Александр Рыженков: «Полиция предупреждает об усилении активности телефонных мошенников»

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров

«На экране телефона высветился городской номер, — рассказывает жительница Брянска Анастасия. — Молодой человек представился сотрудником банка и объяснил: кто-то пытается перевести деньги с моей карты в другом регионе. Он не спрашивал у меня пароли, а лишь предложил установить программу, которая защитит мои финансы. Я поверила, сделала всё, как он сказал, и лишилась 30 тысяч рублей». Знакомая история? По данным опросов, опубликованных РБК, каждый третий россиянин хоть раз в жизни сталкивался с телефонными мошенниками и каждый десятый терял средства. Как не стать жертвой кибер- и «телефонных» преступников, рассказывает начальник управления уголовного розыска УМВД России по Брянской области полковник полиции Александр Рыженков.

Александр Рыженков: «Полиция предупреждает об усилении активности телефонных мошенников»
С начала года граждане перевели преступникам более 70 миллионов рублей. Мошенники часто звонят пенсионерам, которые отличаются большей доверчивостью.

— Александр Николаевич, первый iPhone появился чуть больше десяти лет назад, к мобильным сетям массово начали подключать пользователей — двадцать лет назад. За это недолгое время мобильная связь и Интернет стали неотъемлемой составляющей в жизни человека. Насколько привлекательна новая «мобильная» реальность для преступников?

— На территории Брянской области и в России в целом обстановка с преступлениями, совершаемыми с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, остаётся сложной. Постоянно увеличивается доля преступлений этой категории, а причинённый ущерб достигает колоссальных сумм.

Подразделение Центрального Банка РФ, отвечающее за кибербезопасность, — «ФинЦЕРТ» также отмечает резкий всплеск хищений средств с карт физических лиц на всей территории Российской Федерации. Общая сумма составляет свыше 1,3 млрд. рублей.

— Нередко приходится читать в новостях: «Доверчивый брянец перевёл мошенникам…». Насколько легковерными оказались жители Брянской области?

— Несмотря на принимаемые меры, в том числе профилактической направленности, на территории области на 53,5% выросло количество зарегистрированных преступлений в этой сфере — всего их совершено 1800. Суммарно доверчивые жители региона перевели на счета мошенников более 70 млн. рублей.

Опасный номер

— Какие способы обмануть доверчивых граждан выбирают мошенники?

— В последнее время прослеживается рост преступлений, совершённых с использованием пластиковых карт (свыше 70% преступлений). Чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками кредитно-финансовых организаций и списывают денежные средства под предлогом разблокировки банковской карты либо предотвращения несанкционированного перевода денег.
20% преступлений совершено в сети Интернет. Самые распространённые — хищение средств под предлогом покупки или продажи различного товара на торговых интернет-площадках, выдачи кредитов, займов онлайн, а также посредством взлома персональных страниц в социальных сетях.

Уменьшилась доля преступлений (их всего 10%), совершённых с использованием средств мобильной связи. Например, когда неизвестные звонят с предложением освободить от уголовной ответственности родственников, потерпевших — за якобы совершённое преступление или административное правонарушение.

— Чаще звонят с мобильного или с «городского»? Как злоумышленникам удаётся звонить с номера банка или дежурной части?

— Анализ показал, что 84% преступлений совершены с использованием IP-телефонии и лишь 9% — с использованием мобильной связи абонентских номеров, зарегистрированных в разных регионах. Преимущественно это Московская, Самарская, Новосибирская, Челябинская, Свердловская, Волгоградская, Оренбургская, Воронежская, Ленинградская, Смоленская, Калужская, Нижегородская и Ростовская области, Краснодарский край, Алтайский край, республики Башкортостан, Дагестан, Татарстан.

В последнее время помимо IP-телефонии подозреваемые начали использовать программы по подмене абонентского номера, что затрудняет процесс установления их местонахождения. Особую сложность представляет дополнительное использование программ по подмене номера, отображаемого при звонке потенциальным потерпевшим. То есть номер, предоставленный в качестве используемого оператором услуг IP-телефонии при звонке потерпевшему, никак не регистрируется. В детализации телефонных соединений отображается только подменный номер. При этом номером, который используется в качестве подменного, может пользоваться другой вполне реальный человек, а также банковские или иные официальные организации.

Примечательно, что в ряде случаев, когда осуществляется звонок потерпевшему под видом работника банка с использованием SIP-телефонии, IP-адреса принадлежат интернет-провайдерам, расположенным на территории стран ближнего и дальнего зарубежья.

Зафиксированы случаи утечки баз данных банковских организаций. Поэтому мошенники могут звонить на конкретный номер клиента банка, обращаться к человеку по имени-отчеству, а также озвучивать примеры других персональных данных. Это настраивает собеседника на доверительный лад, в связи с чем его проще обмануть.

Поймать и обезвредить

Житель г. Самары, задержанный по подозрению в совершении  телефоных мошенничеств— Расскажите о нескольких резонансных делах, когда брянская полиция обезвредила, казалось бы, неуловимых преступников?

— В результате проводимых мероприятий на территории Самарской области был задержан участник организованной преступной группы — 40-летний местный житель. Установлена его причастность к совершению 33 хищений денежных средств с банковских карт брянцев под предлогом их разблокировки. Он представлялся сотрудником банка и звонил с абонентских номеров, использующих услугу IP-телефонии (8–800–555-…). Затем злоумышленники переподключали услугу «Мобильный банк» к своим абонентским номерам и, заполучив доступ к счетам и банковским картам потерпевших, переводили денежные средства на банковские карты различных банков и осуществляли онлайн-покупки в интернет-магазинах Wildberries и «ДНС». Приобретали они, к слову, различную электронную и бытовую технику. В отношении фигуранта избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в дальнейшем он будет этапирован в следственный изолятор города Брянска. Остальные участники группы ранее задержаны и находятся в учреждениях УФСИН. В настоящее время продолжается следствие.

Установлена причастность ещё двух жителей Самарской области к совершению 36 телефонных мошенничеств под предлогом разблокировки банковских карт потерпевших под видом сотрудников служб безопасности банков в отношении жителей Брянской, Самарской, Воронежской и Волгоградской областей. Фигуранты задержаны, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, уголовное дело направлено в суд.

Изъятое при задержании имуществоПресечена преступная деятельность таксиста из Брянска и лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии Новосибирской области. Они причастны к 24 преступлениям по факту мошенничества под предлогом освобождения от уголовной ответственности. В отношении брянца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Ведётся следствие.

— Способов мошенничества очень много. Давайте разберём детально наиболее распространённый — звонки от имени лже-сотрудников банков.

— Главная опасность в том, что номер входящего может быть похож на номер банка, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности банка». У мошенников есть возможность звонить с официальных номеров банка, указанных на официальных сайтах, либо номеров, похожих на официальные, например: +7900, +900. Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер.

Мошенник сообщает, что банк выявил подозрительную операцию или в системе произошёл сбой. Он просит у вас полные данные карты, CVV-код, код из СМС-сообщения или пароли от Сбербанк-Онлайн. Это нужно якобы для сохранности ваших денег.
Как мошенник может вас убеждать? Простыми фразами: «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте», «В целях конфиденциальности я включаю программу-робот, которая защитит ваши конфиденциальные данные»; для убедительности в некоторых случаях он называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищённый счёт, который закреплён за персональным менеджером, — это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги».

Как общаться с телефонными мошенниками?

— Самый главный вопрос: как защитить себя?

— Есть несколько простых правил:
• Запишите номер банка в адресную книгу своего телефона (официальные телефоны «Сбербанка»: 900, 8–800–555–55–50). Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
• Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам.
• Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные от карты или интернет-банка.
• Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся. Банк незамедлительно предпримет все усилия по приостановке операций.

Однако если похищенные денежные средства уже были выведены из системы операций этого же банка, вернуть их будет проблематично.
В последнее время появилась новая разновидность мошенничества, совершённого от имени сотрудника банка. После звонка потерпевшему с номера 495, 499 злоумышленник сообщает, что в банке произошла утечка персональных данных клиентов, к которой причастны сотрудники самого банка, и по факту проводится проверка сотрудниками силовых структур. Новшество в том, что лже-сотрудник осуществляет звонок с номера, идентичного действующему абонентскому номеру правоохранительных структур. К примеру, 25 мая 2020 года 41-летнему жителю Володарского района Брянска позвонили неизвестные, представились сотрудниками «Сбербанка», потом сотрудниками силовых структур. Под предлогом защиты его счетов от списания денег они завладели 920 тысячами рублей, которые последний перевёл на якобы безопасные счета банковской организации.

Ещё один случай — 68-летняя жительница Советского района сообщила, что с 24 по 27 апреля 2020 года неизвестные с использованием более 40 различных номеров телефонов звонили ей на сотовый телефон, представились вначале сотрудником службы безопасности «Сбербанка», потом силовой структуры и она под предлогом сохранности денежных средств по указанию злоумышленников на 28 расчётных счётов банка «ВТБ» перевела 7 300 000 рублей. В ходе проверки было установлено, что данные счета открыты на подставных лиц, зарегистрированных в городе Орске Оренбургской области, а обналичены они были в эти же дни на территории Екатеринбурга Свердловской области. Звонки осуществлялись с использованием IP-телефонии с территории одного из сопредельных государств.

Аналогичные факты зарегистрированы на территории других субъектов РФ, во взаимодействии с которыми проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

Крупнейшие банки и мобильные операторы из «большой четвёрки» (Т2 Мобайл, МТС, Билайн, Мегафон) сами начали бороться с мошенниками, которые используют подменные мобильные номера, чтобы звонить банковским клиентам под видом кредитной организации. Операторы мобильной связи совместно с «ФинЦЕРТ» разработали специальное технологическое решение, которое с помощью специальных IT-платформ позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам.

— Наверняка у каждого из нас найдётся знакомый, кому звонили мошенники по описанным схемам, или сам человек отвечал на звонок лже-сотрудника банка. Почему многие до сих пор верят, что в этот раз всё точно по-настоящему?

— Как правило, потерпевших губит обычная человеческая наивность. Нормальное чувство обычного человека, когда ему звонят и предлагают обезопасить его от чего-то. Мошенники часто звонят пенсионерам, которые отличаются большей доверчивостью. Злоумышленники очень убедительно делают, говорят о вещах, при которых создаётся ощущение, что об этом не может знать посторонний человек, тем более в случае, когда называют личные данные потерпевшего. Конечно, человек начинает реагировать на это.

В целях стабилизации обстановки УМВД организовано проведение мероприятий, направленных на профилактику мошенничеств. Проводятся рабочие встречи с представителями органов местного самоуправления, банковских учреждений, отделов и отделений почтовой связи, крупных торговых сетей и торговых центров. На них рассказываем об основных видах мошенничеств, которые совершаются на территории области, и основных способах профилактики.
Перед началом сеансов в кинотеатрах «Панорама» транслируются видеоролики профилактического содержания, а на радиостанциях «Европа плюс Брянск», «Авторадио», «Ретрорадио», «Love-радио», радио «Дача», «Русское радио» — ролики о том, как не стать жертвой мошенников. Еженедельно проводятся рейдовые мероприятия по информированию населения о видах и способах мошенничеств, проводятся профилактические беседы в учебных заведениях, на предприятиях. И несмотря на увеличение количества преступлений, анализ состояния оперативной обстановки свидетельствует о положительной динамике в части их раскрытия.

875