Антонина Курасова. Знакомая незнакомка. Штрихи к портрету
Наверное, нет сложнее задачи, чем писать о человеке очень известном, имя которого всегда на слуху. Директор Брянского лицея №1 Антонина Семёновна Курасова именно такой человек. Кажется, о ней всё известно: где родилась, училась, награды, звания. И тем не менее, давайте попробуем.
Осень 2006 года. Переполненный Колонный зал Дома Союзов. Финал Всероссийского конкурса «Лучшая школа России». От напряжённого ожидания перехватывает дыхание. Ждём. Победим или не победим? Оценят ли труд, многолетнююнапряжённуюработу огромного коллектива учителей, родителей, учеников? Заметили, что мы не такие как все, знают ли они там, в жюри, что нам отступать некуда, за нами Брянск, где ждёт тысяча родных лицейских душ, у которых нет и тени сомнения, в том, что они, победители всех возможных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, международных турниров могут не победить. Министр образования России А.Фурсенко объявляет 10 из 32 лучших, прошедших жёсткий отбор в заочном и очном турах конкурса. И вот: Брянск, первый городской лицей имени А.С. Пушкина. Говорят, счастье – это когда тебя понимают. Нас поняли. Знаю, как сдержана в эмоциях Антонина Семёновна, но в эту минуту она была другая. Облегчение, неподдельная радость и даже чуть застенчивая улыбка—вся гамма чувств в одномгновение промелькнула на её лице. Ещё одна победа, ещё одна вершина преодолена.
Серебряный колокольчик — символ неуспокоенности, вечного сигнала к движению, поиску — в руках лидера образования Брянской области, заслуженного учителя России, кавалера ордена Почёта Курасовой Антонины Семёновны. Нас приветствует весь зал, наши коллеги— соперники, а это дорогого стоит. Признание конкурентов — победа вдвойне.
О том, как трудно побеждать, Антонина Семеновна знает всё. Знает она и том, как нелегко удержать победу. На вопрос столичных журналистов о секрете успешности вверенного ей учебного заведения, она ответила просто и лаконично: надо много и каждодневно работать. И очень любить дело, которому отдана жизнь.
И «железные леди» плачут
Конец 80-х начало 90-х годов — золотая пора для российского образования. Дух свободы и инноваций опьяняет. Новые идеи, современные методики, проекты… На страницах газет оживлённые дискуссии о необходимости изменения образовательной политики, смены всей образовательной парадигмы. Страна ждала перемен. Прагматик по складу ума Антонина Семёновна понимала, что наступает время, требующее особой осторожности и взвешенных решений, когда есть опасность вместе с водой выплеснуть ребёнка. «Да, — убеждает она чиновников от образования и партийных руководителей, — образованию нужны новые формы существования, но в рамках нашей культуры, наших цивилизационных принципов. И эталон есть — Царскосельский лицей, воспитавший для государства Российского министров, дипломатов, сенаторов, членов Государственного совета, деятелей науки, культуры и… Александра Сергеевича Пушкина».
Учреждение такого типа и по глубине идеи, и по форме организации учебного процесса, и по духу, а самое главное—по качеству образования необходимо Брянску. Идея обретает конкретные формы: появляется проект здания лицея, где предусмотрены даже квартиры для учителей. Реализация проекта на контроле Председателя Совета Министров РСФСР И.С. Силаева.
1991 год, исчезла страна. Стало не до образования. Нужно знать настойчивость и упорство Антонины Семёновны, её умение убеждать, но даже у «железной леди» брянского образования были минуты отчаяния. Приходила домой, садилась и плакала от обиды, от ощущения ненужности. Поди-ка объясни государственным мужам, что образование — это суть будущего развития страны, что непозволительно упускать время: дети растут, и не должно у нас быть потерянного поколения.
Она добилась своего. Пусть не роскошного здания — лицея XXI века, а всего лишь старого здания девятой школы. Но пришли первые лицеисты, создалась необыкновенная атмосфера увлечённости, единства и сотворчества. Это было время формирования традиций, ценностей, время поиска своего почерка, обретения себя, реализации своей мечты.
Думаю, создание и сегодняшняя жизнь лицея, реальное воплощение призыва Президента России к нам сегодняшним: нужно ставить амбициозные задачи и с максимальной эффективностью их выполнять.
Любимые мужчины
Сильную, умнуюженщину окружают мужчины, равные ей по интеллекту, по взглядам на жизнь. Муж — Александр Егорович, сын — Андрей Александрович, внук — Андрей Андреевич. Близкие, родные люди, любовь к которым даёт силы жить, работать. Её опора, её гордость, её надежда.
Внук — ученик третьего класса московской школы. Успешен в учёбе, увлечён, как все мальчишки, спортом и компьютером.
Зоркий бабушкин взгляд следит (через Интернет) за всеми образовательными программами и экспериментами москвичей. Андрей любит гостить у бабушки с дедушкой, делится секретами, изредка жалуется на учителей—много задают. Бабушка сочувствует. Даёт советы: побольше читать, хорошая умная книга развивает ум, заставляет душу трудиться.
Особым расположением Антонины Семёновныпользуются мужчины от образования. Ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий дважды был в лицее, искренне восхищался достижениями лицеистов и их наставников, проводил профориентацию. Агитировал Садовничий удачно: 202 юных таланта обучаются в лучшем вузе страны.
Академик РАН, декан химического факультета МГУ Валерий Васильевич Лунин, профессор МГУ Николай Васильевич Зык, руководитель областного образования Иван Алексеевич Геращенков — это те люди, которые знают Курасову как надёжного партнёра и мудрого человека, совет которого неоценим.
Знает об этом и глава города Игорь Алёхин — Антонина Семёновна советник мэра по вопросам образования, член общественного совета при городском совете народных депутатов Брянска. С АнтономЮрьевичем Фёдоровым, первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, у Антонины Семёновны сложились доверительные, неформальные отношения.
В движении
Пожалуй, это одно из главных качеств Антонины Семёновны. Быстрая, всем интересующаяся, всё успевающая, разгадавшая секрет успешности и устойчивого развития своего лицея: разумное сочетание традиций и инноваций. Не имеющая авантюристических наклонностей Курасова привыкла опираться на опыт (а он, как известно, «сын ошибок трудных»), знания, в смысле фундаментальном и в смысле информации (свой рабочий день она начинает с работы в Интернете, просмотра прессы), редко подводившуюеё интуициюи свою лицейскую команду.
Думаю, есть ещё одна причина её успешности: не пресыщенность работой. Антонина Семёновна не утратила умение учиться, удивляться, ощущать аромат жизни.
А ещё, в ней очень много женского: любит цветы — розы. Не только в виде букетов, но и в их естественном состоянии. На даче у Антонины Семёновны великолепный розарий: более ста кустов. Любит на праздники получать подарки. Родные балуют. Сын, зная её вкус, дарит любимые духи— «Шанель№5» (классика и в одежде, и в причёске, и в украшениях — её стиль). Хорошо разбирается в поэзии. Сегодня больше всех трогает душу Александр Блок, которого почти всего знает наизусть. Есть мечта—построить новый современный учебный корпус лицея, с просторными классами, большой библиотекой, актовым залом.
Лучшие люди России живут и работают в Брянске
В этом году выходит в свет солидное издание энциклопедического характера «Лучшие люди России», одна из статей посвящена Брянскому городскому лицею №1 имени А.С.Пушкина и его руководителю Почётному гражданину города Брянска и Брянской области Антонине Семёновне Курасовой.
Люди поCразному входят в историю. Антонина Семёновна Курасова — как созидатель, творец, реализовавший громадный по своей гуманистической миссии образовательный проект.
Мария СВЕТЛОВА.
Фото Алексея ЖУЧКОВА.
4676
Добавить комментарий