Перешли на личности. Зачем это нужно бизнесу?

12 марта в Брянске состоялся региональный форум «Человеческий потенциал — фактор развития предпринимательства. Роль личности в успехе бизнеса». Представители власти, эксперты, начинающие и успешные предприниматели объединились за «круглым столом», чтобы найти ответ на вопрос: как личность влияет на развитие бизнеса? А примером послужили реальные истории успеха.

Перешли на личности. Зачем это нужно бизнесу?

Организатором встречи выступил Департамент экономического развития Брянской области совместно с Центром инноваций социальной сферы регионального центра «Мой бизнес». Мероприятие посетили эксперты из Москвы, Белгорода и Орла.

— Тема форума на фоне общих тенденций выглядит необычной, — поделился мнением директор Русской школы руководства и управления (г. Белгород) Владимир Лобуков.  — В то время, как в тренде высокие технологии, «цифра», искусственный интеллект, вы исследуете человеческий потенциал. А тема очень важная! Мы, русские, — другие. У русского человека особое понимание успеха и лидерства.

Собственно, выбор темы пояснил на открытии форума заместитель директора Департамента экономического развития Брянской области Константин Павловский. Он напомнил, что в 2019 году в регионе состоялся VIII Славянский экономический форум, центральная дискуссия которого — сбережение и приумножение человеческого потенциала.

— Славянский форум собрал рекордное количество участников, а тема получила большой отклик, — подчеркнул представитель ведомства. — Поэтому и принято решение вернуться к ней, но уже в более узком кругу — малого и среднего бизнеса. Сегодня оборот организаций малого и среднего предпринимательства составляет 38% от общего оборота всех предприятий и организаций области. Это весомый вклад в экономику региона.

— Порядка 50% всех субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточены в Брянске, — в свою очередь отметила председатель комитета по экономике Брянской городской администрации Татьяна Тарасова. — А это более 23 тысяч предпринимателей.

Руководитель напомнила, что органы местного самоуправления также оказывают содействие малому и среднему предпринимательству. Информацию о мерах господдержки, конкурсах, актуальных статистических данных можно найти на официальном сайте Брянской городской администрации в разделе «Брянск — город для бизнеса».

«Предпринимательство дано не каждому. Но этому можно научиться!»

Многие молодые бизнесмены, сумевших открыть своё дело, в течение первых двух лет сталкиваются с трудностями. Одной трети предпринимателей удаётся быть на плаву. И лишь немногие добиваются настоящего успеха: создают новые рабочие места, увеличивают капитал компании, открывают филиалы. Чтобы повысить шансы молодых компаний на «выживаемость», государство с помощью центров «Мой бизнес» призывает на помощь федеральное и региональное экспертное сообщество. В этом плане предпринимательский форум — удачная возможность расширить собственные компетенции с помощью ведущих бизнес-тренеров. В частности, в Брянске с мастер-классом, посвящённым невербальному общению, выступила бизнес-тренер управляющей компании ГК «Агро-Белогорье» (г. Белгород) Ольга Лунёва. На открытии форума коуч подчеркнула:

— Какие бы ни были созданы условия, мы все понимаем: предпринимательство дано не каждому. Но этому можно научиться. На мастер-классе я учу, как стоять, дышать, смотреть на собеседника, чтобы производить впечатление доброжелательного и уверенного в себе человека. Даже если вы в этой ситуации не очень-то уверены!

Её коллега из Москвы — директор Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета, эксперт Минэкономразвития России Денис Богатов убеждён: «Личность — это стержень в развитии экономического потенциала, социального предпринимательства и общества. А бизнес — новая возможность личности проявить себя».

Эксперт, в частности, описал портрет типичного социального предпринимателя, составленный на основе изучения заявок федерального конкурса «Лучший социальный проект года». В 2019 году на конкурс было подано свыше 1600 заявок из разных регионов страны. Проведённый анализ показывает, что социальные предприниматели в большей мере решают вопросы в области здравоохранения, образования и культуры. Более половины — женщины (в Брянской области этот показатель превышает 80%), средний возраст — от 26 до 45 лет.

— В 2017 году Брянскую область на федеральном этапе конкурса представляли всего 3 проекта, а в 2019-м — 31, — отметил эксперт. — Это колоссальный рост, который напрямую связан с государственным регулированием, правильно выстроенной региональной политикой поддержки социального предпринимательства.

На мастер-классе эксперт поделился с предпринимателями 5 инструментами успешной реализации социального бизнеса. И ещё один тренинг был посвящён сутевому мышлению в бизнесе и альтернативным способам получения результата. Провёл его доктор делового администрирования Владимир Лобуков.

На личном примере

Все спикеры были единогласны: успех бизнеса в первую очередь зависит от того, какие люди в нём работают. Любой продукт можно скопировать, любую технологию воспроизвести. Единственное, что точно нельзя «повторить», — это людей, которые обеспечат движение бизнеса вперёд. Потому так впечатляют истории успеха. Например, создатель event-агентства «Человек-праздник» Андрей Шагаров с детства хотел стать артистом, но никто не верил в его мечту. Он начинал детским аниматором, ведущим в ночных клубах и на свадьбах, а 8 лет назад решился на создание собственного бизнеса и «упаковал» его в одно из лучших праздничных агентств Брянска.

Или вот другая история: имея группу инвалидности по слуху, в 2015 году Роман Банин создал строительную бригаду из людей с такой же проблемой по здоровью, как у него. Сначала в коллективе было всего три человека, сейчас в два раза больше, готовится к открытию собственное производство.

А Светлана Макарова из Новозыбкова решила открыть собственное дело в возрасте 40 лет. Бизнес-леди создала первое частное агентство по уходу на дому за стариками. Но вскоре поняла, что полноценного ухода не получается: жильё зачастую неприспособленное, а человека порой невозможно было вывезти на коляске на свежий воздух. Тогда и родилась мечта об отдельном общем доме.

Появился первый пансион для пожилых людей и инвалидов в Новозыбкове, затем ещё один — в Климове.

А ещё один амбассадор центра «Мой бизнес» Константин Кушиков уже в старших классах школы был уверен: он будет заниматься собственным бизнесом. В 2016 году он создал проект «Цех» — сегодня это самая крупная сеть центров заточки парикмахерского, маникюрного, медицинского, бытового инструмента в России и СНГ. Центры заточки «Цех» работают в 36 городах России, Белоруссии и Казахстана.

Кстати, и журнал, который вы держите в руках, — это тоже социальный проект, а его создатель и главный редактор Наталья Тимченко была приглашена одним из спикеров форума.

— Когда мы в прошлом году снимали видеоролики — истории успеха, каждый второй предприниматель признавался на камеру, что до прихода в центр «Мой бизнес» чувствовал себя одиноким, — резюмировала руководитель Центра инноваций социальной сферы Елена Смольская. — А здесь он нашёл соратников, единомышленников и поддержку. И тогда я поняла: наша главная миссия — в объединении. А результатом каждого нового мероприятия становятся новые резиденты центра «Мой бизнес».

Участники — о форуме

Андрей Шагаров, создатель и руководитель агентства «Человек-праздник»:

— Форум — возможность найти единомышленников и людей, которым мой бизнес может быть полезен. Своей целью вижу популяризацию event-индустрии, потому как правильно организованные мероприятия могут стать эффективным инструментом для решения бизнес-задач. Совместно с центром «Мой бизнес» я проводил свой первый бизнес-завтрак и получил новых клиентов. И в этот раз был рад возможности выступить в качестве спикера. Форум вдохновил меня самому провести подобное мероприятие для предпринимателей города. Пока подумываю над его форматом.

Мария Шалаева, руководитель группы компаний «Чудесария»:

— Для предпринимателя нет важнее информации, чем опыт коллеги. В том числе и неудачный. Иногда полезнее узнать о казусных ситуациях, с которыми справляются владельцы бизнеса, чтобы самой избежать их на практике. Что касается социальных предпринимателей, это специфическое, зачастую низкомаржинальное направление, которое особенно нуждается в экспертной поддержке, льготах и послаблениях со стороны государства. Социальным предпринимателям рекомендую обращаться в центр «Мой бизнес» и его структурное подразделение — Центр инноваций социальной сферы. Образовательные услуги, консультации юристов, экономистов, экспертов в разных отраслях здесь можно получить по принципу «одного окна» за средства господдержки. А предпринимательский форум стал показателем того, насколько важно наладить диалог между бизнесом и властью. Многие согласятся, что нам даже не хватило времени, чтобы задать все интересующие вопросы. Настолько все были вовлечены в диалог!

Константин Кушиков, создатель сети центров заточки «Цех»:

— Форум был полезен как действующим предпринимателям, так и начинающим. Для меня, как для руководителя франчайзинговой сети, важен обмен опытом и непрерывная мотивация для достижения целей! Благодарен Центру инноваций социальной сферы Брянского областного центра оказания услуг «Мой бизнес» за возможность презентовать коллегам мой бесплатный марафон «Цель‑2020» — это двухмесячная трансформация по постановке и достижению целей. Подробную информацию о марафоне, который стартует 1 апреля, вы найдёте в шапке профиля моего Instagram @kushikov_konstantin. А «Мой бизнес» стал тем катализатором, который вдохновляет предпринимателей на неординарные и смелые проекты.

Игорь Тительман, руководитель группы компаний «Раздолье»:

— Подобные мероприятия — это показатель того, что на Брянщине начали активно поддерживать и пропагандировать предпринимательскую деятельность. Это замечательная тенденция — экономики многих развитых стран как раз держатся на малом и среднем бизнесе. А форум способен привлечь новую аудиторию. Мероприятие хорошо организовано, в нём участвовало много заинтересованных людей и интересные спикеры. Разговоры были конкретные, а советы — основаны на практике. Для предпринимателей это возможность задать важные для них вопросы не только спикерам или представителям власти, но и предпринимателям, которых они считают для себя авторитетом.

908