«Летел по небу крокодил» и лишние знания для миллионов

Сейчас знания не нужно добывать, как алмазы из шахты. Любую (или почти любую) информацию можно довольно быстро получить с помощью пары кликов.

Когда моим родителям надобилось что-то узнать, у них было немного вариантов. Либо задавать вопросы людям более сведущим, а это всегда риск получить информацию искажённую, а то и вовсе ложную. Либо идти в библиотеку и рыться в книгах. Времени на такие манипуляции уходила уйма. И результат не всегда радовал.

Теперь — легче лёгкого. Все мировые словари и энциклопедии у ваших ног. Все поисковые системы к вашим услугам. Можно искать, сравнивать, выбирать, что нравится.

Сразу скажу за себя: YouTube для поиска информации— не моё. Кому-то удобно. Чего проще: жмёшь на значок с лупой, пишешь «как сделать то-то» — и смотришь видео. Даже бестолковый и криворукий с паузами и повторами сможет понять и повторить.

Первый и главный минус любого видеохостинга: пока найдёшь нужное, много раз уткнёшься в чушь собачью. Видеоблогеры в надежде на просмотры обманывают доверчивого читателя почём зря. В заголовке пишут одно, а по сути оказывается совсем другое. Смотришь по названию — то, что мне надо. Сейчас быстренько взгляну и научусь. Тратишь время на заход и неспешное начало ролика, пока понимаешь, что там вообще не по теме.
Почему заголовки не всегда соответствуют содержанию, ясно. Лишний заход, лишний просмотр — и совсем не лишняя монета создателю канала. Но я сейчас не о бессовестности интернет-блогеров. У меня другая тема.

Второй минус YouTube — в опасности «зависнуть» на ненужном. На что я частенько нарываюсь. Потому что я не робот какой-нибудь. Когда краем глаза вижу в колонке справа что-то интересненькое — кликаю. Потом сама себя ругаю. А потом ещё немножко кликаю. И снова шлёпаю себя по рукам. Потому что нет у меня лишнего времени торчать в ненужных видеороликах.

Не знаю, с какой стати я забрела на этот канал, но просмотренное затем четырёхминутное видео меня потрясло. Иначе не скажешь. Тем более что кроме меня его посмотрели два миллиона. «Создаём шикарную вазу из пластиковой бутылки» — примерно такое было название. Наверное, меня привлекло сочетание несочетаемого. Мусорный шик. Почти как «летел по небу крокодил».

В видеоролике взрослый, с виду нормальный и разумный мужчина на полном серьёзе резал, красил, шпатлевал, клеил и старательно разрисовывал пластиковую пятилитровку. Видео ускоренное, а у него вся работа заняла, наверное, день. В итоге получилось даже красиво. Два миллиона человек изучали сей процесс.

Кто-нибудь может мне объяснить, ЗАЧЕМ люди на это смотрели? Кто хотел научиться делать вазу (шикарную!) из б/у бутылки? Потратив на это день жизни, кстати.

Какая хозяйка мечтает о вазе из тары для стеклоомывателя? Или такой хэндмейд можно дорого продать? Кому? Даже оштукатуренная, окрашенная и облепленная стразами, эта поделка годится только для показа в YouTube.

И тем не менее десятки миллионов просматривают мастер-классы по изготовлению шкатулок из картона, подсвечников из йогуртовых стаканчиков, пепельниц из сметанных баночек. И ваз из самых причудливых видов одноразовой упаковки.

Есть ещё раздел цветочков из салфеток и бумажных полотенец. Тысячи однотипных видеоканалов по производству «жутких розочек». Что потом делают люди с этими салфеточными бутонами? Раздают друзьям по праздникам? А ведь чтобы накрутить целый «красивый» букет, понадобится немало времени. Это время можно потратить на прогулку по парку, общение с родными, уборкой заняться, в конце концов. Я уже не говорю про «почитать»!

На том же YouTube многие тысячи часов прекрасных концертов, интервью с интересными людьми, замечательных экскурсий. Предлагается столько реально полезных знаний и умений, а развлечений ещё больше! Но миллионы зрителей теряют время на просмотр манипуляций с ёмкостями из-под моющего средства.

Я пытаюсь понять: кто-то в самом деле хочет научиться правильно оклеивать кефирную бутылку яичной скорлупой и расписывать маникюрным лаком? Если так, то у меня следующий вопрос: а зачем из обычного мусора делать… мусор разукрашенный? На выходе получится «миленькое», которое можно — что? — поставить в красный угол? Подарить? Не смешите.

Оклеенную цветными бусинами и раскрашенную акриловыми красками баночку из-под детского питания можно подарить любимой бабушке. Лет в шесть. В восемь уже стыдно.

Когда видеоблогеры честно заявляют, что именно будет в кадре, и добросовестно исполняют заявленное, к ним нет претензий. Они своё дело сделали и заслуженную награду в виде просмотров получили. Что-то не так с нами, зрителями.

Мне жаль, когда люди сначала разбазаривают своё драгоценное время на ненужные знания, а потом применяют их, даря «вторую жизнь» бутылкам из-под Фейри. К сожалению, обогащая при этом не своё представление о мире, а предприимчивых ютуберов.

Светлана Лукановская, совладелец салона офисной мебели «Бюрократ»
lukansveta

958