Дать позатыльник

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров

В Брянском краеведческом музее хранится небольшая, но довольно редкая коллекция — полтора десятка позатыльников бабьих головных уборов. Все они собраны на территории нашего региона и датируются в большинстве случаев XIX веком. Почему двести лет назад дать позатыльник собственной дочке было важным событием в жизни брянской крестьянки, рассказывает старший научный сотрудник отдела фондовой работы Мария Волошина.

Дать позатыльник

Позатыльник — элемент праздничного головного убора женского национального костюма. Двести лет назад головные уборы — это не просто аксессуар, а важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Их было очень много, и современному человеку довольно сложно разобраться во всех этих рясках, кичках и корунах. А ведь для наших предков головной убор, как, впрочем, и весь народный костюм, был «говорящим».

Только лишь взглянув на женщину, можно было понять, замужем она или в девках, в достатке ли живёт семья, из какой губернии и даже из какого села приехала гостья. Всё это старательно зашифровывалось в узорах костюма вплоть до начала двадцатого века. Позднее костюм утерял это удивительное свойство и расшивался уже только для красоты.

  • * * *
  • Замужней женщине не полагалось появляться в обществе без головного убора. Он был сложен и многослоен. В быту обходились 1–2 слоями, а вот на праздник одевались по полной. Сначала надевалась полотняная шапочка — повойник, который скрывал волосы. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок — позатыльник. Затем «основной» головной убор замужней женщины — кичку, сороку, кокошник, каблучок, злотоглав, рогачку или кокуй — название и вид зависели от места жительства. Сверху могли ещё накинуть убрус.
  • Историки связывают украшение головы с повиновением семье мужа. Отсюда и выражение «опростоволоситься» — опозориться.
  • * * *
  • «Позатыльник» и более привычное слуху «поДзатыльник» — в научном обиходе равнозначны. Элемент по-разному называли в деревнях: в одной так, в другой иначе. Мы используем слово «позатыльник», потому что именно так называли их владельцы костюмов, когда приносили в музей. Всё это зафиксировано в книгах поступлений, которые ведутся с 1946 года.
  • В некоторых случаях известно, кому принадлежал костюм, где и когда сделан. Например, мы знаем, что один из позатыльников изготовлен в Навлинском районе, в селе Соколово, крестьянкой Калининой в 1910 году. А в другом — венчалась Екатерина Афанасьевна Скачкова. Полный комплект костюма, созданного в 1909 году, хранится в краеведческом музее.
  • * * *
  • Бисер, стеклярус, медные бубенчики девушки покупали на ярмарках. Ткани изготавливали и красили сами. Каждый элемент позатыльника — ручная работа.
  • Свадебные костюмы — а это было главным событием в жизни женщины — передавались по наследству из поколения в поколение, кстати, нередко дополнялись новыми элементами. А вообще к свадьбе порядочная девушка должна была изготовить 20 рубах и 40 рушников.
  • * * *
  • В музее и его филиалах собрано порядка 15 позатыльников. Все они поступили в наш фонд ещё в прошлом веке. Сейчас редко приносят новые элементы народного костюма. В основном рушники и скатерти, датированные самое раннее началом XX века.
  • Потому что всё, что хранилось на чердаках, давно истлело. Рубахи из натурального льна, панёвы — из шерсти. Бисерные позатыльники удалось сберечь во многом благодаря трепетному музейному хранению. Ведь что такое бисер, сплетённый ниткой? Без правильных условий нитки сгниют, и всё рассыплется.
  • * * *
  • Нам повезло — наши позатыльники очень красивые! Русский национальный костюм имел два типа: северный и южный. На севере носили сарафаны, на юге — панёвы. Северный женский наряд был более простым, южный — более разнообразным и декоративным. На Брянщине — костюм южный. Считается, что новые элементы добавлялись при вторжении на наши земли многочисленных захватчиков, которые привносили в народный быт свою культуру.
  • * * *
  • А ещё хорошо, что в регионе есть уникальная детская фольклорная школа «Калинушка». Коллектив тесно сотрудничает с музеем, ребята с наставниками изучают народный костюм и максимально достоверно реконструируют для своих сценических нарядов. Позатыльники, правда, ещё не делали, но остальные элементы копируют довольно точно.

904