Марио Великолепный
Представлять Марио Бустилло нет необходимости, потому что это Имя, которое знают в Брянске. И это Имя, благодаря которому Брянск стал известен далеко за пределами России. Марио— удивительный человек, который приехал в наш город для того, чтобы изменить его. В отличие от всех тех, кто уезжает из Брянска, чтобы изменить себя. В результате Брянск, может быть, не изменился так сильно, как изменился сам Марио. Сегодня он горд тем, что стал частью Брянска, а Брянск стал частью его самого. Потому что именно здесь его сердце — его хор…
— Вы любите давать интервью?
—Когда у меня берут интервью, но при этом говорят о моей кошке — значит это интервью моей кошки. Поэтому, если ко мне приходит журналист, я обычно даю ему всё то, что обо мне написано, и говорю: «Читайте. Если найдёте
— Насколько изменились ваши приоритеты, цели или амбиции по сравнению с тем, как вы начинали?
—Меняется всё. В процессе работы все мы достигаем определённых промежуточных целей. К настояще — му моменту все те премии, которые получил академический хор, считаются нормой. Пусть это не прозвучит громко, но сегодня мы работаем для мирового признания и, как ни странно, получаем его. Но было ли это целью с самого начала, когда никто в Брянске не верил, что мы можем создать здесь хор мирового масштаба?.. Трудно сказать.
Перед тем, как оказаться здесь, я прошёл через многое: учёба на Кубе, изучение того, что стало моим призванием, окончаниеМосковской консерватории, получение российского гражданства… Всё это были, конечно, цели. А сейчас это — миссия, которая началась в России и продолжается в Испании. Сегодня я делаю в Испании то, что сделал в Брянске 15 лет назад, — создаю хоровой коллектив с нуля. Поэтому то, что я считал
— Значит ли это, что вам всё равно, где начинать? Значит ли это, что вы, словно демиург, готовы взять любую глину и лепить?..
— Наверное, нельзя сказать «абсолютно всё равно». Я долгое время жил в Москве, но там не было благоприятных условий, чтобы создать такой хор, как в Брянске. ВМоскве есть сотни хороших хоров, но, как ни странно, не существует хора подобного нашему — такого, который имел бы 32 премии, полученные на 13 конкурсах в самых разных странах Европы.
Всё-таки в Брянске для создания хора были созданы особые условия. РуководствоиБрянска, иобластиподдерживало нас на протяжении всей работы. И я безмерно благодарен за эту поддержку, именно благодаря ей получилось «слепить», как ты говоришь, этот коллектив.
Начав с нуля, мы начали завоёвывать мировой авторитет. И сегодня моё присутствие в Брянске не столь необходимо. Я приезжаю сюда четыре пять раз в год, всё это время с хором работают мои ассистенты, в первую очередь — талантливая Татьяна Ивановна Сапожкова. Мне остаётся лишь шлифовать и, как говорится, делать последние штрихи…
— Какие награды хора для вас наиболее памятные и, может быть, самые трудные?
—Наверное, его самая первая победа—когда проходил областной фестиваль «Поющая Россия», и мы среди всех хоров региона заняли первое место. Почему именно это событие памятно? Потому что это была наша первая награда, первый результат. Помню, как профессор консерватории Валерий Калистратов сказал: «И, конечно, хор Марио— вне конкуренции!». Эта победа стала для нас отправной точкой.
— Марио, вы вносите в нашу брянскуюжизнь определённые традиции. Одна из таковых — ежегодный концертБрянского академического хора 31 декабря…
— Когда я только придумал этот концерт, мне твёрдо сказали: «Марио, ты будешь на сцене один. Потому что 31 декабря одни пойдут в баню, а другие станут резать салаты». А я подумал: неужели в городе не найдётся 800 человек, которые или уже сделали салат раньше или пойдут в баню позже? На самом деле это удивительно и приятно, что с самого первого выступления наши концерты 31 декабря проходят на аншлагах. Так что, по моему, эта традиция прижилась в Брянске…
Были более или менее успешные попытки создать и другие традиции. Например, концерт «Музыка брянских композиторов», который не получилширокого распространения, потому что для его организации я долженнаходиться в Брянске, но я практически весь год живу вИс — пании. Зато есть другая очень хорошая традиция — 1 сентябрямыделаемконцерт, посвящённыйДнюзнаний. Кроме того, мыпроводимхоровые праздникии даже учредили свою премию — «Поцелуй хора» для тех журналистов, кто профессионально освещает творчество хора.
— Скажите, а в какой стране хору выступать наиболее комфортно?
— Испания очень давно стала для хора второй родиной. Может быть, потому, что первое наше выступление за границей — осенью 1996 года — было именно в Испании. Потом хор ездил на фестивали и конкурсы, победы следовали за победами, но мы всегда, так или иначе, возвращались в Испанию.
—Вот вы говорите, что в Испании сейчас проходите темиже этапами, с нуля создаёте хоровой коллектив, как некогда в Брянске…
— …Да, и это трудно!
— Есть ли разница: начинать с нуля в Брянске или в Испании?
—Думаю, что люди везде одинаковы, очень похожи. Но в Испании мои ученики более рассеянные, более экспансивные, что ли. У них могут быть прекрасные го — лоса, но у большинства нет музыкальной подготовки. В Брянске люди более сдержанные, дисциплинированные. Контролировать дисциплину в Испании труднее, чем здесь. Правда, в Испании преимущества другого рода—роскошная погода, море, доходы совсем другие… И мой хор там тоже очень меня любит, но… сотрудничество с Испанией — это не вечно.
— Значит, вы думаете всё же вернуться в Брянск?
— Когда моя миссия в Испании закончится, я не буду говорить, что «у меня нет выхода, и поэтому я возвращаюсь в Россию». Нет. Испания — это как творческая командировка. А здесь, в России — моя база, моя работа, здесь всё, что я сделал. Я вспоминаю один фильм, в котором описывается любовный треугольник. Мужчина решает вернуться к своей первой женщине, и его любовница говорит: «Ты признайся, ты просто любишь её больше!», а он отвечает: «Не больше, а дольше». Так вот. Моя любовь с Брянском — дольше.
— Удивите ли вы нас каким нибудь интересным проектом в этом году?
—Да. Будет интересный проект. Я начинаюработать как дирижёр и оркестра, и хора. Это для меня потрясающее открытие. На самом деле я никогда раньше не хотел заниматься оркестром, потому что не инструментальная музыка, а голос был для меня ближе. И когда мне в консерватории предлагали учить — ся у Геннадия Рождественского, я не то чтобы упустил возможность, но просто ещё не созрел для подобной деятельности. А сейчас—да, я готов к подобному эксперименту. В прошлом году первое выступление Брянского академического хора с одним из камерных оркестров состоялось в Москве — в Венгерском культурном центре, в усадьбе с роскошной акустикой в центре столицы. В этом году мы продолжим работу, и обоими коллективами буду дирижировать я сам.
— То есть вы уже стремитесь к опере?
— Да да да, конечно. Потому что сейчас я этого уже не боюсь. Мымного добились с хором, и нужно переходить на новый уровень. В прошлом году Брянский академический хор успешно выступал в испанском Дворце музыки с государственным Варшавским оркестром и ещё двумя хоровыми коллективами из Германии и Испании. Я тогда сидел в зале, слушал и получал неописуемое удовольствие от качества звучания. Тогда, наверное, я понял, что теперь мы готовы идти дальше. Наверное, удовольствие от этого концерта не сравнится даже с получением самых престижных премий…
—Тем не менее одну из самых заслуженных наград в своей копилке вы получили именно в 2007 году на Венском фестивале…
—Общеизвестно, что Вена — музыкальная столица мира. Здесь жили Моцарт, Шуберт, Штраус, Бетховен… То, что нас допустили на XXIV Международный конкурс Франца Шуберта ассоциации Musica Mundi ( «Музыка Планеты»), было настоящим достижением хора. Это высочайший уровень, ведь в конкурсе принимают участие ведущие хоры Европы—из Австрии, Германии, Англии, Прибалтики… Приехать из России и, преодолев языковой барьер и показав своё мастерство, одержать победу здесь очень непросто…
— Нужно отдать должное, Брянский академичес — кий хор с этой задачей справился безупречно!
—Я говорю, что нам повезло. Люди говорят, что это закономерность, как результат работы, которуюмы вели многие годы. Но я всё равно повторяю, что нам повезло, потому что не хочу, чтобы это переросло в какую то самоуверенность. На Венском конкурсе мы участвовали в трёх категориях — «Смешанный хор», «Женский хор» и «Духовная музыка». В двух первых были обязательные произведения. Это труднее, потому что обязательная программа—своеобразная планка, по которой равняются все хоры. Соответствие высокому уровнюимеет здесь первостепенное значение. И вот, мы получили золотые дипломы во всех трёх категориях, а ещё — Гран при, высший приз конкурса, который с гордостью привезли в Брянск.
— У вас столько неоспоримых достижений — в прошлом. Не меньше и планов на будущее. Но есть ли у Марио какая то сокровенная мечта, желание, которое он прошептал в новогоднюю ночь под бой курантов?..
—Быть счастливым! Вы знаете,
Я очень требователен, особенно по отношению к самому себе. И, хотя не даю себе спокойной жизни, при этом страстно желаю умиротворения. Правда, я ни в коем случае не хочу быть равнодушным. И если равнодушие — такова моя расплата за душевный покой, то мне такой покой не нужен. И, наверное, в этом смысле моё желание «быть счастливым» никогда не сбудется. А если я и стану счастливым, то это будет означать, что ко мне пришла мудрость. Мудрость, которая примирит меня со всеми трудностями, потому что я перестану воспринимать их таковыми.
А. БЕМОЛЬ Фото из личного архива Марио БУСТИЛЛО.
4061
Добавить комментарий