Навигатор дополнительного образования: что это и зачем он нужен?

«Мама, а Диму уже в кружок по рисованию записали», — грустно вздыхает пятилетняя дочка с намёком, что и ей тоже неплохо бы подобрать занятие по душе. Раньше пришлось бы перелопатить дюжину сайтов, чтобы понять, чем можно увлечь пятилетку в Брянске. К счастью, сейчас всё устроено гораздо проще — в регионе заработал сайт р32.навигатор.дети.

Навигатор дополнительного образования: что это и зачем он нужен?

Чтобы выбор дополнительного образования для ребёнка стал простым делом для родителей, с начала 2020 года была проделана огромная работа. На базе Губернаторского Дворца имени Ю.А. Гагарина создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей Брянской области. Электронный «Навигатор» — лишь небольшая часть масштабного федерального проекта, который должен качественно изменить систему дополнительного образования в стране. Цель федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» — обеспечить к 2024 году детей в возрасте от 5 до 18 лет доступными и качественными условиями для воспитания гармонично развитой личности. Этого можно достигнуть путём вовлечения в систему дополнительного образования до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры.

Чтобы разобраться в нововведениях, мы обратились за комментарием к директору Брянского областного Губернаторского Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина Елене Шинкаренко:

— В этом году набор в детские объединения начнётся с 10 августа. Заявки принимаем на местах и через «Навигатор дополнительного образования детей Брянской области». Количество заявок на портале пре-
взошло ожидания: в некоторые объединения набор фактически уже завершён.

— Судя по заявкам в «Навигаторе», какие детские объединения — самые популярные в Брянске?

— Конечно это художественное направление: танцы, вокал. Расширяет свои границы академия развития интеллекта «Юникид»: в прошлом году впервые набрали одну группу, в этом — четыре. Детям с 5 лет преподаём английский язык, скорочтение, ментальную арифметику. Ребята с удовольствием посещают объединения технической направленности — это робототехника, автомоделирование, авиамоделирование, компьютерный дизайн, объёмное рисование. Техническое оснащение кабинетов позволило принять в наших стенах дистанционно-очный отборочный этап 8-го национального чемпионата «Молодые профессионалы». Такая база единственная в своём роде в нашем регионе.

Развиваем естественно-научное направление, сейчас оно увлекает всего 2% детей. Потому что та же астрономия в обычных картинках уже не интересна. Время требует интерактивных форм обучения, и мы этому стараемся соответствовать. Приобрели интерактивную панель, современные программы и наблюдаем, как дети действительно начинают интересоваться естественными науками.

В Губернаторском Дворце имени Ю. А. Гагарина активно развиваются все 6 направленностей дополнительного образования, поэтому мы смогли представлять Брянскую область в федеральном отборе на предоставление субсидии в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка». На данный момент в области происходит внедрение Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Брянской области и становление Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Брянской области.

— Что представляет Региональный модельный  центр и для чего он нужен?

— Основная цель — создание условий для обеспечения эффективной системы взаимодействия  в сфере дополнительного образования детей. Предстоит вовлечь в систему дополнительного образования всех детей Брянской области — это 165 тысяч мальчишек и девчонок. Сколько занимаются сейчас, определить невозможно: один и тот же ребёнок может обучаться  в музыкальной школе, секции по плаванию и театральном кружке — по старой системе он трижды попадал в статистику. «Навигатор» позволит получить объективные цифры. В настоящий момент в системе зарегистрировано  уже больше половины детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Брянской области.

— Включены ли небольшие города в новую образовательную модель?

— В каждом районе созданы муниципальные опорные центры дополнительного образования детей — всего их 32. Определён состав рабочей группы экспертов по независимой оценке качества дополнительных общеобразовательных программ, проводится их обучение.

Поясню, зачем это необходимо. Вся система дополнительного образования строится на программах, по которым работают педагоги. Теперь эксперты — лучшие педагоги региона — будут оценивать качество образовательных программ, чтобы исключить случайные программы и случайных людей в системе дополнительного образования.

— Выходит, одна из главных целей преобразований — повысить качество образовательных услуг?

— Более того, теперь сам ребёнок фактически является «заказчиком» этих услуг. При регистрации в системе «Навигатор» родители подают заявление на получение сертификата. Сначала это сертификат дополнительного образования — с ним ребёнок записывается на любые программы, как и раньше. Если же родитель написал заявление и на сертификат зачислены средства, то появляется дополнительная возможность посещать те детские объединения, которые переведены на механизм персонифицированного финансирования, в том числе и в частных организациях. Сертификат дополнительного образования оформляется один раз и действует до 18 лет.

Деньги с сертификата направляются, в том числе, и на зарплату педагогам. Если раньше зарплата наставников не зависела от количества обучающихся детей, то теперь нужно будет совершенствовать свои программы, придумывать что-то новое, чтобы юные таланты не уходили в другие детские объединения.

В регионе останутся только сильные, востребованные программы и те педагоги, которые умеют работать на результат.

Найти занятие по душе

Региональный модельный центр— Денежные средства на  сертификат персонифицированного финансирования  начисляются один раз в год. А если ребёнок записался на танцы, ему не понравилось и он хочет на авиамоделирование? Тогда что делать?

— У сертификата есть определённый номинал — в каждом районе сумма определяется отдельно. Его можно потратить на одну полноценную программу либо изменять направление творческой деятельности — деньги идут за ребёнком. Но при этом нужно следить за остатком средств в личном кабинете.

— А если ребёнок хочет посещать сразу несколько детских объединений, родителям придётся доплатить?

— Система отрегулирована таким образом, чтобы родителям не пришлось платить за дополнительное образование детей. Довольно много программ остаётся в прежней системе муниципального заказа, которые можно посещать, имея сертификат дополнительного образования.

— Придётся ли проходить прослушивание или конкурсный отбор или достаточно успеть зарегистрировать ребёнка в кружок, пока есть свободные места?

— Регистрация в «Навигаторе» не отменяет конкурсного отбора там, где он предусмотрен. Также придётся прийти в учреждение, подтвердить личность ребёнка и подать документы.

— Программы в основном рассчитаны на срок от 1 года  до 3 лет. А как же такие объединения, как «Юность»,  «Образ», «Калинушка», куда дети приходят в 4-5 лет, а выпускаются уже совершеннолетними?

— Ещё одна наша задача — сделать так, чтобы ребёнок за год получил достойное образование и новые навыки. При этом мы дорожим своими образцовыми коллективами, где действуют долгосрочные программы: в упомянутой «Калинушке» это 14 лет. Совместно с Всероссийским центром художественного творчества при Министерстве просвещения изучаем, как совершенствовать программы, чтобы сохранить самобытность коллективов и при этом отвечать требованиям новой системы.

— Зарплаты педагогов будут складываться из количества сертификатов. А вдруг не наберётся на ставку?

— Наша задача — не допустить, чтобы педагоги потеряли в заработной плате. Наоборот, дополнительный заработок станет стимулом к совершенствованию образовательных программ. Всё на это нацелено. Государству важен успех каждого ребёнка.

875