Атлант расправит плечи
Егор мчал без остановок и почти без сна две тысячи километров — через Уральские горы, заснеженные трассы, пробки под Москвой. Дорога на авто из Нижнего Тагила в Брянск заняла двое суток. И всё это чтобы вечером 12.12.12 стоять на пороге квартиры своей любимой Ани с огромным букетом цветов и превратить первую встречу в потрясающе красивую историю. Вскоре штангист Егор Климонов окончательно переедет в Брянск, влюбится в наш город, станет абсолютным чемпионом России и рекордсменом страны, будет готовиться к Олимпиаде в Токио… И вдруг случается то, что в один миг перечеркнёт его жизнь.

130 килограммов. Если её уронить, грохот будет на весь дом.
И пусть попробует кто-нибудь повторить!
Эта история началась тоже в 2012 году. Тогда уральскому штангисту Егору Климонову было двадцать лет. Недавно он оправился от очень тяжёлой травмы колена, вошёл в форму, выиграл юниорский чемпионат России в категории до 94 кг и стал мастером спорта международного класса по тяжёлой атлетике.
В послужном списке паренька из простой семьи победа в Первенстве мира и дважды — в Первенстве Европы среди юношей (в 2009 и 2010 годах). Солидно для начинающего, но таких ребят довольно много в нашей стране. И вдруг, представьте, директор федерального государственного предприятия «Антидопинговый центр», кандидат химических наук и вообще большой человек в мире спорта Григорий Родченков вступает в сговор с уральским юниором и подменяет ему допинговую пробу.
Именно такие обвинения Международная федерация тяжёлой атлетики (IWF) сегодня предъявляет штангисту, последние восемь лет выступающему за наш регион. Один из главных претендентов на поездку в олимпийский Токио уже год как отстранён от соревнований. И до сих пор нет доказательств вины спортсмена. У Егора есть своя версия происходящего. Ею он поделился с корреспондентом «Брянской ТЕМЫ».
Список Родченкова
— Егор, как думаешь, почему с тобой всё это случилось?
— Я никого не могу обвинять. Но могу рассказать свою историю, а выводы вы сделаете сами. Всё началось в 2019 году, когда все радовались приятным известиям из Международного олимпийского комитета, который направил России официальное приглашение принять участие в летней Олимпиаде в Токио. Правда, были ограничения по количеству участников. В тяжёлой атлетике до состязаний допустили только одного мужчину и одну женщину. В тот год я выиграл Кубок мира в Китае, стал абсолютным чемпионом России и был одним из главных претендентов на поездку в Японию. Вместе со мной на это место готовили ещё двух спортсменов — Родиона Бычкова и Руслана Албегова. И все трое (пофамильно!) оказались в «расстрельном» списке Родченкова.
— В чём обвиняют и какие против тебя доказательства?
— В том, что Родченков по моей просьбе лично менял мою пробу. По правилам, мы сдаём две пробы: одну проверяют, вторую хранят на протяжении 8 лет. Когда стали разбираться, второй пробирки в хранилище не оказалось. Более того, нет документов, подтверждающих, что я вообще сдавал этот тест. Нет бланка с моей подписью, который обязательно должен быть. Адвокаты сборной говорят: против меня нет объективных доказательств. При этом разбирательство растянулось больше чем на год и неизвестно, когда закончится. Такая система убивает спортсменов. Созванивался с другими штангистами из «списка Родченкова» — многие давно не тренируются…
— Что ждёт тебя в худшем случае?
— Максимальный срок при самых плохих обстоятельствах — 4 года. Время отсчитывается с того момента, когда объявлено отстранение. Сейчас мне 28 лет, будет почти 31. Хороший возраст для тяжелоатлета. Я продолжаю тренировки. По две в день. Начинаю в 10 утра и заканчиваю в 8 вечера. В квартире, на улице. И это основная моя работа и одновременно главное увлечение. Это вся моя жизнь! Они не смогут отобрать у меня спорт. Нельзя отобрать то, чем ты живёшь.
Жим на пятом этаже
— Тренировки брянского спортсмена на пятом этаже становятся хитом Инстаграма. Для читателей поясним: на них Егор в мягких домашних тапочках и халате жарит яичницу и поднимает 180-килограммовую штангу или делает то же самое с завязанными глазами. Как родилась эта идея?
— Я начал делать это в период самоизоляции. Мы заканчивали ремонт в квартире, оставалось доделать прихожую — туда я и притащил штангу. А когда понял, что ролики неплохо собирают просмотры в Инстаграме, начал делать это специально для соцсетей.
— Какой рекорд по просмотрам?
— На моей странице в среднем по 60–70 тысяч, пару сюжетов посмотрели более 100 тысяч человек. Но их же ещё выкладывают в других пабликах. Там рекорд — 220 тысяч просмотров.
— Негативные комментарии встречаются?
— Чтобы не было хейтеров, нужно делать то, что не умеют другие. Если уронить штангу на 5-м этаже, грохот будет на весь дом. В этом и интерес. С закрытыми глазами я поднимаю 130 килограммов. И пусть попробует кто-нибудь повторить!
— А какой на сегодняшний день абсолютный рекорд России, автором которого ты являешься?
— 211 килограммов. Отсчёт начался заново после «обнуления» прошлых рекордов в связи с допинговыми скандалами. Чемпионы России автоматически становились рекордсменами. И я в том числе. Хотя могу заверить: за последние 5 лет на соревнованиях никто больше не поднимал. Спортивный мир действительно изменился после допинговых скандалов.
Я сам поднимал 222 килограмма на тренировке. Просто бывает, приезжаешь на соревнование и не можешь пройтись по тем весам, на которые способен. Тогда я был готов на 215 килограммов. Но приходится выбирать — либо первое место, либо рекорд.
До хруста костей
— Назови свои главные победы.
— Победа в категории до 94 кг на Универсиаде в Тайване (2017 год), победы на Чемпионате Европы и Кубке мира — это очень престижные старты. На Универсиаде выступал 24 августа, в день своего 25-летия. Соперники были интересные — призёры олимпиад, чемпионы Европы. Я стал первым. Праздник получился счастливым вдвойне.
— А поражение, которое чему-то научило?
— Чемпионат России в 2015 году. Я был готов выигрывать, первый подход был успешным, на втором «упал» — уронил штангу. Разозлился, рванул лишнего, штанга потянула назад… Я услышал, как хрустит мой локоть, понимал: ещё немного — и сломается. Пришлось сбросить. С тех пор стараюсь контролировать эмоции.
— Таиланд, Израиль, Малайзия, Гватемала, Норвегия, Китай… Это малая часть списка стран, где ты выступал в международных первенствах и чемпионатах. Интересно, а что может увидеть спортсмен, находясь на соревнованиях за рубежом?
— До соревнований — ничего. Некоторые тренеры даже запрещают покидать гостиницу. Моя весовая категория — 96 кг — одна из самых последних. Остаётся максимум 2–3 свободных дня. Проще ребятам из категории 50 кг — отстреляются в первые дни и неделю гуляют.
Был такой случай. Мы приехали на Чемпионат Европы в Норвегию. В аэропорту посадили в автобусы, отвезли в крошечный городок Фёрде, где кроме гостиницы, зала и пары магазинов ничего нет. Зато очень удивило, что в таком крохотном городке среди гор есть прекрасный тяжелоатлетический зал.
«Ну какой из меня пловец?!»
— Спорт во многом определил твою жизнь. Как ты выбрал тяжёлую атлетику? Как можно вообще угадать в ребёнке будущего успешного штангиста?
— Формула простая: возьмите 40 человек, среди них точно будет один штангист. В спорт я пришёл в 9 лет за компанию с друзьями. Поначалу был бассейн. Ну какой из меня пловец с моим невысоким ростом?! Потом была цирковая гимнастика. Но там мы всё время прыгали и играли. Я перешёл в секцию тяжёлой атлетики. Играть не давали, дисциплина была строгая. Это меня и подкупило. В 11 лет на тренировках уже «поднимал» кандидата. Норматив мастера спорта выполнил в 15 лет, в 20 — стал международником. Вообще наш спорт расположен к тому, что если ты в 15 лет не показываешь результат, ждать нечего.
— Твои главные победы случились уже после переезда в Брянск. Почему выбрал наш город?
— У меня жена из Брянска. Познакомились по переписке. На сборах я жил вместе с брянским спортсменом Сашей Иванушкиным. Как-то вечером он просматривал на компьютере фото своей будущей жены с подругами. Аня была одной из них. Влюбился сразу, написал ей. Было это в октябре, в декабре уже мчал из Нижнего Тагила, чтобы впервые встретиться с любимой. Отпустили меня тогда всего на пять дней, четыре из которых я провёл в дороге. Потом Аня прилетела ко мне на Новый год, я стал часто ездить в Брянск и в один момент переехал сюда окончательно.
— Какие впечатления производит наш город на приезжего?
— Те, кто ругает свой город, не жили в местах, где намного хуже. В моём городе на улицах в десять вечера отключают фонари и девушки боятся выйти на прогулку. Там многие районы до сих пор остались в 90-х. Брянск мне понравился тем, что он растёт, развивается. Свою дочь я хочу воспитывать именно здесь. Аните пять лет, с трёх — занимается спортивной гимнастикой. А когда я притащил на пятый этаж штангу, попросила и ей такую же. Уже заказал детскую, резиновую. Буду тренировать! Она меня вдохновляет и мотивирует!
— Егор, где в быту можно применить силу абсолютного чемпиона России?
— Могу только жену носить на руках! На это я готов до самой старости. Про шкафы часто спрашивают, а я считаю, штангисту тяжело шкаф поднять — у него грифа нет, взяться не за что. Сколько этим ни занимался — и взяться неудобно, и руки режет. Мы ведь не силачи всемогущие, у нас тоже есть определённые методики, техника…
— А в чём тогда сила?
— В принципиальности. Когда идёшь к своей цели, несмотря ни на что.
В тему!
В Брянске Егор Климонов тренируется у Николая Николаевича Евсеева — директора детской спортивной школы «Сталь». Тренер так описывает первую встречу:
— Я всё мечтаю выпустить книгу «Спорт на обочине Брянска» — про спортсменов Нового Городка. Много из Бежицы замечательных атлетов вышло. В одном нашем зале 9 членов сборной страны (а это призёры чемпионатов России, как минимум!). Только в прошлом году четыре спортсмена на Чемпионат Европы ездили. У меня спрашивают коллеги: «Где ты столько берёшь?» Часто об этом думал. Одна версия: наш район рабочий, многие переехали сюда из деревень и помнят, что такое физический труд. «Компьютерное» поколение городских детей уже послабее. И вторая: дружеская атмосфера в зале и дисциплина. Я всегда своих, доморощенных, поддерживал. Егора поначалу брать не хотел. Он травмированный приехал, ничего толком не поднимал. Но упорный был! Говорит: «Либо у вас буду тренироваться, либо обратно уеду в Нижний Тагил». Пришлось подчиниться. Мы быстро сработались. С ним легко!
Я иногда смотрю на Егора — он должен был давно сломаться под этими нагрузками, а он берёт ещё и ещё.
1090