Антиквариат: когда время - деньгм

Инвестиции в антиквариат могут принести вам тысячи процентов прибыли. Если у вас есть много денег и профессиональный консультант, специалист по антиквариату. Сегодня в «ТЕМЕ» Ирина Злотникова – единственный в Брянской области эксперт искусствовед, член Российской Ассоциации искусствоведов.

– Ирина Владимировна, давайте начнём с азов. Что такое антиквариат и что влияет на ценность вещи?

– По определению, антиквариат – это культурные ценности, созданные более 50 лет назад. В свою очередь под культурными ценностями подразумеваются старые и редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Основными признаками антикварной вещи специалисты считают следующие: редкость или уникальность; несерийность; связанность с исторической эпохой или с историческими событиями; невозможность воспроизводства; художественная ценность.

Ценообразование на предмет антиквариата напрямую зависит от редкости вещи (количество созданных и сохранившихся экземпляров), материала (как это происходит в ювелирном и декоративно прикладном искусстве), принадлежности предмета историческому лицу, уровня мастерства, а также имени художника, создавшего вещь. В Европе конца XIX века работало несколько ювелирных фирм приблизительно одного профессионального уровня, таких, как Болин, Тиф — фанни, Фаберже. Однако цены на изделия последнего значительно выше, так как в нашем сознании фирма Фаберже напрямую связана с семьёй последнего русского императора, и в данном случае мы платим за хо — рошо исторически «раскрученный» брэнд. И ещё один важный фактор – это время, поскольку антиквариат, как хорошее вино, требует выдержки и от времени только поднимается в цене.

– Каковы перспективы развития антикварного рынка в России и есть ли мода на те или иные пред — меты антиквариата?

– Развитие антикварного рынка в России в настоя — щее время обусловлено тем, что появилось большое количество людей, способных приобретать предметы ан — тиквариата с целью вложения денег. Спрос растёт, и постепенно сокращается число доступных предметов, рынок начинают заполнять подделки, которые изготавливают не только в России, но и ввозят из-за рубежа. Можно сказать, что в ближайшие два три года нас ждёт значительный рост цен по отдельным антикварным позициям.

Несомненно и влияние моды, сейчас во всём мире очень популярно русское искусство, я думаю, не без участия наших соотечественников, скупающих родной русский антиквариат. «Русские недели» стали регулярным событием в календаре лондонских и нью йоркских торгов, неизменно привлекающим внимание и принося — щим многомиллионную прибыль.

Наши собиратели и коллекционеры также отдают предпочтение отечественному антиквариату. В настоящее время вновь возник интерес к живописи соцреализма, как прекрасному образцу отечественной художественной школы ХХ века.

– Существуют ли национальные особенности антикварного рынка?

– Да, несомненно. И, к сожалению, эти особенности связаны с непроработанностью законов в этой сфере. В частности это касается экспорта антиквариата. При легальной покупке высокие пошлины не позволяют вывезти предмет, и вывоз становится нелегальным, попадая под действие таможенных и уголовных законов.

По общепринятой статистике, до 70% предметов антиквариата имеют криминальное прошлое, могут находиться в розыске, что также ставит владельца вещи в весьма щекотливое положение.

Не отлажен у нас и механизм установления прав на продаваемые произведения антиквариата, особенно если коллекции формировались в советское время или достались по наследству от родственников.

Трудно приходится и собирателям антикварного огнестрельного оружия, ещё недавно коллекционеры такого вида антиквариата несли уголовную ответственность, например, за хранение дуэльного пистолета XIX века. Сложно обстоит дело и с коллекционированием советских наград, так как они относятся к категории «государственные награды», в том числе и юбилейные медали, выпускавшиеся миллионными тиражами. Не обладая исторической ценностью, такие медали попадают под действие Закона «О государственных наградах», где покупка, продажа и вывоз таких наград влечёт за собой уголовную ответственность.

Картина под рентгеном

– Какими знаниями нужно обладать искусствоведу, чтобы сделать экспертизу?

– Всё зависит от специализации искусствоведа, но базовыми являются всемирная и отечественная история искусства, вспомогательные исторические дисциплины, такие, как нумизматика, фалеристика и т. п. У каждого искусствоведа есть узкая специализация, которая помогает приобрести максимум знаний по конкретной области искусства или творчеству отдельного мастера. Моя непосредственная специализация – поздняя русская иконопись XVIII– нач. ХХ в. Хотя порой приходится работать с самыми различными предметами, от живописи и букинистики до фалеристики и филокартии.

Эксперт искусствовед находится в тесном сотрудничестве с профессиональными реставраторами и технологами, так как при современном уровне подделок только технико технологический анализ может подтвердить подлинность предмета.

– Вы можете проследить всю историю жизни старинной вещи? И попадались ли какие либо интересные случаи?

– К сожалению, проследить всю историю жизни старинной вещи почти невозможно. В большинстве случаев «легенды» (история бытования предмета) неполные и содержат отрывочные сведения. Для повышения цены нередко используется вымышленная легенда, приписывающая принадлежность предмета известным людям. Такое часто происходит с вещами, «принадлежавшими» последнему русскому императору и его семье. И если вам по сходной цене предлагают приобрести, например, сервиз из которого изволила пить чай государыня императрица году эдак в 1916 м, я думаю, стоит призадуматься и проконсультироваться со специалистом.

Кроме легенды, существует провенанс, или история подлинности предмета, которая играет важную роль при оценке.

– А подделки часто встречаются?

– Статистика ведущих российских экспертов назы — вает цифру 60 к 40, 60% – подделки, 40% – подлинни — ки. Это относится к предметам выдающегося художественного уровня, к произведениям знаменитых мастеров и предметам повышенного спроса, например, картины художников русского авангарда. В моей практике приходилось сталкиваться с поддельными произведениями декоративно прикладного и ювелирного ис кусства, бронзой, монетами и орденами, в частности, с орденами гитлеровской Германии. Подделки создают параллельную искажённую историю искусства и в отличие от подлинников, подделки – это всегда мертворождённые вещи.

– Среди икон попадаются подделки?

– Несомненно, и среди икон попадаются подделки, но в провинции значительно реже, чем в Москве или Санкт Петербурге. Современные поддельные иконы выполнены с соблюдением технологии, использованием старых досок и искусственным старением. Есть подделки, выполненные знаменитыми художниками реставраторами в начале–первой половине ХХ века, до сих пор, например, не утихают споры о подлинности новгородских икон таблеток XV века, которые в начале ХХ века расчищал Г.О.Чириков. Для Брянской области характерен и такой вид подделок, как старообрядческие иконы XIX – начало XX века, написанные «под старину», «под XVII век». Эти подделки представляют собой уже самостоятельные образцы поздней русской иконописи.

– Какие существуют приёмы для установления подлинности вещи?

– Для установления подлинности предмет проходит искусствоведческую и технологическую экспертизы, анализируется его провенанс. Искусствоведческая экспертиза атрибутирует предмет, определяет авторство, технологическая определяет соответствие компонентов и материалов времени предположительной датировки, для этого используются специальные приёмы, такие как рентгенографирование, рентгенофлюорисцентный и микрохимический анализы, микроскопия и т.п. Как правило, подделки не выдерживают серьёзной технологической экспертизы и отсеиваются на этом этапе.

– Ирина Владимировна, сколько экспертиз вы уже сделали?

– В моей личной практике более трёхсот экспертиз. Наиболее запомнившимися были картины Ю.Клевера и В.Поленова, ювелирные изделия Фирсы Овчинникова, книги XVII–XVIII вв., ветковские иконы в жемчужных ризах и драгоценных окладах, редкие фотографии первых русских авиаторов и аэропланов начала ХХ века и многое другое.

Выгодные вложения

– Вы долгое время сотрудничаете с таможней. Что говорит наше законодательство по поводу ввоза антиквариата в страну и вывоза за её пределы?

– При легальной покупке предмета антиквариата и желании вывезти его за рубеж необходимо оформить разрешение на вывоз культурной ценности в Министерстве культуры, таможенная пошлина составляет на культурные ценности, созданные более 50 лет назад, – 10% от стоимости; культурные ценности, созданные менее 50 лет назад, – 5% от их стоимости. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию. При ввозе культурных ценностей они подлежат письменному декларированию, специальной регистрации. В этом случае, если их стоимость превышает 65 ты — сяч рублей, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

– Существует мнение, что антиквариат лучше собирать по разным направлениям. Например, и монеты, и часы, и бронза… Это действительно наиболее выгодный способ инвестирования в старину?

– Я – за формирование коллекций и считаю, что человек, вкладывающий деньги в антиквариат, не должен сильно распыляться. Темы коллекций могут быть различны: по предметам, по стилям, по направлениям, по временным рамкам. Например, можно собирать коллекцию часов или русских икон, произведения советских художников или марки, стиль рококо в искусстве или предметы быта дворянской усадьбы начала ХХ века.

– Ирина Владимировна, с вашей точки зрения, возможно ли простому человеку хорошо заработать на антиквариате?

– Если человек, который решил вложить деньги в антиквариат, вдумчиво анализирует положение дел в различных сегментах антикварного рынка и для приобретения подлинных вещей (т.е. грамотного вложения средств) привлекает профессиональных экспертов и специалистов, думаю, что это вполне возможно. Согласно мнению специалистов в этой области, ежегодный рост стоимости антиквариата и искусства составляет 25%. Это весьма внушительная цифра. Но всё таки надо помнить, что антиквариат – долгосрочное вложение капитала.

История коллекционирование

Коллекционирование художественных изделий и торговля ими были знакомы ещё античности, хотя, к сожалению, знаем мы об этом очень мало.

Средневековью понятие «коллекционирование» ос — талось незнакомым. Ценились вещи, которые имели практическую ценность, которые можно было использовать по назначению. Что то похожее на коллекции редких дорогих вещей можно было обнаружить в церквях и монастырях, где хранились не только драгоценные предметы, но и мебель, и ценнейшие рукописи.

Позже (в начале второго тысячелетия) в Европе наиболее богатые и могущественные правители делают шаг от сокровищницы (в которой хранят) к собранию драгоценных предметов (для которого намеренно и осмотрительно приобретают нужные вещи).

Лидировал в этом отношении герцог Берри Французский (1340–1416). У него было не только крупнейшее по тем временам собрание, но и личный агент, который курсировал между Бургундией, где жил герцог, и Италией, где приобретал драгоценное имущество для того же герцога.

В эпоху Возрождения (XIV–XV века) людьми руководила потребность в новых знаниях, сведениях, просвещении. Они начинают интересоваться античностью и своим собственным прошлым. Именно в эпоху Возрождения становится понятной и экономическая сторона коллекционирования. С помощью торговли художественными изделиями всюду начинают возникать собрания интересных или редких предметов.

Во Франции и Германии новые основы коллекционирования возникают в начале шестнадцатого столетия. В Нюрнберге это кабинеты Виллибальда Имхоффа (1519–1580) и Пауля Прауна (1548–1616), в Базеле семейное собрание Амербахов.

Далее, в середине шестнадцатого века, возникают княжеские кунсткамеры. Они считались камерами чудес, в них было всё: от кокосовых орехов и костей мамонта до статуй и всех видов живописи.

Именно в XVII–XVIII веках, в эпоху абсолютизма и возникают крупнейшие собрания Европы, которые позже стали самыми значительными нашими музеями. С этого времени полностью проявляется коллекционерская страсть, которая чем дальше, тем больше сплеталась с научными интересами и художественным вкусом.

Одним из ревнителей этого движения был Пьер Жан Мариетт, у которого, как оказалось при прода — же с аукциона в 1774–75 году в Париже его наследной коллекции, было более шести тысяч одних рисунков. Он был агентом по закупке художественных произведений для Евгения Савойского и занимался собирательством. С Мариетта пошёл обычай отдавать пред — почтение твёрдому авторству, даже если разговор вер — телся вокруг крупных имен.

Сейчас в мире насчитывается около 4 тысяч частных коллекций, а публичных собраний, музеев, конечно, го — раздо меньше. Поэтому каждая из этих коллекций име — ет огромное значение для сохранения фонда мирового искусства.

Наталья ВЛАДИМИРОВА.

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

В тему!

Ирина Владимировна Злотникова с отличием окончила исторический факультет БГУ, защитив дипломную работу «Иконопись Брянщины XVIII – нач. ХХ вв.». Состояла научным сотрудником при Брянском епархиальном управлении.

В течение 10 лет являлась старшим научным сотрудником Брянского государственного объединен — ного краеведческого музея. Сейчас возглавляет ООО «АRT экспертиза». Член Российской Ассоциа — ции искусствоведов. Соискатель учёной степени «кандидат искусствоведения» при аспирантуре Научно исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской Академии Художеств (г. Москва).

3294

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*