Игорь Алёхин: «Брянск способен на большее»
Наш эксклюзивный собеседник – глава города Брянска, председатель Брянского городского Совета народных депутатов Игорь Иванович АЛЁХИН. Человек неординарный во многих смыслах. Он ломает сложившиеся стереотипы в отношении того, каким должен и может быть руководитель муниципального образования. Меньше всего он похож на чиновника функционера (вот он, стереотип!). Игорь Алехин прост и искренен в общении, он всегда в отличном настроении и отличной же физической форме, подтянут и приветлив.
Сегодня Игорь Алёхин рассказывает нам о стратегических направлениях развития города Брянска. Стратегия – это наука об искусном, нацеленном на успех и победу ведении действий. Значит, говоря о стратегии развития, глава Брянска не сомневается, что наш город ждёт успех. Он уверен, что Брянск способен на большее.
В фарватере национальных проектов
– Игорь Иванович, вы не раз уже говорили о том, что нынешние городские власти ставят своей задачей не только решение сиюминутных проблем, но и работу на перспективу.
– Без комплексного подхода к решению больших проблем мы никогда не разбёремся с малыми. Поэтому сегодня нам необходимо мыслить стратегически. В советские времена нас учили мириться с неустроенным «сегодня» ради утопически светлого «завтра». Потом, наконец, пришло «завтра», сказка испарилась и наступило отрезвление. В последние десятилетия мы живём в постоянном ожидании и даже страхе перемен (ну правда же, насколько непредсказуемыми они бывали!) и зачастую уже не осознаём, что привыкли жить, так сказать, на чемоданах. Не задумываясь о том, что поезд наш давно уже в пути, пора распаковать вещи и устраиваться, потому как путь неблизкий…
–На уровне нации сформулированы основные стратегические направления развития государства здравоохранение, образование, доступное жильё… Будет ли Брянск двигаться в этом фарватере или же выберет «свой путь»?
– Главное, чтобы все пути вели нас к повышению уровня жизни горожан и улучшению качества оказываемых им услуг. Конечно, мы возлагаем большие надежды на федеральную поддержку в развитии этих направлений. Но не забываем и о необходимости концентрировать собственные усилия на их укреплении и совершенствовании.
В отношении здравоохранения наши действия будут направлены на повышение качества, доступности и эффективности медицинского обслуживания, укрепления материально технической базы городских поликлиник, больниц и службы «Скорой помощи», совершенствование первичной медико санитарной помощи населению.
Нужно поддержать, сохранить и приумножить сеть медицинских учреждений. Здесь уместно упомянуть о том, что город уже вложил значительные средства в развитие крупнейшей городской больницы № 1 и продолжит создание на её базе перинатального центра. Если мы постоянно говорим о необходимости исправления демографической ситуации, полноценный институт родовспоможения в городе необходим в первую очередь.
– Грядут ли перемены в сфере образования?
– Думаю, что изменения должны быть принципиальными. Необходимо исправить ситуацию, когда ребёнка подстраивают под систему образования, когда эта система подавляет его и в результате происходит определенная ломка личности. Не дети должны быть для школы, а школа для детей! Это нужно уяснить раз и навсегда. Только в этом случае система образования станет тонким инструменом, при помощи которого можно воспитать людей, которые будут приспособлены жить в современном обществе, получат знания и умения для этого необходимые.
Повышение уровня образования зависит от нескольких факторов. Мы должны обеспечить качество, доступность и эффективность образования, создать достойные условий работы для учителей, учёбы и развития для учащихся школ и детей, посещающих детские дошкольные учреждения.
В развитии этой системы мы нацелены на то, чтобы придать учреждениям образования больше самостоятельности в решении собственных хозяйственных вопросов. Для этого будет происходить определенное реформирование внутришкольной системы управления. Школы должны открыть свои лицевые счета, принять в штат бухгалтеров (или соответствующим образом обучить свои кадры), чтобы самостоятельно выступать в качестве заказчиков определённых услуг, скажем, по ремонту. При этом школа не будет ждать у моря погоды (пока «сверху» выделят лимит), а работать, исходя из своих нужд и возможностей, и контролировать процесс выполнения работ с учётом собственных интересов и потребностей. Это не значит, что мы призываем педагогов стать финансистами. Но вот директор обязан контролировать не только образовательный и воспитательный процессы, но и хозяйственную деятельность учреждения образования, самостоятельно планировать его расходы.
Рассчитывать на перспективу можно только тогда, когда ты чётко знаешь, сколько можешь потратить на то или иное начинание. Именно в этот момент ты становишься хозяином положения. Хочется, чтобы руководители учреждений образования с пониманием отнеслись к этой идее, ведь это целиком и полностью в интересах развития школ. Только тогда у школ появятся хозяева сами коллективы.
– Игорь Иванович, как вы считаете, станет ли новое жильё
– Это случится. Может быть, не так быстро, как хотелось бы… Здесь сдерживающим фактором является не только немаленькая стоимость каждого нового «квадрата», но и невозможность в силу определенных причин в настоящее время удовлетворить спрос (кстати, растущий спрос!) на жильё. Дело в том, что в себестоимость строительства квадратного метра включены затраты на возведение не только стен, но и окружающей инфраструктуры. Конечно, проще всего на словах переложить это груз забот на плечи муниципалитета и после этого… расписаться в его беспомощности. Потому что ни в настоящее время, ни в прежние времена городу не под силу было «тянуть» в одиночку те объекты строительства, которые необходимы. И в первую очередь – строительство объектов социальной инфраструктуры – школ, больниц, детсадов и прочая. То есть в рамках одного города проблему не решить, поэтому необходима поддержка государства. И хорошо, если она будет поступать в рамках нацпроекта. Считаю, что программа доступного жилья решаема только с федеральной поддержкой.
Кроме того, строительство в городе не должно вестись хаотично, а именно это и происходило до недавнего времени с попустительства прежних городских властей. Проще, конечно, закрывать на
Генеральный план застройки города был принят давно, еще в прошлом веке, еще в советские времена. Он составлен до 2015 года, но устарел морально. Формирование нового плана – дело не одного дня и не одного года. Заниматься этой работой может только специализированный институт, который имеет на то разрешение, и оценивается подобный труд примерно в восемь миллионов рублей. Нужно ли говорить, что подготовка к этой работе уже ведётся? Что мы не ждем у моря погоды, а давно понимаем необходимость обновления правил и регламентов застройки? Наверное, сейчас самое время.
И пока составляется новый генеральный план застройки города, пока мы вынуждены руководствоваться старым (устаревшим) планом, мы можем (и должны) его актуализировать.
– Что это предполагает?
– Сейчас реализуется программа зонирование территории города и разработки правил землепользования и застройки, которые мы планируем принять уже в 2008 году. Для обсуждения этой программы мы обязательно привлечём общественность, пройдёт она и публичные слушания. Я думаю, жители города уже начали привыкать к этой процедуре определения общественного мнения по тому или иному важнейшему аспекту жизнедеятельности нашего города. Так вот, первым этапом реализации этой программы предусмотрена фрагментарная корректировка действующего генплана.
Брянску требуется регламент застройки для каждой зоны с учётом возможной этажности – например, где можно построить небоскрёб, а где – двухэтажку, с расчётом технических мощностей для инженерных служб, служб энерго и газоснабжения. Инвестор застройщик сможет ознакомиться с этим регламентом и действовать в соответствии с ним. При этом будет работать основной принцип: разрешено строить не то, что дозволяет чиновник архитектор в силу своего субъективного мнения, а то, что зафиксировано как разрешённый вид строительства в составе публично обсуждённых и утверждённых правил землепользования и застройки. При этом даются параметры и характеристики строительства объектов, так называемые градостроительные регламенты. Эти регламенты носят рамочный характер, то есть можно строить «от сих до сих». Скажем, не ниже двух этажей и не выше двенадцати.
Есть и чисто местные нюансы, которые необходимо учитывать и принимать во внимание, разрабатывая стратегию управления территорией города. Так, и без того огромный по площади и территориально разбросанный Брянск не должен в будущем разрастаться по периметру. Ведь это вызовет необходимость дополнительной прокладки новых инженерных сетей, транспортных линий… Внутри нынешней территории областного центра есть, так сказать, пустующие «зелёные пятна» – пойменные территории, которые можно и нужно застраивать жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры с использованием автономных источников выработки энергии. К местам такой застройки мы будем подтягивать основные транспортные магистрали. Деревья на застраиваемых пойменных территориях вырубаться не будут, наша задача, наоборот, сохранить их и вписать в существующий ландшафт. Для разработки и строительства инженерной инфраструктуры застраиваемых территорий на данном этапе мы планируем привлекать инвесторов.
Итак, ориентиры в стратегии развития территории города на текущий момент – во первых, комплексная многоэтажная застройка на пойменных территориях между районами города, во вторых, завершение застройки относительно новых микрорайонов (а это десять пятнадцать площадок), и, в третьих, развитие застроенных территорий, то есть модернизация существующей застройки. В первую очередь, с ликвидацией ветхого жилья. А вот от так называемой точечной застройки, которую – и во многом правильно – критикует сегодня наше население, мы будем уходить. Кстати, специалисты утверждают, что внутригородских территорий хватит для развития города ещё на полвека!
И ещё. Строительство в городе будет вестись только легально. Никаких незаконных и полузаконных строек быть не должно. Мы ориентируем строителей на использование новейших высококачественных материалов и технологий, которые позволят не только сократить сроки и оптимизировать процесс строительства, но и создавать более комфортное, безопасное и долговечное жильё.
– Застройка территории старого аэропорта – конечно, самый «лакомый» проект обозримого будущего…
– Вы прекрасно знаете, что теоретические разработки комплексной застройки территории аэропорта ведутся уже почти два десятка лет. Однако чтобы перейти от слов к делу и привлечь на эту территорию инвесторов, требовалось проложить до неё инженерные коммуникации. До нас лишь «говорили о необходимости», а нам удалось начать реализацию проекта. И я считаю это определённым знаковым этапом в нашей общей работе по развитию Брянска.
В течение прошлого года мы завершили прокладку магистрального канализационного коллектора. Сейчас завершено проектирование необходимых сооружений водоснабжения и ведётся их строительство. Вопросы электро и теплоснабжения планируется решить за счёт использования средств профильных инвесторов – естественных монополистов.
В настоящее время завершена разработка эскиза застройки. Мы планируем до осени 2007 года осуществить доработку, обсудить и утвердить правила землепользования и застройки для территории старого аэропорта. Затем право аренды этого земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства будет продано с аукциона.
– Таким образом, регламент застройки старого аэропорта становится – в миниатюре – прообразом регламента застройки всего города?
– Вот именно. Построив этот микрорайон, мы сможем проверить эффективность подобного подхода. Полное освоение территории позволит построить на ней около 17 тысяч квартир общей площадью жилья 1,2 миллиона квадратных метров, а также здания общественного назначения. В теории там может проживать около 41 тысячи человек.
Здесь планируем построить и культурный комплекс с двумя концертными залами на 300 и 2000 мест, и огромная площадь для общественных мероприятий, и художественный комплекс, включающий школу искусств для одарённых детей на тысячу учащихся, центральную библиотеку, художественный музей с картинной галереей и выставочным залом. Не останется без внимания молодёжь – будут возведены молодёжный центр, несколько спортивных сооружений, в том числе каток, бассейн, теннисные корты.
В зоне застройки будут и новые объекты социальной сферы – школа, детский сад, городская поликлиника, станция скорой медицинской помощи. Для телефонизации территории предусмотрено выделение участка под размещение здания телефонной станции и центра обслуживания абонентов.
Кстати, в октябре прошлого года концепция застройки уже была рассмотрена и одобрена на семинаре в Коломне с участием первого вице премьера Дмитрия Медведева. Я уверен, что реализация этого инвестиционного проекта послужит на пользу всем брянцам. К тому же, в городе фактически появится новый административно деловой и культурный центр, расположенный на стыке двух крупнейших городских районов.
– Будет ли решена проблема с ветхим жилищным фондом?
– Да, это ещё одна из задач первостепенной важности. Решить проблему ветхого жилищного фонда, увы, не удастся в одночасье. Хотя в этом году принята соответствующая областная программа (и она не первая, такие программы и подпрограммы принимались начиная с 1985 года и на региональном, и на федеральном уровнях), финансирование по ней крайне скудное (а раньше и вовсе не предполагалось, и все проекты оставались лишь на бумаге). И адрес «город Брянск» в этой адресной программе и вовсе пока не указан. А ведь этому самому городу Брянску требуется для ликвидации основного ветхого фонда и переселения людей свыше двух миллиардов рублей! При этом на реализацию программы во всей Брянской области будет выделено всего 44 миллиона.
Но мы всё равно будем работать над решением этой проблемы. Ведь для Брянска она очень актуальна. Сейчас в списке ветхих домов, которые необходимо расселять, значатся 242 дома, где проживают 1363 семьи, для переселения которых необходимо предоставить более 74 тысяч квадратных метров общей площади жилья. В текущем году составляется более подробный список расселения горожан из ветхого фонда, для этого в январе созданы специальные межведомственные комиссии.
Что сумел город сделать по расселению граждан из ветхих домов? Начиная с 1985 года были снесены 12 домов, жителей которых переселили в более комфортное жильё. Из них только 1 дом – за средства городского бюджета, остальные – за счёт частных инвесторов – застройщиков, которые позаботились и о том, чтобы людей расселить, и о том, чтобы на месте старого новое жильё построить. И сейчас в решении проблемы ветхого жилья мы ориентируемся на таких инвесторов. В течение последних трёх лет заключён уже 21 инвестиционный контракт по ликвидации ветхого фонда и строительства на его месте нового жилья. Есть контракты долгосрочные, а есть и те, что будут реализованы в течение ближайших двух лет. Так или иначе, благодаря этому удастся без привлечения бюджетных средств решить проблему десятков ветхих домов и, соответственно, сотен их жителей.
Уже к лету будет составлена электронная база данных, в которой любой житель города сможет узнать, когда, в соответствии с уже заключенными инвестиционными контрактами, будет снесён тот или иной ветхий дом, застроена та или иная территория. Мне кажется, это полезное начинание.
– Наверное, неправильным будет закончить разговор о «жилищном вопросе», не упомянув о городской целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей на 2007 – 2010 годы».
– Согласен с вами, к тому же эта программа решает не только пресловутый жилищный вопрос, но и проблему демографии, которую неоднократно поднимает в последнее время президент России Владимир Путин. Ведь в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, в подавляющем большинстве называют две: отсутствие перспектив получения или приобретения жилья и низкий уровень доходов. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Понимая это, в марте текущего года в администрации Брянской области провели конкурсный отбор муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2007 – 2010 годы. Городская программа этот отбор успешно прошла, в итоге двенадцать молодых брянских семей уже включены в сводный список претендентов на получение субсидии в четвёртом квартале 2007 года.
– …Кстати, а как сегодня в Брянске с демографической ситуацией?
– В 2007 году – впервые за последние пять лет! – показатель смертности населения значительно снизился, тогда как с 2002 по 2006 годы уровень смертности в городе Брянске превышал уровень рождаемости в полтора два раза…
Так вот, возвращаясь к программе. Согласно предварительным планам успешное выполнение её мероприятий позволит обеспечить жильём 132 молодые семьи. Для вступления в программу нужно обратиться в районную администрацию города по месту регистрации одного из супругов, где объяснят, удовлетворяет ли данная семья ряду требований программы, и скажут, какой пакет документов нужно представить для включения в список на получение жилья.
– К сожалению, культура пока не входит в список приоритетов на федеральном уровне. Считаете ли вы этот вопрос актуальным?
– Более чем. Культура
Среди направлений развития культуры в городе я считаю важными поддержку одарённых детей, развитие детского туризма, привлечение молодёжи к участию в решении общегородских вопросов. В этой работе нам помогает молодёжный совет, который вот уже шестой год работает при главе городской администрации. Город
планирует поддерживать и развивать фестивали, которые проходят на его территории, крупнейшим из которых, пожалуй, является Межгосударственный фестиваль юных пианистов имени Т.П. Николаевой.
Сейчас мы вынесли на обсуждение вопрос о том, как увековечить память наших брянских благотворителей – братьев Могилевцевых и других известных меценатов начала прошлого века. 15 мая по этому поводу пройдут публичные слушания, на которых любой житель города сможет высказать своё мнение. Что, на мой взгляд, очень важно, – то, что такие вопросы мы решаем сообща. Не просто коллегиально, но, я бы даже сказал, коллективно.
Доходы города– дело рук самого города
– И всё же, Игорь Иванович, какое из стратегических направлений развития города вы считаете первостепенно важным?
– Реализация любой программы развития города в любой сфере напрямую зависит от финансирования. Поэтому из всех стратегических направлений для нас важнейшим, пожалуй, является то, которое приносит городу прямой, и немаленький, доход. Я имею в виду стратегию управления муниципальной собственностью.
– Город наш меняется, это видно каждому. Последние десятилетия одновременно и очень интенсивно менялась и экономическая ситуация, и законодательство. Как же удаётся за этим поспеть?
– Начиная с 1992 года Брянск получил в наследство от различных ведомств более трёх тысяч объектов жилищного фонда, благодаря чему он, жилфонд, увеличился втрое. Все это сотни и сотни тысяч квадратных метров в технически исправном или не очень состоянии.
В прошлом году депутатами городского Совета была разработана стратегия управления муниципальной собственностью на 2006 – 2009 годы. И первой её задачей стал как раз строгий учёт всего, что городу принадлежит. Появилась специальная программа, которая позволяет быстро и достоверно получить любую информацию об интересующем объекте: где он находится, в каком состоянии, за кем закреплён и какова цель его использования.
В итоге с уверенностью можно сказать, что на начало 2007 года город Брянск владел 4800 объектами недвижимого имущества – это разного рода здания, и 376 муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями – это аптеки, химчистки, кафе, магазины, жилищно коммунальные хозяйства, поликлиники, дома культуры, школы и много чего ещё. Владел, потому что процесс передачи помещений из одной собственности в другую продолжается. И это очень даже неплохо, поскольку даже малопригодные на первый взгляд объекты могут принести нашему городу, то есть всем его жителям, очень даже существенную пользу. Так что умелое управление собственностью города играет важную роль в стратегии развития города и его устойчивого, динамичного роста.
– Значит, доходы города – дело рук самого города?
– Конечно. В 2006 году доходы муниципалитета существенно выросли. Преимущественно за счёт увеличения поступления налогов и арендных платежей. Если раньше
Как бы ни шумели по поводу приватизации муниципальной собственности, для города – это тоже очень эффективный способ заработать. Простой пример: гастроном № 6, что по проспекту Ленина, казалось бы, был доходным предприятием. Он приносил городу от 60 до 400 тысяч рублей прибыли в год – просто мизерные суммы. В каком состоянии был этот магазин, горожане, думаю, ещё не успели забыть. А право аренды этого помещения продано более чем за 30 миллионов рублей. Делим 30 миллионов на ежегодные доходы предприятия. Получается, что эту же сумму от работы магазина город получил бы с рассрочкой на 75 лет, а при минимальном доходе и вовсе через 500 лет! При этом помещение осталось в муниципальной собственности.
Кстати, в прошлом году впервые за много лет собственные доходы города не только превысили расходы (бюджет стал профицитным), но и план: вместо планировавшегося 1 миллиарда 494 миллионов рублей фактически поступил 1 миллиард 774 миллиона. А по итогам первого квартала 2007 года подготовлены новые поправки в бюджет: он увеличится ещё на 43 миллиона. Эти деньги город заработал на эффективной продаже права аренды и на налоговых поступлениях. И, поверьте, Брянск способен на большее.
– Значит ли это, что город может рассчитывать на собственный силы и не просить областных дотаций?
– Сегодня благодаря совместным усилиям, направленным на развитие экономики региона и города Брянска, областной центр не получает ни субсидий, ни дотаций из регионального бюджета. В 2007 году нам уже введён отрицательный трансферт. Так как бюджетное обеспечение на душу населения в городе Брянске существенно превысило средний показатель по области, то 109 миллионов собранных городом доходов будут перечислены на счёт регионального бюджета. Это уже прямая финансовая поддержка региона областным центром. Главное – понимать: изначально нужно рассчитывать только на собственные силы. Будет поддержка – хорошо. Не будет – значит нужно работать ещё лучше. Сегодня это принципиальная позиция городского руководства.
– Интересно, а насколько увеличилось количество объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность к началу текущего года?
– В 2006 году проведена огромная работа по приему в муниципальную собственность объектов недвижимости, а точнее, 204 объектов, что больше показателя 2005 года в три с половиной раза! Это произошло за счёт увеличения количества принятых объектов жилищного фонда с 64 до 200 единиц.
В 2006 году в бюджет города поступило доходов от приватизации муниципального имущества в 13 раз больше по сравнению с доходами от приватизации в 2005 году. Хочу подчеркнуть, что доходы эти не легли «на чью то лапу» и не пошли «в чей то карман», как любят представлять некоторые не слишком чистоплотные средства массовой дезинформации, а, наоборот, поступили в бюджет города. Позволили сделать его бездефицитным и придать ему ярко выраженную социальную направленность.
– Что значит: социальная направленность бюджета?
– Это значит, что имеющиеся средства в первую очередь идут на здравоохранение, образование, культуру, социальную поддержку и развитие физической культуры и спорта. В 2006 году эти расходные статьи составляли 68,3 процента от нынешнего общего объёма финансирования. Кроме того, в течение 2006 года бюджет не раз корректировался, деньги добавлялись, и в результате город истратил на социальное направление на 142 миллиона рублей больше, чем планировалось при утверждении бюджета 2006. По сравнению с 2005 годом общий рост финансирования составил 41 процент.
– На внеочередной апрельской сессии городского Совета были приняты Положение о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) в городе Брянске и Положение о порядке регистрации уставов территориального общественного самоуправления в городе Брянске. Будет ли создание ТОСов способствовать «социализации» бюджета?
– Именно так. ТОС, или территориальное общественное самоуправление – это структура, которая берёт своё начало в народе, внутри нашей с вами жизни. Благодаря ТОСам жители смогут сами обустраивать город вокруг себя и контролировать этот процесс. И это станет хорошим подспорьем для городской власти и поможет ей сформировать более грамотный подход к формированию бюджета. Ведь выделение средств на ту или иную статью будет проходит в соответствии с той объективной необходимостью, которую выскажут горожане, объединённые в ТОС.
Необходимость создания ТОС диктует нам 131 й Федеральный закон, и это политика нашего президента и правительства. И, вне всякого сомнения, среди стратегических задач города стоит и такая, как выполнение всех разносторонних требований, прописанных в 131 м Федеральном законе. Становление институтов общественного самоуправления в городе – одно из важнейших направлений его развития. В городе, как и в любом здоровом организме, должен быть налажен процесс саморегуляции. Общественное самоуправление и подразумевает этот самый процесс.
Мы должны наконец понять, что каждый человек, каждый гражданин должен взять на себя часть ответственности за то, чтобы был наведён порядок в его дворе. Территориальное общественное самоуправление можно сравнить с большой семьёй, у каждого члена которой есть свои чёткие права и обязанности. Кто то зарабатывает деньги и пополняет семейный бюджет. Кто то участвует в жизни родных полезной идеей, словом или делом. Кто то может вытереть пыль в подъезде,
Пробудить задремавшее человеческое самосознание отчасти и призваны формируемые ныне ТОСы. А кроме этого, они позволят жителям города реально контролировать работу властей на их территории и дадут возможность официальными предложениями корректировать эту работу и более грамотно и целенаправленно управлять средствами городского бюджета.
– Ещё одно требование, которое базируется на 131 м Федеральном законе, – необходимость реорганизации муниципальных унитарных предприятий…
– Чтобы защитить городскую собственность от разного рода неприятностей типа банкротства, когда имущество пойдёт неизвестно кому с молотка. Ещё – чтобы оптимизировать работу этих предприятий. Реорганизованные МУПы сохранят собственника, которым является город Брянск, но изменят организационно правовую форму: станут муниципальными учреждениями или акционерными обществами. И в том и в другом случае всё имущество, активы, акции этих предприятий будут принадлежать городской казне. И распоряжаться ими можно будет только при наличии соответствующего решения городского Совета народных депутатов.
Конечно, реорганизация МУП – это своеобразное социальное потрясение, «перестройка» в миниатюре. Только надо понимать и принимать во внимание, что делается это в первую очередь в интересах самих предприятий, которые таким образом останутся на плаву и получат возможность для дальнейшего развития, и для потребителей, чьи нужды эти самые реорганизуемые предприятия призваны удовлетворять.
Мы должны создать благоприятные условия для эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования деятельности предприятий всех форм собственности в городе Брянске – и частных, и муниципальных, и государственных.
Навести порядок!
–Торговля и услуги – это сфера, в которой следует навести порядок…
– На самом деле развитие в этих областях происходит. Предприятия сферы обслуживания так или иначе совершенствуются, изменяется их внешний облик и дизайн, приближаясь к современным требованиям, увеличивается ассортимент реализуемых товаров и оказываемых услуг… Наша задача – сделать этот бизнес удобным не только для торговцев, но и для потребителей. Именно поэтому мы заявляем о необходимости убрать с улиц нелегальные и неопрятные лотки, упорядочить торговлю. Нужно развивать сеть предприятий торговли и общественного питания – те, которые предоставляют качественные услуги, где по настоящему заботятся о покупателе, потребителе. Мы готовы способствовать постоянному росту товарооборота, содействовать повышению качества обслуживания, расширению сети магазинов, оптимизации размещения сети предприятий отрасли на территории города, контролировать соблюдение прав потребителей. Этим мы занимаемся. И хочется, чтобы необходимость и оправданность этих действий понимали и жители нашего города, ради которых, собственно говоря, стараемся.
Сюда относится и работа над повышением культуры обслуживания на транспорте, упорядочение работы коммерческих перевозчиков. Фактическое наличие маршруток на улицах города превышает необходимую потребность почти в полтора раза! Сложившаяся ситуация приводит к созданию на городской маршрутной сети аварийных ситуаций и создаёт трудности в работе транспорта. Мы решали эту проблему в 2006 году, остаётся она открытой и в 2007 м, хотя многое в направлении её решения сделано. Позиция города такова: все маршруты должны работать легально, количество транспорта на них должно быть минимизировано до необходимого для удовлетворения потребностей пассажиров.
Работая над решением этого вопроса, городские власти со своей стороны должны обратить внимание на необходимость расширения ряда городских улиц. Уже расширены Городищенская горка, улица Красноармейская. Есть перспективный проект, который будет реализован в ближайшие годы, – продление улицы Горького до Калинина, чтобы разгрузить центр города. Ещё планируем сделать объездную дорогу между Володаркой и Фокинским районами. И, конечно же, наладить магистраль, которая соединяет Бежицкий район с Новым Городком…
– Вот так в ходе нашего разговора мы подошли к городской стройке № 1…
– Подробный график выполнения работ на этом объекте выполняется неукоснительно, срок сдачи в эксплуатацию – 1 декабря 2007 года. Кое кто не верит, но дата взята не с потолка. Это результат большой серьёзной работы всех заинтересованных структур. Город уже полностью выполнил свои финансовые обязательства на этой стройке, освоив рекордную для муниципального бюджета сумму, превышающую 60 миллионов рублей. Сейчас к строительству активно подключился областной бюджет, выделивший 32 миллиона, что позволило авансировать заказ на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций металлические конструкции пролетных строений для нового моста.
«Что делать дальше?» – спрашиваете вы. Мы неоднократно проводили переговоры в Москве и в результате достигли договоренности о поступлении 135 миллионов из федерального бюджета. Но эти средства ожидаются только в третьем квартале текущего года. Поэтому нам надо думать, как «закрыть»финансирование второго квартала. Здесь мы рассчитываем на определенные гарантии со стороны областного бюджета. Уже проведены переговоры губернатора БрянщиныНиколая Денина с губернатором Белгородщины Евгением Савченко о том, чтобы очередную поставку металлоконструкций для путепровода нам сделали без предоплаты. Это даст определенную отсрочку и позволит дождаться «федеральных» денег.
– Понятное дело, что путепровод – наиболее важный объект, который постоянно на виду, каждое событие на нём освещается в СМИ. Но ведь это – лишь часть адресной инвестиционной программы, принятой на 2007 год…
– Конечно. И общий объём этой программы (около 126 миллионов рублей) почти вдвое превышает тот объём, который был предусмотрен в 2006 году. Следовательно, в текущем году строительство будет вестись более активно и с большей отдачей.
Программой определены три важнейших для города объекта: уже упомянутый выше путепровод, а также бассейн для лицея № 1 и пристройка к стоматологической поликлинике в Фокинском районе. И бассейн, и пристройку планируем ввести в строй к 17 сентября 2007 года.
По отрасли «Образование» предусмотрены также работы по реконструкции лицея № 27 в Фокинском районе и целый ряд мероприятий по Бежице: возведение пристройки к школе № 43 в поселке Октябрьском, строительство детского сада в Радице Крыловке, проектирование строительства футбольного поля с искусственным покрытием в школе № 18.
По отрасли «Здравоохранение», помимо пристройки к стоматполиклинике в Фокинском районе, запланировано проектирование строительства родильного дома на территории городской больницы № 1 и работ по реконструкции гинекологического отделения роддома № 1 под женскую консультацию, строительство клинической лаборатории детской городской больницы № 1, проектирование пристройки к больнице № 4. Дополнительно выделено 60 миллионов на капитальный ремонт городских больниц № 2 и № 4.
Общий объём капитальных вложений из областного бюджета на 2007 год прогнозируется в размере свыше 82 миллионов рублей, причём какие то средства будут выделены городу в рамках реализации областных целевых программ. Важный результат работы – привлечение федеральных ресурсов для реализации адресной инвестиционной программы.
– Будут ли приведены в порядок городские дороги?
– Чтобы привести в эксплуатационное состояние городские дороги (на многих капитальный ремонт не проводился более 10 – 15 лет), планом на 2006 год было предусмотрено капитально отремонтировать асфальтобетонное покрытие на 8 дорогах общей площадью 130 тысяч квадратных метров.
Практика показала, что ямочный ремонт – это не только не панацея, но в отдельных случаях просто напросто порочная практика. От ямочного ремонта решено отойти в пользу капитального. За счёт средств городского бюджета приобретена дорожная техника на сумму более 10 миллионов рублей, что существенно облегчит работу коммунальных служб города, так как не менее 70 процентов специальной уборочной техники выработало свой ресурс.
Проводимая городом работа в сфере ЖКХ нацелена на повышение качества жилищно коммунальных услуг, повышение уровня благоустройства территорий, озеленение Брянска, создание комфортных условий для проживания его жителей. Многие сегодня не верят, но скоро убедятся сами: в городе будут построены новые детские дворовые площадки, появятся лавочки и освещение в скверах и парках. Улучшится качество питьевой воды – для этого проводится реконструкция Бордовичского водозабора, намечено строительство станции обезжелезивания в Володарском районе Брянска. Будет наконец решен вопрос строительства комплекса по брикетированию и утилизации твердых бытовых отходов.
Вектор внимания власти – мнение жителей Брянска
– Помогают ли вам как главе города в определении первоочередных задач встречи с населением, которые руководители Брянска проводят вот уже на протяжении более полугода?
– Разумеется, и мы с самого начала хотели, чтобы эти встречи превратились именно во взаимовыгодный диалог власти и горожан, а не в поток жалоб с одной стороны или доклады о проделанной работе – с другой. Не скрою, критических замечаний поступает много, жители нам спуску не дают, но так и должно быть. К тому же прекрасно понимаю: за долгие годы люди разуверились в том, что их просьбы и обращения к руководству города будут выполнены. Тем приятнее рассказывать на таких встречах о конкретных наказах, которые выполнены депутатами нашего городского Совета, о вопросах, которые в рабочем порядке решены городской или районной администрацией. Ничего нет лучше искренней человеческой благодарности – только в таких ситуациях понимаешь, что не зря работаешь на своём месте.
Кстати, я уже говорил о городском бюджете, а ведь и его мы обсуждали на публичных слушаниях. Ведь, знаете, простой человек зачастую заметит то, что может по ряду причин упустить самый высокопрофессиональный экономист, чиновник, эксперт. Именно так мы и планируем работать в дальнейшем – ни одна важная городская проблема не будет решена без учёта мнения населения.
– Итак, примет ли город в ближайшее время какой нибудь документ, который будет регламентировать стратегию развития нашего города?
– В текущем году городской Совет должен принять программу социально экономического развития Брянска на 2008 – 2010 годы. В этой программе будут отражены основанные стратегические моменты развития города. Начиная с 2008 года городской бюджет будет планироваться на три года вперёд. Это даст возможность выстраивать стратегию развития города. Несколько лет назад бюджет строился по принципу: сначала срочное – потом главное. Сейчас относительная стабильность, трехгодичный бюджет позволит проследить перспективу. Беседовал Андрей ПЛЕХАНОВ, фото Геннадия КУРБАТОВА и из архива информационно аналитического управления городского Совета народных депутатов.
Беседовал Андрей ПЛЕХАНОВ,
фото Геннадия КУРБАТОВА и из архива информационноаналитического управления городского Совета народных депутатов.
4082
Добавить комментарий