Не хамства ради, а критики для… как прилично ругаться на подчиненных
«Господа, я собрал вас здесь, чтобы выразить своё неудовольствие»
Редкий начальник доволен своими сотрудниками на все сто процентов, поэтому высказывание своего недовольства подчиненным – дело обычное. Более того, психологи считают, что разумная критика – один из самых эффективных инструментов мотивации персонала. Какими словами надо ругать сотрудников, чтобы они правильно поняли суть претензии и испра — вились, рассказывает тренер консалтинговой группы СЭТ Александр Трусь.
– Как надо критиковать, чтобы подчиненный не обиделся на руководителя, а «услышал» его?
– Форма, в которой руководитель высказывает свои претензии, зависит от нескольких факторов. Первый – это «история» работы сотрудника в компании. Он может быть новичком, опытным сотрудником (который всегда был уважаем начальством и вдруг сделал
Вообще существует три уровня взаимодействия. На первом, самом низком уровне мы отрицательно характеризуем подчиненного, говорим: «Ты – плохой». После такого начала человек сразу закрывается, его самооценка падает, и он выходит из кабинета с агрессивным настроем по отношению к руководству. Он не услышал, что начальник хотел сказать ему на самом деле, если, конечно, тот пытался
– А каковы особенности критики в зависимости от положения человека в компании?
– Если речь идет о сотруднике, который вдруг не оправдал доверия, первое, что должен сделать руководитель,– разобраться, почему это случилось. Как рассказывал мой знакомый, руководитель одного крупного московского предприятия: «За годы работы я понял, что все проблемы подчиненного и причины его неожиданно плохой работы лежат за пределами офиса». Прежде чем вызывать провинившегося, надо постараться вспомнить, когда произошли изменения в человеке. Вообще сценарий разговора лучше продумать заранее, потому что если это спонтанная критика, то она может уйти в совершенно ненужное русло. Если человек сам не доработал, не проявил активности или должного творческого подхода и нет объективных причин, оправдывающих его, то критика будет более жесткой. Но может быть, поставленная задача была не по силам сотруднику – опытный руководитель должен знать возможности своих подчиненных.
– Разговор можно сразу начинать с критики или сначала, как часто советуют, следует дать порцию похвалы – например, за прежние заслуги?
– Опять таки, как говорят англичане, «it depends» – всё зависит от целей и причин. Если ситуация не терпит отлагательств, есть чёткая задача и жесткие временные рамки, а человек не проявил должного упорства, то кри — тика должна быть жесткой и краткой, без прелюдий. Если же руководитель в целом пытается понять поведение подчиненного, которое изменилось, то тут важно даже место, которое будет выбрано для беседы. За столом руководителя общение получается более формализованным, а предложение сесть за чайный столик означает неформальный разговор по душам.
– Как необходимо строить самую тяжелую часть разговора?
– Должны быть приведены факты и реальные примеры, которые имели место быть (ни в коем случае не со слов кого то), а также ваше отношение к этому. Вы должны нарисовать портрет: каким бы вы хотели видеть своего сотрудника. Даже бесчувственному человеку, который не воспринимает критику, а таких немало, надо выразить свои эмоции – досаду, удивление. Своё слово должен сказать и критикуемый, его монолог перебивать не нужно, пусть нарисует свою картину происходящего. Далее начинается диалоговое общение, и в этот момент надо показать, что вы понимаете состояние собеседника. Постепенно от анализа мы приходим к шагам, которые необходимо предпринять,– что сотрудник должен продолжать делать, чего ему делать не стоит, а что надо начать делать. Не стоит брать в этот момент сотрудника на карандаш и записывать его предложения, иначе у него пропадет чувство безопасности.
– Доверительный разговор получается далеко не всегда. Подчиненный на попытку разобраться в причинах может ответить просто: «Извините, что так случилось, больше не повторится» – вот и весь анализ ситуации.
– Тут «психология» уже неуместна. Таким образом человек от руководителя закрывается. Значит, надо сменить тон на более официальный и деловой – с позиции должностного лица высказать все замечания, пользуясь полномочиями, показать, что человек не прав.
– А если причина провала не выяснена, диалога не получилось и работа не клеится?
– Ну, если человек в десятый раз посыпает себе голову пеплом и говорит, как в анекдоте про лошадь: «Ну мужик, ну не смогла я, не смогла!», то это просто манипуляция. Проштрафившийся сотрудник чувствует себя комфортно и знает, что если и в одиннадцатый раз его вызовут, произойдёт то же самое. Если он валяет дурака, надо из этого состояния комфорта его вывести. И опять же апеллировать к служебным полномочиям: объявить выговор, оштрафовать и т. д.
– Есть и другие инструменты воздействия. Насколько уместно, скажем, коллективное порицание на общем собрании?
– Если подчиненный старается изо всех сил, но ничего не получается, то проблема, видимо, лежит в плоскости знаний. И тут скорее помогут тренинги или коучинг со стороны руководителя, нежели громогласное неодобре — ние. Если человек работает плохо сознательно, это видит коллектив, создается негативное мнение у клиентов о компании, то такой шаг имеет смысл. Но, как я уже гово рил, ко всему надо готовиться. Есть замечательная реприза Аркадия Райкина, где на собрании стыдят человека, злоупотребляющего спиртным. С помощью манипуля — тивной техники он обвиняет в своих проблемах начальника и коллег. В итоге они, а не он, уходят с чувством ви — ны. Чтобы не случилось так, пообщайтесь заранее с не — посредственным руководителем этого сотрудника, наиболее авторитетными его коллегами. Когда на собрании заядлый штрафник услышит четко сформулированную точку зрения стольких людей, это заставит его задуматься.
– Надо ли критиковать нового сотрудника?
– На адаптацию в новом коллективе уходит от трёх до шести месяцев. Считается, что в присутствии других людей, среди которых находится человек, может меняться до полусотни его физиологических параметров, включая даже изменение болевого порога. Первое время новичок сравнивает свой уровень с уровнем организации, вряд ли он сразу сможет выполнять на 100% поставленные задачи. Лучше не устраивать разбор полётов, а совместно проанализировать ситуацию, почему и что происходит.
– Но проблема в том, что новичок проходит испытательный срок, и начальнику тоже важно понять, тот ли это человек для компании.
– Шашками махать всё же не стоит. Лучше провести совместный анализ и понять, годен человек или нет. В конце концов, излишне жёстким словом, которое простит давно знающий вас сотрудник, новичка можно оттолкнуть. Он ведь в свою очередь вас тоже оценивает.
– Надо ли во время критики вносить свои предложения: «Я бы на твоем месте сделал так и так»?
– Безусловно, руководитель может высказать свое мнение и попытаться предложить свое решение проблемы. Но надо всегда помнить, что подчиненного может замкнуть на данной боссом установке. Если человека поругали, для него очень удобно «тупо» следовать предложенному алгоритму, не учитывая особенностей ситуации. Пусть ничего не получится, зато претензий к нему уже не будет: «Я же всё делал, как вы сказали». Есть два типа людей: одни ищут причину неудачи в себе, другие – в окружающей среде. И если человеку второго типа вы скажете: «Я бы на твоём месте сделал так…», моментальной внутренней реакцией будет: «Да уж, был бы ты действительно на моём месте…». Он попытается специально продемонстрировать, что в любом случае ничего не получится, что дело не в нём, а так сложились обстоятельства. Лучше вместе обсудить несколько возможных вариантов действий и предоставить подчиненному самостоятельно выбрать выход, не навязывая свою точку зрения.
– А есть ли подходящие слова, которые следует употреблять во время этого неприятного разговора?
– Специальной лексики нет, но если вы хотите вести доверительный диалог, стоит смягчать некоторые выражения. Говорите не «Я не доволен результатами твоей работы», а, например, «Мои ожидания относительно результатов твоей работы были выше». Слово «ожидания» вообще очень удачное: мы показываем сотруднику, что у него есть определённый кредит доверия, и он будет стремиться его оправдать в будущем. То же касается таких жёстких слов, как «увольнение». В диалоге с проштрафившимся они неуместны, особенно если вы не хотите свою угрозу воплощать в жизнь. Например, в одной компании вместо «уволить» корпоративным стало выражение «дать волшебного пенделя». С одной стороны, это звучит как шутка, а с другой – сотрудник задумается о той доле правды, которая в этой шутке содержится.
Екатерина КРОТОВА.
3816
Добавить комментарий