Зарифмованная Десна
На берегу Десны, у платформы «176 й километр» и Святого озера, с 17 по 19 августа проходил 20 й межрегиональный фестиваль КСП – клубов самодеятельной песни. В нём приняли участие барды и любители этого жанра из Брянска, Орла, Дятькова, Унечи, Пскова, Воронежа, Липецка и даже Иркутска.
Народ приехал не только за песнями. Ловили последние радости уходящего лета. Когда под утро над рекой молоко тумана плавно переходит в Млечный путь и на линии горизонта заманчиво сияет Венера.
Вечерние купания само собой переходят в ночные под летящими звёздами. Деснянская вода, бодрящая снизу ледяными ключами, а сверху прогретая солнцем, дарит эффект контрастного душа и гидромассажа. В общем, Анталия, Хургада и Ялта отдыхают. И сосновый настой, смешанный с дымком костров, народ заваривает и пьёт вместе с утренним чаем.
– Мы постарались, чтобы ваш быт был достоин ваших песен, – говорили организаторы фестиваля из областного комитета по делам молодёжи и Жуковской райадминистрации. Выездные буфеты с пивом, пиццей и шашлычками успешно конкурировали с туристскими супчиками и кашами, сваренными на костре. Умельцы с бензопилами помогали заготовить поленья. И уже днём в пятницу весь сосонник был поделён на аккуратные квадраты костровищ. У каждого клуба – свой муравейник.
Двадцать лет спустя…
С самого первого слёта КСП в 1987 году энтузиасты выбрали талисманом брянского волка. Тогда он был со — оружен неформалами из мешковины.
Добирались от электрички на своих двоих. Практически никто из бардов не имел своих колёс, тем более – иномарок.
Теперь же шухарной брянский волк на фирменном штандарте оказался между двумя вполне официальными флагами: державным российским и с гербом области.
Витя Гринёв – родоначальник дятьковского «Горизонта» и один из первых организаторов слётов КСП охотился теперь за автографами «старичков» и отцов основателей брянского бардовского движения на первых афишах первых слётов: «Это же лучший приз для наших ребят!». Олег Виденин, Костя Никитенко, Михаил Полозов, Александр Гугля, Владимир Соин и другие первопроходцы оставляют свои автографы на раритетных афишах первых слётов.
Тогда клуб «Крокус» с мастером БМЗ Владимиром Гончаром во главе оживил на Брянщине бардовское движение на волне перестройки. Самый первый слёт был в день памяти Владимира Высоцкого.
Последние восемь лет эстафету эту продолжает и хранит в Брянске клуб «Остров» – один из главных организаторов фестиваля. Татьяна Пронина и Виктор Варганов, Владимир Соин и Сергей Кусков, Марина Гришечкина и Елена Корехова, Алексей Крыгин и Владимир Савченко сделали всё возможное и невозможное, чтобы наш брянский фестиваль был не хуже «Смоленского Поозёрья» и «Орловского Полесья». Они держат планку фестиваля, сохраняя чистоту жанра.
Раскручивают спонсоров, среди которых главный – Жуковский велозавод, не первый год предоставляющий в качестве главного приза свои велосипеды.
Звёзды и звёздочки
На открытии фестиваля, как впрочем и на закрытии, самый горячий приём «поляны» вызвали столичные звёзды Виктор Попов в дуэте с Кириллом Модестовым.
Его «Два ангела», «Жанна Д’ Арк», «Паромщик» многие подпевали. Виктор в этом году был с сольным концертом на брянском «Острове» и покорил публику мощной энергетикой и театральностью своих песен монологов на стихи Марии Маховой, Александра Морозова и других поэтов. Другой московский гость и председатель жюри Александр Софронов заворожил лирическими и ироничными монологами из последних альбомов «Моё отражение» и «Четыре ангела». Между прочим – четыре ангелы – это не то, что вы думаете. Вполне современные ангел железнодорожный, автодорожный, водного транспорта и воздухоплавательный.
Когда вышел на сцену автор и исполнитель Фёдор Гегеле, он же доцент БГУ и кандидат химических наук, ведущий признался, что прогуливая лекции и семинары, лишь благодаря бардовским фестивалям сумел наконец увидеть своего преподавателя.
А Елена Антропова, которую тот же ведущий предс — тавил: «вот ещё один ветеран, но уже слабого пола», заверила словами известного туристского гимна, «что спеть без голоса для нас – пара пустяков».
Хотя бывалый бардовский волк Александр Гугля в своей пафосном сочинении «о самых дорогих ценностях – Матери и Родине» продемонстрировал чарующий вокал, способный украсить любую концертную сцену.
Ноту ностальгического юмора внёс ещё один бывалый бард Константин Никитенко. Его крик души двадцатилетней давности: «Ой, девки, хочется в Париж!» развеселил весь деснянский берег, включая комаров, которых, впрочем, было на удивление немного.
Член жюри орловчанинМихаил Букреев на открытии фестиваля с помощью «Сантехнической трагедии» под гитару доказал, что хорошие авторские песни, как и стихи, «растут из сора» и прочих отходов. А расставаясь, пригласил брянских бардов на фестиваль «Орловское Полесье», который обещал состояться при любой погоде 7–9 сентября. Дополнение актуально, так как в разгар фестиваля грянула гроза и по традиции хлынул ливень, не испугавший публику. Сергей Шишкин, отвечавший за аппаратуру, героически спасал усилители, колонки и светильники. Но свет всё же вырубился. Родились новые жанры – танцы под дождём и песни в темноте.
Награды и призы
Шишкина произвели в «Атланты фестиваля» вместе с Олегом Шевелёвым из комитета по делам молодёжи и Евгением Андросовым. Создатель походного уюта Евгений Андросов, кстати, получил спецприз журнала «Брянская ТЕМА» – походную баклажку с маячком – чтобы не заблудиться в лесу и песенном море.
Информационными спонсорами фестиваля стали также центральная газета «Культура», Агентство Культурной Информации – АКИ и другие издания, подарившие победителям сборники бардовских авторов и антологии песен. Книги, туристские палатки и прочие походные и спортивные принадлежности получили практически все финалисты.
Среди них «Надежда фестиваля» – 13 летняя Настя Лурье и её отец – «Лучший папа фестиваля» Владимир Лурье.
Призы «За большой личный вклад» – вручали «старичкам» Олегу Виденину, Косте Никитенко, Александру Гугле, Михаилу Полозову, Александру Дивинскому и Виктору Гринёву – руководителю клуба «Горизонт». Его правая рука, журналист Надя Юдина, получила награду «За популяризацию бардовской песни».
Клуб «Горизонт» вручил своему брянскому другу «Острову» – «Хрустальную гитару».
А призовые места завоевали брянские авторы: дебютант фестиваля Константин Прудников с песнями «Память» и «Откровение», (издательство «Белый лотос») и Александр Юрочко.
Не остался без подарка и самый юный участник фестиваля пятимесячный Юра Смольнов, приехавший из Брянска вместе с папой и мамой – заядлыми КСП шниками.
Лучшими исполнителями бардовских песен стали Эдуард Николаев из Орла, Сергей Козлов из Унечи, Екатерина Жиденко и Валентин Горшков из Дятькова. А также Наталья Шевель из поселка Путёвка Брянской области.
Победители коллективы: трио из Унечи (Наталья и Анна Лисенко и Мария Козлова), Евгения Ивашина (Дятьково) и Валентин Горшков (студент МВТУ им. Баумана из Дятькова).
На будущее
Милиция на фестивале была, но однако наутро некоторые не обнаружили в своих палатках гитары, спальники,а у одной компании исчезло всё вместе с палаткой. Поэтому на будущее стоит, видимо, усилить охрану на этом самом демократичном фестивале.
Из некриминальных пожеланий – пора фестивалю дать звучное имя. Кстати, все соседние бардовские фестивали обрели названия, кроме брянского. Вариантов много, но пока не нашли один единственный.
Хочется, чтобы по опыту соседей, праздник завершался в одном из городских парков или концертных залах Брянска, как это делается в Орле и Смоленске. Оставляет желать лучшего и уровень некоторых участников и гостей.
К сожалению, проскакивали на импровизированную эстраду под куполом парашюта и далёкие от лучших образцов бардовской песни – смесь ресторанной поп — сы и дворового шансона. А исполнители подменяли душевность и искренность надрывным криком или манерным шёпотом. Но на столь демократичном и открытом действе бардовским островам, плотам, кораблям с парусами и без трудно удержаться в наводнении попсы и пошлости.
Татьяна РИВКИНД.
Фото автора и Юрия РОНЖИНА.
3107
Добавить комментарий