Город перемен

Под таким заголовком в одном из крупнейших федеральных изданий – газете «Россия» – появилась публикация о Брянске. Факт сам по себе приятный. Ещё приятнее, что рассказано в материале не про традиционно чернобыльские или глобально коммунальные проблемы, а про то, что воплотилась в столице партизанского края идея, аналогов которой в стране пока нет. Речь идёт о новой концепции социальной рекламы, которая уже делает наш город и всех нас лучше.

Вернёмся на месяц назад. Брянск готовится к празднованию Дня Победы, на улицах разноцветные перетяжки, пилары, баннеры, Сити форматы. Не знаете, что это? Счастливый вы человек! Горожанам такие знания и ни к чему. Главное – ЧТО на всех этих конструкциях наружной рекламы изображено. Два частных примера: со своим сыном прохожу мимо жуткого плаката в поликлинике. Наркоманы во всей красе, шприцы, жгуты и кроваво красными буквами предостережение насчёт опасности СПИДа. Про СПИД, увы, ребёнок что-то  уже слышал. Это ему не интересно. Но, зацепившись взглядом за перетянутую жгутом руку, последующие пятнадцать минут он донимает меня расспросами, зачем это и почему именно так. Пятнадцать минут своей жизни я вынуждена потратить на исправление ошибок того, кто этот «шедевр» наваял (а он, подозреваю, истратил немногим больше). Догадываюсь, что задумывалась сия «социальная реклама» как способ предупредить и оттолкнуть, а вызывает, наоборот, интерес. Ни мне, ни моему ребёнку, ни тысячам других взрослых и детей это совершенно не нужно. Потому ещё очень долго думаю, удалось ли мне преодолеть злополучный эффект?

Второй пример: в канун девятого мая проезжаем площадь Партизан. Десятилетняя дочь друзей прилипает носом к оконному стеклу, тычет пальцем в рекламную конструкцию на пешеходной дорожке и вопит, мол, мама, папа, посмотрите, это же тот самый дедушка, ну который нас маршировать учил перед парадом, ого, сколько у него медалей, а он заслуженный очень, наверное, ветеран, да? Последующие пятнадцать минут её тоже успокоить невозможно. Девочка не без легкого снобизма рассказывает всем нам и особенно моему сыну, как этот самый дедушка командовал репетицией парада и вот так на неё посмотрел два раза и, кажется, улыбнулся именно ей. Потом она ещё долго упивается своей сопричастностью к чему то большому и главному и методично ищет такой же снимок на других улицах, чтобы начать рассказ с начала.

Концепция брянской социальной рекламы возникла не вдруг. Сам вопрос и существующий опыт изучался. Традиционно соцреклама в нашей стране и за её пределами строится на пропаганде здорового образа жизни и воспитании патриотизма. Правда, достигать достойных целей создатели намереваются странными методами. В основе большей части существующей «социалки» лежит система запретов: не делай так, а то заболеешь, не принимай этого, а то умрёшь, не, не, не… При этом подробно показано, как делать не надо. Теперь скажите, к чему обычно приводят запреты? Правильно, к жгучему желанию их нарушить. Каковы шансы, что поссорившийся с родителями подросток вспомнит о необходимости прощать, а не картинку из навязчивой рекламы, где собирательный образ мамы убивается и сожалеет обо всём на свете над бездыханным телом ребёнка, погибшего от передозировки? Где гарантия, что наши дети не станут рассуждать: «Вот умру, поплачете и вы у меня!». Как можно умереть, ему уже рассказали. Когда на городских улицах появляются фотографии людей, которые ни против, ни за, а просто так, сами по себе, это тоже вызывает интерес. Только совершенно иного рода. Ход мысли того, кто видит снимки, примерно таков: «Кто это? Лицо до боли знакомое, не благополучно европеизированное, а родное какое то. Ага, под снимком подпись. Ну точно, преподаватель городской школы (врач городской поликлиники, ветеран – житель города, воспитанник кадетского корпуса, сильнейший спортсмен и далее до бесконечности)». Следующий повод для любопытства – почему фотография, да ещё таких размеров, появилась на любимой улице? Вывод – заслужил человек. Появляется желание – добиться того же. Нет, вряд ли многие из нас будут прилагать массу усилий только для того, чтобы лицезреть собственный портрет за окном. Но абсолютно каждому из нас очень нужно, чтобы его любили, уважали и ценили.

Возникнет, пожалуй, и ещё один вопрос: «Кто же это придумал? Кто не пожалел времени, сил и финансов на создание и размещение снимка? Уж не богатые ли родственнички?». Для таких любопытствующих под снимком еще одна подпись мелкими буквами: «Брянский городской Совет народных депутатов и Брянская городская администрация». Ну наконец то, дожили! Научилось городское руководство горожанами гордиться! Гордились всегда. Брянск, если помните, город партизанской и трудовой славы. Просто доски почёта с казёнными фотографиями передовиков остались в истории вместе с социалистическим оптимизмом и пятилетними планами. И было время, когда на гордость не оставалось сил, выживать нужно было, а потом пришли новые технологии, и для их использования нужны были смелость и нестандартность мышления. С приходом во власть молодых, деловых и энергичных идеи не просто появляться стали, они в жизнь воплощаться начали.

Авторов ругают, они делают. Кто сам работает, тому ругаться некогда. Их упрекают, они лозунги придумывают. Достучаться до нас пытаются, до самого лучшего в каждом докопаться. Рекламировать город хотят, людей, которые своим трудом и талантом делают этот город лучше.

«БРЯНСК СПОСОБЕН НА БОЛЬШЕЕ!». Конечно, способен, если каждый, кто в нём живёт, станет чуть менее ленивым и чуть более честным. Умножить на четыреста тысяч – это уже результат.

«С ВАМИ НАШ ГОРОД ЦВЕТЁТ!». И к восьмому марта Брянск расцветает улыбками мамы, воспитавшей пятерых ребят, знаменитой гимнастки, прославившей наш город, десятилетней девочки, пением которой восхищаются не только в нашей стране, директора лицея, учиться в котором мечтают… Вы умеете что-то  лучше других, а может, просто хорошо делаете своё дело? Значит, и с Вами наш город цветёт, не сомневайтесь.

«ЭТО НАША ПОБЕДА!». Убелённые сединами ветераны, выстоявшие не вопреки, а потому что очень любили свою страну и город Брянск в ней; подростки, которые в любую погоду готовы стоять на посту у памятника на площади Партизан; воспитанники кадетского корпуса, которым невероятно сложно быть сильными без родительской поддержки. А разве эта Победа не ваша?

«НАШИ ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ». Неважно, сколько человек в вашей семье. Всё равно это самые дорогие люди. И если снимок одной из дружных, любящих и талантливых семей, живущих в нашем городе, убережёт хоть одного из нас от опрометчивого поступка, значит, все не зря. Утверждать, что идея понравилась всем, не берусь. Но то, что незамеченной она не осталась, точно. Вот и в столице брянскую социальную рекламу одобрили и оригинальность оценили. А всего два года назад на московском же семинаре для журналистов нас знакомили с перспективными экономическими прогнозами. Ни в одном из них на ближайшие пять, десять, пятнадцать лет Брянск не фигурировал – столица депрессивного региона. Если сегодня его называют городом перемен, то как бы не пришлось экономистам свои прогнозы переписывать.

Ольга КОРНЕЕВА.

В тему!

Пока материал готовился к публикации, ещё в одном столичном издании мы прочли буквально следующее: «В марте на улицах Москвы появились необычные с общепринятой точки зрения плакаты с городской рекламой. Известные и любимые москвичами люди признаются городу в любви».

Мы обрадовались по нескольким причинам:

– хорошо, что подобные идеи начали реализовываться;

– если явление, признанное необычным в столице, одновременно (и даже чуть раньше) появляется в Брянске, то называть наш город провинциальным уже неактуально;

– московский проект – инициатива рекламной компании, рассчитанный на месяц. Наша концепция

– долгосрочный проект, инициированный городским руководством;

– на столичных плакатах очень известные люди – Владимир Спиваков, Евгений Миронов, Олег Табаков, Владимир Третьяк и другие. В Брянске в центре внимания оказались менее известные, но не менее заслуженные люди.

Исполнение, конечно же, отличается. Оно не лучше и не хуже, просто другое. А вот концепция, цитируем: «…Тема любви к городу сама по себе сложная. Кампания не стандартна как по замыслу, так и по реализации. Это попытка дать почувствовать, что ты не одинок, что тоже живёшь в этом городе и тоже любишь его за что то…»

Ну разве это не о брянской «социалке»?

2701

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*