Артём Потворов: «Школьный музей способен увлечь ребёнка»

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров

Директор 59-й школы Артём Потворов ведёт нас по коридору из старого здания в новую пристройку. Слева в окне виднеются въездные ворота и ров реконструированной древнерусской крепости, справа — на крыше зеленеет газон и несколько туй.
«Это музей под открытым небом, — поясняет директор, — а это экокрыша. Облагородили невзрачную хозяйственную постройку». Необычно для школы!

Артём Потворов: «Школьный музей способен  увлечь ребёнка»
Школьный музей не должен быть набором артефактов за стеклом.
Дети должны экспонаты потрогать, примерить, повертеть в руках…
Ведь что такое музей? Это, в том числе, конкуренция современной развлекательной сфере.

В течение следующих пары часов мы увидим робокласс, класс виртуальной реальности, школьную типографию, интерактивный музей, бассейн, приспособленный для детей с ограниченными возможностями, фитнес-студию для старшеклассников, кабинет прототипирования с четырьмя 3D-принтерами с разными технологиями печати и научную лабораторию. Тех, кто давно не переступал школьный порог, такое оснащение впечатлит и удивит. При этом наш собеседник признаётся: чтобы сделать образование по-настоящему современным, есть несколько финансовых инструментов. Подробнее о них — в нашем интервью.

Живой музей

Реконструкция древней крепости на школьном дворе— Артём Иванович, в 2018 году школа получила статус региональной инновационной площадки: теперь весь образовательный процесс реализован через музейное пространство. Расскажите, с чего всё начиналось.

— Будучи старшеклассником я руководил музеем в сельской школе в Кокино, участвовал в археологических раскопках и был увлечён историей. Тогда удалось собрать серьёзную научную базу, и, чтобы транслировать наш опыт дальше, мы решили сделать музей виртуальным. В то время это был один из первых музеев такого плана. Даже победили в конкурсе виртуальных музеев России.

Естественно, всё это отразилось на дальнейшей педагогической деятельности. Выбрал для себя профессию историка, а когда был назначен директором школы, увлёкся восстановлением музея и в новом учреждении. Ориентировались на то, что школьный музей не должен быть набором артефактов за стеклом, а напротив, экспонаты можно потрогать, примерить, повертеть в руках. Ведь что такое музей? Это, в том числе, конкуренция современной развлекательной сфере. И нужно сделать так, чтобы ребёнку побывать в музейном пространстве было не менее интересно, чем сходить в кино.

Реконструкторы изготовили копии артефактов, подлинными экспонатами поделились учёные госуниверситета, местные поисковые отряды. За стеклом можно увидеть оригинальные наконечники стрел времён Киевской Руси и тут же взять точную копию княжеского лука и пострелять по мишени. Дети постарше пишут полноценные исследовательские работы. Организован клуб «Юный поисковик». Экскурсии максимально не зависимы от экскурсовода — информацию о каждом экспонате можно прослушать или увидеть на специальном оборудовании. И отдельная гордость — всё это сделано руками педагогов и детей. И потом уже на основе музея выросло целое инновационное направление.

— Что необычное есть в вашей школе?

— Продолжаем реконструировать облик древнего Брянска на школьном дворе — воссоздаём копию построек, обнаруженных археологами в урочище «Чашин курган». Это не наша фантазия, а научно обоснованная копия по материалам раскопок, которые в разное время проводились нашими известными археологами Фёдором Михайловичем Заверняевым, Геннадием Петровичем Поляковым, Евгением Александровичем Шинаковым. Впереди — строительство полуземлянки-жилища и хозяйственной постройки. Планируем использовать необычную постройку для проведения мастер-классов по гончарному делу, а площадку в целом — для проведения исторических фестивалей.

— Дело затратное. Как решаете финансовый вопрос?

— Мы начали пробовать участвовать в грантах достаточно давно, и долго успех не приходил к нам. Проанализировали — пришли к выводу: бюджетные организации редко получают такого рода поддержку. Тогда создали общественную организацию — научно-просветительский исследовательский центр «Векъ», куда вошли учителя нашей школы и неравнодушные коллеги. И получилось! Мы одержали победу в конкурсе Фонда Президентских грантов, фонда «Православная инициатива», конкурсе Департамента внутренней политики Брянской области. В настоящий момент реализуем три гранта: по патриотическому воспитанию, православному просвещению и созданию музея под открытым небом. С нами охотно сотрудничают коммерческие организации: совместно с банком «Открытие» реализовали социальный проект — наши дети разработали и изготовили QR-таблички для скульптур в парке А. К. Толстого.

Вперёд в прошлое!

Музей, созданный коллективом учителей и учеников— Чтобы понять суть инновационного подхода, поясните, как совместить с музейным делом алгебру или физкультуру?

— Развиваем межпредметные связи. В прошлом году составили необычные задачники по физике и математике на основе данных, подготовленных историками по краеведческим материалам. Там может быть такая задача: «Из разорённого Чернигова Роман Михайлович Брянский привёз в спасшийся от нашествия Брянск свою жену, княгиню Анну, сыновей Олега и Михаила, четырёх дочерей и епископа Порфирия. Их общий багаж составил пятьсот килограммов…». Сюжет взят из архивных данных, цифры выдуманы, и учащимся необходимо произвести вычисления. Напечатали их в собственной типографии и используем на уроках. Учителя химии рассказывают, как хранить музейные экспонаты — текстиль, книги, металлы. Физики показывают, как делать копии древних монет методом гальванизации. Биологи учат, как с помощью анализа пыльцы растений на древнем артефакте определить его возраст. Освоили метод комплексного описания исторического памятника, когда учащиеся и учителя по различным предметам выезжают на место и исследуют объект с разных сторон: биологи учат делать анализ почв, математики проводят замеры и обсчёт оставшихся укреплений, а учителя физкультуры проводят древние игры на историческом месте — реконструкторы научили. И таких примеров много.

— Какие ещё подходы используете, чтобы заинтересовать каждого ребёнка?

— Проводим просветительские мероприятия, которые подразумевают поэтапное погружение учащихся. Выбираем малоизвестные или удалённые места партизанской славы. Дети знакомятся с их историей в формате лекции, затем отправляются в поход к изучаемому месту, иногда на несколько дней, благоустраивают территорию, проводят исследовательские работы и в конце передают полученный опыт младшим школьникам. Казалось бы, один памятник, а такая проделана работа и плюс личное участие. В период летних каникул пользуется успехом лагерь исследовательской деятельности. Например, ребята отправляются к Свенскому монастырю — изучать биологически памятник «меловые крутосклоны». По анализам воды пытаются предположить, почему монахи выбрали именно это место. Исследования проводят в нашей лаборатории.

Отдельная гордость — свой издательский центр. Выпускаем много лет научно-исследовательский журнал «Граф Толстой», где исследовательские труды публикуют ученики и учителя школы, коллеги из других учреждений, студенты и преподаватели вузов. Своеобразная площадка по обмену опытом. Ребята сами участвуют в создании печатной продукции — работает кружок издательской деятельности.

Результат всей этой работы — победы детей на всероссийских конкурсах, а наша школа в этом году признана лучшей в городе по патриотическому воспитанию.

Музей, созданный коллективом учителей и учеников— 59-я много лет остаётся лучшей инклюзивной школой в регионе. Как удалось сделать пространство удобным для детей-инвалидов?

— В 2013 году мы поучаствовали в проекте «Доступная среда» и первым адаптировали бассейн для нужд детей с ОВЗ. Тогда у нас не было ни одного учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Мы начали сотрудничать с общественной организацией «Наши дети», приглашали их воспитанников на занятия по плаванию. Это сделало нам определённую репутацию, к нам стали приходить дети. Сегодня в школе обучается 17 особенных ребят. Сотрудничаем с центром «Гармония»; дети с синдромом Дауна участвуют в совместных с нами концертах и других мероприятиях. Самый главный результат: наши школьники больше не смотрят с испугом и удивлением на особенного ребёнка.

— Какие трансформации переживает школа в новом учебном году?

— С этого года мы стали Брянским городским образовательным комплексом № 59 — к нам присоединили детский сад «Мозаика». Это позволит выстроить единую вертикаль образования в нашем учреждении, обеспечит преемственность между двумя ступенями дошкольного и школьного образования — снять стресс адаптации ребёнка к школе, выявить раннюю одарённость или необходимость коррекции. Мы всегда открыты новому. Если это приносит пользу детям.

1042