Ярмарка тщеславия
В Москве в двадцатых числах октября прошёл XXIII Российский антикварный салон, ставший уже традиционным. Дважды в год ведущие антиквары, галеристы и арт-дилеры собираются в Центральном Доме Художников на Крымском Валу и представляют лучшие предметы, которыми они владеют и с которыми совершенно не прочь расстаться за максимально возможную цену. На Антикварном салоне побывала эксперт%искусствовед Ирина Злотникова.
Для участия в Салоне было заявлено 210 участников, среди них 20 галерей. Хранители «милой старины» представляли не только Москву и СанктEПетербург, но и антикваров Эстонии, Франции, Ассоциацию артEдилеров Великобритании. В экспозиционных рядах царило фешеEнебельное умиротворение: каждый знал, что ищет, и нередко находил, так как диапазон предметов – от живописи, графики и скульптуры до мебели, посуды и ювелирных украшений. В этом году некоммерческим хитом выставки стал проект Григория Бальцера и компании «Артэквар» «Исторические интерьеры. Романтика готики». Был воссоздан в стиле неоготики второй половины XIX века подлинный интерьер парадной столовой одного из французских замков. Полному погружению в атмосферу готической неоромантики способствовали не только паркет, стеновые панели, мебель и даже камин, но и две английские люстры середины XIX века, создающие таинственный полумрак.
Представляя неоготику на Салоне, отечественные антиквары и декораторы тешат себя надеждой на то, что у нас мода на подлинные антикварные интерьеры, «вживлённые» в современное жилое пространство, ещё наступит. Их зарубежные коллеги готовы хоть сейчас привезти всё – от версальских полов до просмоленных досок для обивки железнодорожных вагонов конца XIX века, был бы только спрос.
Живописные хиты
Несомненно, что тон на нынешнем Салоне задавала живопись. В топEлоты экспертного совета Салона вошли эскизы А.Н. Бенуа, живописные работы К. Петрова-Водкина, «Портрет испанки» П. Кончаловского 1910 г., «Хозяин домика» Р. Фалька 1915 г., 80 эскизов Н. Крымова 1900–1910 гг. Приятно удивили галеристы, представившие в этом году работы художниковEимпрессионистов – Альфреда Сислея и Клода Моне. Русское искусство нашло отражение в произведениях Ильи Репина, Василия Сурикова, Зинаиды Серебряковой. Бесспорно, что посетители Салона проявили интерес и к картинам Поленова, Айвазовского, Шишкина, графике Нестерова, Бенуа, Коровина. Популярный в последние годы Юлий Клевер был представлен сразу двумя огромными полотнами, принадлежащими разным галереям, и выставленными практически друг напротив друга.
Чего только не встретишь на Антикварном салоне. Здесь и родовой герб Германа Геринга вместе с его личной печатью, папка, в которой генеральный секретарь Л.И. Брежнев хранил награды за свои литературные труды; скрипка 1637 г., изготовленная одним из учеников великого мастера Амати. Среди произведений декоративноEприкладного искусства особого внимания заслуживают знаменитые работы фирм Фаберже, Овчинникова, Хлебникова. Среди изысканного фарфора и стекла особенно порадовали произведения родного Дятьковского хрустального завода, изготовленные по эскизам Елизаветы Бем.
Ценные предметы искусства более ранних эпох можно было сосчитать по пальцам: европейские гобелены XVII века, китайская ваза в остEиндском стиле конца XVIII века, комод 1770–1780 годов (маркетри, столешница из каррарского мрамора, 5 видов древесины, гравировка, бронза, литьё, золочение); стол «Мазарини» конца XVII века (черепаховый панцирь, инкрустированный латунью). Одними из редчайших экспонатов стали эскизы Дж. Кваренги рубежа XVIII–XIX веков (того самого Кваренги, который построил Воскресенский собор в Почепе) и шахматы 1760–1770 гг. работы Осипа Дудина – знаменитого холмогорского костоEреза и друга М. Ломоносова.
Дорого? очень дорого!
Цены на московском Салоне определяются старым советским слоганом «Всё выше, и выше, и выше!», хотя не обошлось и без парадоксов – по сравнению с прошлыми салонами заметно подешевели картины русских художниковEреалистов конца XIX – начала XX века. Очевидно, современный антикварный рынок достаточно насыщен полотнами Ивана Шишкина, если его пейзаж «Сосны» оценён наравне с агитационным плакатом Владимира Маяковского «Любишь есть – люби трудовую повинность» из серии «Окна РОСТА» в $50 тысяч. Столько же стоит и небольшая графическая работа Наталии Гончаровой – художницы русского авангарда начала ХХ века.
А вот тот, кто решился купить картину Ильи Глазунова «Взятие града» за ту же сумму, наверное, не прогадал, ведь картины этого художника, чьё имя на слуху у нынешних коллекционеров, растут в цене.
Кстати, самый дешёвый предмет на Антикварном салоне – фарфоровая фигурка за $50. Уже упоминавшаяся скрипка 1637 года выставлена за $3 тысячи. В два раза дороже оценены бронзовые часы эпохи Наполео на Бонапарта.
Самыми дорогими произведениями искусства оказались не холсты, а брюссельские гобелены и фламандские ковры XVI–XVIII веков и японская ширма начала ХХ века. Ширму с изображением бушующего моря, представленную галереей «Шон», оценили в 450 тысяч евро, и это действительно выдающееся произведение декоративноEприкладного искусства, ведь разбивающиеся о скалы волны и скалистый берег «написаны» иглой и шёлковой нитью.
Стоимость редких гобеленов и ковров, привезённых французской галереей «Boccara», колеблется от 350 до 600 тысяч евро. Эти огромные панно с изображениями французских садов, несмотря на четыре столетия своего бытования, выглядят как новенькие.
Антикварные пираты
Не обошёлся XXIII Салон и без своей интриги, вернее сказать, ложки дёгтя в бочке с мёдом, чем и стала презентация в первый день Салона «Каталога подделок произведений живописи», выпущенного Росохранкультурой.
Первый тираж каталога по цене 4 000 рублей за штуку разошёлся в рекордно короткий срок. Ведь мир покупателя на Салоне полон страхов, никто не хочет обмануться в ожиданиях и приобрести подделку.
Коллекционеры и любители знают, что и у старинного серебра бывают современные пробы, фарфор так ловко научились подделывать, что и не отличишь от оригинала, среди живописи гуляют копии, в которых без консилиума артэкспертов не разобраться, в «ювелирке» синтетику научились покрывать напылением, да и мебель тоже не отстаёт, собирают её, родимую, из разновременных деталей. Вот поэтому и решила помочь Росохранкультура хотя бы тем, кто собирает русскую живопись, и устроила каталогом серию разоблачений.
Далеко не всем антикварщикам и артдилерам понравился рассказ о том, как картины европейских художников XIX века средней руки, приобретённые на европейских аукционах, после незначительной доработки превращались в произведения русских мастеров.
Старые холсты, старые краски – не всякая техника различит подделку. Авторы каталога решили не останавливаться на достигнутом и обещали продолжение разоблачений в следующих номерах.
Антикварный салон в целом можно охарактеризовать так: «Богемно. Дорого. Стильно». Атмосфера полутаинственного погружения в мир старых вещей хороша и для профессионалов, которые могут не только себя показать, но и заодно посмотреть, чем порадуют конкуренты; и для ценителей и коллекционеров, ищущих и находящих здесь свою «жемчужину»; да и для просто любителей, ведь нынче так модно собирать «милую старину».
Ирина ЗЛОТНИКОВА.
Фото автора и из каталога
3417
Добавить комментарий