Коронавирус. Юридические последствия

Пандемия коронавируса, получившего название COVID‑2019, внесла политические, экономические и социальные корректировки по всему миру. А вот какие юридические последствия могут наступить, рассказываем в настоящей статье.
Итак, 31 января 2020 года Правительство РФ внесло коронавирусную инфекцию в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Это значит, что в соответствии с Законом об охране здоровья соответствующие медицинские организации должны оказывать медпомощь и обеспечивать диспансерное наблюдение за гражданами, которые страдают опасными заболеваниями. Кроме того, в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрены меры в отношении лиц с инфекционными заболеваниями: обязанность лечиться без добровольного согласия, если санитарный врач вынесет постановление о госпитализации (оно обязательно и для лиц с подозрением на болезнь); возможность подвергнуться обязательному медосмотру, изоляции, временному отстранению от работы с выплатой пособия, принудительному вакцинированию; невозможность получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, разрешения на работу; заболевшему в РФ иностранцу аннулируют разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу.
При невыполнении указанных требований грозит административная ответственность в виде штрафа (статьи 6.3, 19.4, 19.5 Кодекса об административных правонарушениях), а также принудительная госпитализация.

Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности массовое заболевание людей — грозит уголовное наказание сроком до 1 года ограничения свободы, а если указанное нарушение повлекло смерть человека — лишение свободы сроком до 5 лет (статья 236 Уголовного кодекса РФ).

Кстати, для любителей «расшарить» в соцсетях непроверенную информацию также предусмотрена ответственность. Согласно частям 9–11 статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях, за распространение в СМИ, а также в соцсетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, предусмотрены штрафы, которые могут достигать: для граждан — 400 тысяч рублей, для должностных лиц — 900 тысяч рублей; для юрлиц — 1,5 миллиона рублей.

Российское законодательство содержит три института, регулирующих договорные отношения в ситуации кризиса: непреодолимая сила или «форс-мажор», невозможность исполнения обязательства и существенное изменение обстоятельств.
Наступление форс-мажорного обстоятельства позволяет стороне не исполнять свои обязательства из договора и при этом нести ограниченную ответственность: согласно ст. 410 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Возможно также прекращение обязательства по договору, а не просто освобождение от ответственности за их неисполнение, как это было бы с форс-мажором: в соответствии со ст. 417 ГК РФ, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Существенное изменение обстоятельств. В статье 451 ГК РФ идёт речь о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, что является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года на территории Брянской области введён режим повышенной готовности, что означает определённые ограничения в сфере трудовых правоотношений: для работника — обязанность самоизоляции на срок 14 суток (если прибыл из стран с неблагоприятной ситуацией по коронавирусу), для работодателей — обеспечивать конт-
роль температуры тела работников с обязательным отстранением от нахождения на рабочих местах лиц с повышенной температурой, обеспечивать проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший, не допускать на рабочее место лиц, которые должны быть изолированы, воздержаться от направления работников в командировки.

Александр Яковленко, адвокат
Адвокатское бюро «Яковленко и партнёры»
yakovlenko.ru

2013