нет. Так! Я бы ещё, конечно, добавила…» Были дубли ещё, она на ходу что-то поправляла — но всё деликатно, не нарушая хода съёмок.

О молодости и красоте:
Каждый определяет сам судьбу своей карьеры, имея в виду своё лицо. Вот Татьяна Васильева, не скрывая, говорит: «Я на себе испробовала всё!» Да, она выглядит моложе, но глаза не спрячешь. Глаза — на тот возраст, который у тебя есть. Со сцены это может быть менее заметно, но не в кино на большом экране.

О личном:
На творческой встрече спрашивали: чем занимается ваш сын, муж. Муж умер. Сын в театре у Николая Николаевича Губенко, заслуженный артист. А любимое хобби? Никому ж не скажешь, что я люблю разгадывать судоку. А ещё я заядлый автолюбитель. У меня права с 1968 года. И признаться, я тот ещё лихач!

Церемония закрытия кинофестиваля«Не останавливайся!»

Московская премьера «Однажды в Трубчевске» с большим успехом прошла в кинотеатре «Октябрь» 15 сентября. Картину представили её создатели, а после премьеры состоялось обсуждение. Приведём несколько отзывов.

Продюсер картины Лариса Шнайдерман:

— Для меня удивительно, как Лариса умеет работать на площадке с людьми, живущими в тех местах. Вы наверняка обратили внимание на одного из самых колоритных персонажей — бабушку, которая принимает влюблённую пару в своей избе. Эта бабушка могла говорить часами. Её было так интересно слушать, что каждый из нас пытался с ней поговорить. И в какой-то момент Лариса подошла и сказала: «Тс-с! Не разговаривайте с ней, а то к съёмке она вся выговорится!»

Режиссёр Али Хамраев:

— Лариса, ты в отличной форме! По искренности, по мастерству этот фильм очень похож на твои ранние картины. Я сидел сейчас, смотрел картину и наслаждался теми людьми России, что были на экране. Как бы были рады редакторы советского кино твоему фильму! Они бы все сказали: берите пример с Ларисы Садиловой, смотрите, какой она сделала фильм о нашей Родине, о нашем народе — ни одного отрицательного персонажа нет!

Народный артист России Валерий Баринов:

— Я много работал с Ларисой, знаю, как трудно ей даётся каждая картина, с какими физическими затратами она делает кино. Помню, когда мы сняли фильм, она два месяца не приступала к монтажу, так её достал материал. Лариса, я хочу тебе сказать, что ты счастливый человек. Счастье твоё заключается в том, что ты делаешь только то, что ты хочешь, что тебя волнует. Это такая редкость у нас в кино. Я сидел, смотрел и, когда в финале вышла эта тема Победы, подумал: как же это здорово, как это оправдывает наше русское слово «победа» — это то, что бывает после большой беды. Это не торжество над поверженным врагом. Это праздник людей, одолевших большую беду. Я подумал: когда же мы одолеем ту большую беду, которая есть у нас сейчас? Когда же нам будут показывать вот такие фильмы? Когда я смотрю современные фильмы о войне, смотрю на компьютерные танки и мультяшные снаряды, на накрашенные глаза воюющих девушек, то думаю: это не та война, которая была. Что нам делать, чтобы нам с экрана телевизора показывали рекламу фильма «Однажды в Трубчевске»? Как нам, извините за грубое слово, загнать публику на это кино, чтобы у неё заболела душа? Душа-то обязана трудиться. А она у нас не трудится… Вот такие у меня грустные мысли после твоей потрясающей картины.

Телеведущий, режиссёр Александр Гордон:

— Мои поздравления тебе, Лариса, как от дилетанта профессионалу. Я по определению любитель. Если мне не хочется, я не снимаю. А ты профессиональный режиссёр. Большой. Я бы сказал, мудрый. Ты настойчиво, каждый год зубами «вгрызаешься» в собственную жизнь и оттуда вынимаешь не ужас и тоску, не уныние и апатию, а светлое и высокое. Но у меня есть вопрос: вернулась ли героиня в семью? И вернулся ли герой в семью? Поскольку твой колоссальный юмор заставляет нас думать о другом. Я хочу напомнить вам, что, когда в финале фильма их семьи уже счастливы каждая по-своему, когда они за разными столами празднуют великий праздник, какая песня звучит? «Всё, что было задумано, всё исполнится в срок». И этот намёк оставляет у меня мысль, что будет и вторая серия…

Программный директор кинофестиваля «Кинотавр», член жюри международных кинофестивалей Ситора Алиева:

— Я хочу обратиться к тем, кто молод и, может, мечтает со своим фильмом попасть на фестиваль класса «А», как это произошло в этот раз с фильмом Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске». Никогда не думайте, как туда попасть. Думайте о том, как разделить с миром то, что вас по-настоящему волнует. Что вы по-настоящему цените, любите. О чём хотите рассказать всем. Лариса начинала снимать короткометражный фильм и меньше всего думала о том, что скоро пойдет по каннской красной дорожке. Это я знаю точно. Когда фильм стал «разрастаться», она мне позвонила и сказала: «Слушай, меня несёт!» Я ответила: «Не останавливайся!»

Просмотров: 299