Валентина Игошина. Учитесь слышать красоту
В 1993 году, став победительницей Международного конкурса юных пианистов в Польше, Валентина Игошина впервые подтвердила высокий уровень своего исполнительского мастерства. Ныне она профессиональный, востребованный музыкант, трудолюбиво развивший свой талант в мастерство, которое восхищает и вдохновляет слушателей многих уголков мира.
На протяжении последнего десятилетия она гастролирует по всей Европе, в США и в Австралии, не забывая про Россию. Успешно принимает участие в крупнейших международных музыкальных конкурсах. Как исполнитель произведений С. Рахманинова и Ф. Шопена, а также как актриса Валентина Игошина приняла участие в съёмках двух телефильмов английского режиссера Тони Палмера. Записаны три компакт диска с музыкой в её исполнении. Она неоднократно выступала с крупными оркестрами, среди которых Лондонский филармонический, Мельбурнский симфонический, оркестр Софийской филармонии и другие.
Британский Evening Standard называет её «образцом самоконтроля, спокойствия и… романтиком по инстинкту». ПольскаяGazeta Dolnoslaskaотмечает её «неординарную музыкальность, позволяющую на грани мечтательности играть шопеновский ноктюрн, и огромную энергию, выражающуюся в мощном звучании фортепиано». Французов привлекает «типично русское чувство музыки», которое, с точки зрения иностранных ценителей исполнительского таланта, характеризует игру Валентины, и то, как логично выстроены её концерты. А музыкальный критик Алексей Автандилов говорит так: «Ощущение подлинности – вот, пожалуй, главное, что выносишь после её игры. Никакой приблизительности… Всё крупно, внятно, завораживающе властно».
Эти штрихи дополняют творческий портрет прирождённой пианистки, целиком посвятившей себя служению музыке. Каждый концерт Валентины Игошиной, на котором вы побывали, – это, несомненно, важный опыт восприятия, обогащающий ваш внутренний мир и дающий пищу для размышлений.
80-летний юбилей школы искусств имени П.И. Чайковского, одной из старейших в Центральном федеральном округе, стал заметным событием в культурной жизни города и области. Бесспорным украшением праздника, состоявшегося в киноконцертном зале «Дружба», стало выступление самой титулованной ученицы школы, пианистки с мировым именем Валентины Игошиной. Постоянство, с которым победительница и лауреат многочисленных международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского приезжает в родной город с концертами и на фестивали, вызывает уважение. Ум, обаяние, высочайший профессиона — лизм, искрометный талант делают эту молодую женщину удивительно привлекательной собеседницей.
– Валентина, поздравляя свою школу с юбилеем, вы сказали, что она для вас второй дом. Вы не лукавили?
– Нисколько, маленькой девочкой я приходила в школу к маме на работу, она – преподаватель, и мне очень нравилось, что меня все опекали, даже баловали немножко. Я выросла, уехала учиться, а чувство дома, тепла и радости осталось. Мои педагоги и сей — час всё про меня знают, радуются моим победам, переживают за неудачи, а я волнуюсь на концертах, когда они в зале.
– У музыкальной школы особая миссия – научить слышать красоту и гармонию мира.
– Этому очень трудно научить, и вот здесь важна особая роль педагога. Его задача – не только научить играть на инструменте, но и любить музыку. Я знаю многих выпускников школы, которые не стали музыкантами, но уважение и понимание музыки, музыкальный вкус – остались.
– Расскажите о ваших педагогах.
– Мне повезло с учителями – мама очень хороший музыкант, а первая учительница, Юлия Аркадьевна Клейн, была для меня примером, идеалом. Ради меня она вернулась в школу, хотя была уже в возрасте. Это первоклассный педагог и мудрый человек. Именно она первая заговорила со мной о Боге, религии, понимая, что музыкант – это не просто шевеление пальцами – это серьёзная работа души, особое мироощущение.
– У вас большой опыт конкурсной борьбы. Как вы относитесь к музыкальным состязаниям, ведь по сути – это оценка мастерства, один из путей к популярности, к славе.
– Я так не считаю. Вообще это всё очень индивидуально. Кому то необходима оценка в виде призов, медалей, грамот, а для других это вторично. К тому же конкурсы всё больше носят коммерческий характер. Я не говорю, что это плохо – это так, как есть. Искусство всё больше «коммерциализируется». Да и оценка частенько субъективна. Я противница конкурсов ещё и потому, что участие в них – особенно неудачное и порой по не зависящим от конкурсанта причинам – может травмировать музыканта, особен — но неординарного. Для меня сейчас важней мои собственные ощущения, своя оценка игры. Но всё приходит с опытом, с профессиональной и человеческой зрелостью.
– Вас называют «поэтессой клавиатуры» за ваше ни на кого не похожее прочтение музыки Шопена, Шуберта, Рахманинова. Критика отмечает виртуозность и новизну каждого звука, каждой музыкальной фразы, особый лиризм и филигранную утончённость исполнения. Магия возникает, потому что вы романтик?
– Наверное, да. И это действительно моя любимая музыка. Сейчас я больше играюМоцарта. Он был гениален настолько, что его музыка на все времена. В теории музыки мы говорим о нём, как о классическом композиторе, но для меня, в моей интерпретации он романтик, и это сближает его с Шопеном. Гармония другая, выразительные средства иные, но дух романтизма роднит для меня этих великих мухыкантов. А вот что совсем мне не близко, так это авангардистская музыка.
– И вы её не играете?
– Если я в ней не нахожу лирики, смысла, красоты звукописания, если у меня не возникает никаких ассоциаций, я такую музыку не играю.
– Когда вам удаётся поймать свою музыку, полностью в ней раствориться, есть ли у вас свой способ вызвать вдохновение?
– Мне казалось раньше, что такие моменты можно вычислить или создать. Но какой бы ты себе ритуал ни изобрёл, это не гарантирует появления вдохновения. Оно может улетучиться с первых же нот. Если не возникает контакта с залом,
– Вы попробовали себя в качестве актрисы, снявшись в одной из главных ролей в телевизионном фильме Тони Палмера о Шопене, и у него же принимали участие в записи музыки к фильму о жизни и творчестве Рахманинове. Что вам это дало?
– Я приобрела интересный опыт. Я люблю камеру. Но работа в кино требует забыть про себя и подчиниться диктату одного человека – режиссёра. Для меня это было тяжело: мы ругались, спорили, было трудно. Но получилось главное – музыка Шопена и Рахманинова. Мы пытались сделать ещё один фильм на «Картинки с выставки» Мусорского, но не получилось. Не совпали.
– Есть ли город, где вам особенно комфортно, уютно.
– Мне хорошо дома – в Брянске, скажем, с папой на рыбалке. Мне комфортно и в Москве, я её люблю. И, пожалуй, Париж. В этом городе поэзия буквально разлита в воздухе.
– Валентина, на юбилейном вечере вы исполняли концерт Чайковского вместе с Черниговским симфоническим оркестром «Филармония», приглашённым специально для этого торжества. На один вечер – симфонический оркестр?..
– Да, пусть на один. Воспитанники школы должны слышать звучание настоящего симфонического оркестра, почувствовать, поймать этот драйв, увидеть, что происходит на сцене. Не хочу быть излишне пафосной, но ребята, родители, преподаватели моей школы этот праздник заслужили. Я очень благодарна Эдуарду Николаевичу Василишину за то, что он проникся идеей этого праздника и сделал, казалось бы, невозможное – подарил сказочный вечер живой, настоящей музыки. Он человек удивительный, интересный, постоянно работает над собой, узнает
– О чём мечтаете?
– Чтобы чаще приглашали выступать. Чтобы в Брянске был свой симфонический оркестр и концертный рояль, такой или хотя бы похожий на тот, что был любезно предоставлен Эдуардом Николаевичем на юбилейный вечер в «Дружбе».
– Инструмент звучал превосходно! Ваши ближайшие планы?
– Я много езжу по России, только что вернулась с гастролей из Португалии и Чили. В планах запись ещё одного диска и выступления, концерты, работа в консерватории.
Беседовала Мария СВЕТЛОВА.
Фото Геннадия КУРБАТОВА и из архива Валентины ИГОШИНОЙ.
3710
Добавить комментарий