А вы смотрите телесериалы?

Подозреваю, что кому-то будет неловко ответить «да». Я смотрю. И даже немного в них разбираюсь. Но до недавнего времени при слове «сериал» у меня в памяти всплывала либо эпичная «Игра престолов», либо пугающее «Чёрное зеркало».

Но теперь у меня другое кино. Отчасти благодаря пандемии.

Я знаю, у некоторых даже телевизора в доме нет. Не оттого, что не хватает времени для просмотра телепрограмм. И уж точно не из-за невозможности на телевизор заработать.

А из принципа. Чего только не услышишь, упомянув в разговоре телепередачу! И про «зомбоящик», и про «смотреть там нечего». Можно подумать, что собеседники воспитывались в дворянской усадьбе, где приучены были коротать вечера, читая классические романы и играя на клавесине.

А уж иметь в доме телевизор, да ещё и развлекаться сериалами — такое ничем не оправдаешь. А я попробую.

Так вышло, что ни «Рабыню Изауру», ни «Просто Марию» со всей страной я не смотрела. В начале 90-х в нашем студенческом общежитии телевизора в самом деле не было. В конце 90-х мне было не до латиноамериканских страстей. С лихвой хватало собственных.

Зато родители с удовольствием наблюдали за жизнью несчастных бразильянок и искренне радовались, когда героиня сериала с успехом выходила из очередной комы. Я помню, как у нас в посёлке половина улицы (разумеется, только дамы!) обсуждала, вернётся ли память к тропиканке. Вопрос важный, потому что, с одной стороны, все соглашались, что, чем такая память, лучше никакой, а с другой — если девица вовремя не вспомнит, кто она, то лишится огромного состояния.

Нынешним молодым наверняка покажется странным, что подобные темы волновали разумных взрослых женщин. Притом что реальная жизнь никого не баловала. Но так было. Двадцать лет назад россиянок всерьёз занимали судьбы рабынь и обделённых наследниц, и детальный соседский разбор очередной серии никого не удивлял.

Была ли польза для зрителей в историях о бесконечных потерях героинями то детей, то памяти? Почему нет? Ведь и дети, и память хоть и с приключениями, но всегда возвращались на место. Сериалы тех лет, в отличие от современных, радовали неизменным хеппи-эндом. Сколько бы серий богатая Марианна ни плакала, в финале добродетель вознаграждалась, а планы злодеев рушились. Наверняка смотреть на это было приятно. К тому же, по сравнению с тяготами, выпавшими на долю простой Марии, не говоря уж о бедной Изауре, собственные мелкие бытовые неудобства выглядели менее значительными.

Ещё один культурный бонус: русский язык обогатился красивым словом «фазенда». До сих пор наши дачные участки и деревенские огороды именуются как поместья бразильских плантаторов.

Наши родители не могли игнорировать «Клон» и «Тропиканку» — иначе пришлось бы полностью выпасть из общения с коллегами и соседями. К тому же импортные сериалы были действительно интереснее родных.

Времена меняются, и мы вместе с ними. Я помню попытку заменить плачущих богатых мексиканок русскими. Но экранизация романа Крестовского — тот сериал назывался «Петербургские тайны» — оказалась неудачной. Хотя в «нашем» сериале тоже плакали, разорялись и злодействовали, никому из соседей сериал не понравился. А ведь актёры там играли самые любимые, костюмы и интерьеры были шикарные, герои обращались друг к другу «сударыня» и «милостивый государь». Но не то. Позитива недоставало.
Потом закончилась эпоха латиноамериканских страданий на телеэкране. Российские кинодеятели научились снимать современные многосерийные фильмы, причём во всех существующих жанрах. Но если бы не новый вирус, я бы ещё долго не знала, что в этом виде искусства мы тоже молодцы.

Каюсь, раньше я полагала, что русский сериал — это либо нескончаемый криминал с перестрелками, либо любовная мелодрама. Плюс молодёжные комедии на развлекательных каналах.

В моём личном списке значились сериалы только англоязычные. Вместе с сыновьями в своё время мы осваивали «Теорию большого взрыва», «Во все тяжкие» и «Игру престолов». «Звёздный путь» мне приходится смотреть в одиночестве — кроме меня, фанатов этого культа в семье нет. Зато над очередной серией «Это мы» проливаем слёзы вдвоём с невесткой.

А во время весеннего локдауна, когда закончились новинки Нетфликса, я вдруг открыла для себя российскую сериальную вселенную. Оказывается, у нас десятки отличных новых сериалов на любой вкус.

Можно до слёз хохотать над «Домашним арестом». Не соглашаться с историческими вольностями «Годунова». Удивляться «Эпидемии» — до чего точно авторы угадали тему два года назад! Ужасаться ненормальному «Методу». Сопереживать ищущим на свою голову приключений участникам «Игры на выживание». Возмущаться неэтичными способами лечения в «Триггере». И смиряться с мыслью, что невозможно жить без гаджетов, — в «Лучше, чем люди».

Осталось ещё много непросмотренного. К сожалению, ограничения скоро не закончатся. С поездками, даже по России, придётся повременить.

Поэтому в новогодние праздники вместо привычного отпуска-путешествия планирую погрузиться в историю «Грозного». Не города, а того, который царь.

Светлана Лукановская, совладелец салона офисной мебели «Бюрократ»
lukansveta

939