Татьяна Суворова: «Неплодоносящее дерево не трясут»
«Она зашла в зал тетра и блеском своих бриллиантов затмила всё вокруг…» Это фраза не из романа Дюма. Так написала одна брянская газета про президента Брянской Торговопромышленной палаты Татьяну Суворову. Она тогда долго хохотала и рассказывала друзьям, как в ларёчке с бижутерией купила серёжки с подвесками из горного хрусталя, — «дизайн понравился». А потом надела их на какойто официоз в Брянский театр драмы. Никто даже представить не мог, что у Суворовой в ушах «копеечное» украшение.
Мы с Татьяной Фёдоровной рассматриваем многочисленные фотографии из её альбомов. Вот она с членами Клуба Деловых женщин на приёме в Кремле, здесь Евгений Примаков о чём#то оживлённо с ней беседует, Суворова открывает выставку в БТПП, она и наши брянские предприниматели на конференции в российской Торгово-промышленной палате, встречи со звёздами эстрады и деятелями культуры… Фотографий за последние годы набралось несколько сотен.
Через какое-то время я замечаю, что наряды Татьяны Фёдоровны часто повторяются, украшений почти нет, меховая накидка всё та же, вот только украшена то брошью, то переплетена по-хитрому с палантином… «А где ваши 33 шубы и «золото-бриллианты», про которые все говорят?» — не удерживаюсь от вопроса. «Ты ещё спроси про мою бурную личную жизнь и про шикарную дачу», — отмахивается Суворова…
На «шикарной даче» в обычном садово#огородном обществе мне удалось побывать. Небольшой двухэтажный домик, обшитый сайдингом и очень уютный внутри ( «хотела построить баню, да денег не хватило, пришлось в дом переделать»), деревянная беседка, теплицы с огурцами и помидорами, кусты картошки, бурно зеленеющий укроп, цветы…
Дача — настоящая отдушина для Суворовой. Здесь она с упоением предаётся огородным хлопотам. Дочь Елена, смеясь, рассказывает, как мама в этом году сеяла огурцы: «Замачивала семена во рту, а пока молитву читала, проглотила…»
У пятнадцатилетней внучки Юли заведена специальная тетрадка, в которую записываются бабушкины хитрости: как, например, правильно готовить к посадке картошку или как смастерить из пластиковых бутылок поливальную систему…
Двенадцать соток кормят не только семью. На официальных приёмах в Торгово-промышленной палате на «ура» идут консервированные огурцы и помидоры «по-Суворовски». Как, впрочем, и сало, лично засоленное Татьяной Фёдоровной. Каждый раз, отправляясь в гости к своим друзьям в Москву (хотела было назвать несколько громких имён, да Татьяна Фёдоровна не позволила, — авт.), везёт домашнюю консервацию. И, кажется, гордится своими кулинарными шедеврами не меньше, чем многочисленными дипломами и наградами за профессиональную деятельность. Ну а слухи… К ним у неё отношение философское: «Байки и небылицы сочиняют про тех, кто интересен. Про посредственностей никто говорить не станет. Как в пословице: „Неплодоносящее дерево не трясут!“
Ну а мы продолжаем просматривать фотографии…
Детство и юность
Я родилась в военном 1942 году и выросла в селе Савостьяны Погарского района. У нас была большая дружная и работящая семья. Отец Фёдор Артёмович Колмыков работал заведующим коневодческой фермы, занимался племенным разведением жеребцов. А по ночам для дополнительного заработка пас лошадей. Он хорошо знал все тонкости животноводства и как специалиста его очень ценили.
Мама моя Клавдия Ивановна ткала лучшие холсты в округе на станке, который смастерил для неё отец. Этот ткацкий станок был непростой. Папа его модернизировал и все женщины в округе приходили на него полюбоваться. Мы сами выращивали лён и коноплю, обрабатывали их и ткали. До сих пор у меня сохранилась рубаха, сшитая мамой. Верх льняной, а низ конопляный. Наши поросята были самыми крепкими, корова лучшая во всём стаде, а за гусями из соседнего района приезжали.
Я лет с шести пасла гусиное стадо, которое доходило до ста птиц. Вставала в 5 утра. Пасла и одновременно вязала кружева. До сих пор на пальцах шрамы от крючка.
Сегодня от многих фермеров можно услышать «плач Ярославны». А я когда эти стенания слышу, вспоминаю родительские рассказы. 1933 год. Они вручную обрабатывали два гектара земли. Отец своими руками построил дом, а мама сама делала кирпич для печей. Глина замешивалась ногами до такой степени, чтобы легко отставала от кожи, потом укладывалась в форму и высушивалась. Мама как#то сказала, что за свою жизнь сделала кирпича на шесть русских печей.
Когда маму в семнадцать лет выдали замуж, в приданое дали тёлку, овцу и поросёнка. Через несколько лет они с отцом из этого создали обширное хозяйство. Едва ли не самое большое в округе.
Сколько себя помню, вокруг были добрые и отзывчивые люди. С нами жила незамужняя сестра моего папы. Своих детей у неё не было. Для моих братьев и сестры (нас в семье было весемь детей) она стала второй мамой. Вся деревня называла её «Ксенюшка» и матери доверяли ей своих малышей.
А о том, какие отношения были у нас в семье, говорит такой факт. Отец прошёл всю войну и вернулся домой с пустым вещмешком. Все его сослуживцы с военными трофеями, а папа на недоумённые вопросы отвечал: «Моё золото дома осталось!» Имея ввиду нас, детей.
Когда мне было 12 лет, а маме 44 года, родилась сестра Верочка. Дома на тот момент никого не оказалось и мне пришлось принимать роды. Мама показала, как резать пуповину и завязывать пупок…
Как-то меня спросили: в чём формула моего успеха? Всё просто, отвечаю, я пятая в семье родилась. А пятые — всегда везучие, со счастьем в руках рождаются и слово тайное знают. Мама рассказывала, как меня в младенчестве сглазили. Едва не умерла я тогда… Бабка, к которой меня принесли, сказала: если до рассвета продержится, очень сильной будет, большим человеком станет. Мама надо мной всю ночь глаз не сомкнула. А на рассвете я глаза открыла и за лямку люльки крепко ухватилась. И вот так за жизнь до сих пор и держусь крепко…
После школы я поступила в институт, но учёбу пришлось бросить. Не на что было жить. Родители, отправляя меня в Брянск, дали мешок картошки, кусок сала и десяток яиц. Мой дядя, видя как я бедствую, сказал: «Таня, какой институт, иди в училище на повара, всегда сытая будешь. Ты — умная, потом доучишься…»
И я пошла в одиннадцатое училище. Жила на квартире и подрабатывала в хозяйской семье: убирала, мыла, стирала, бельё штопала… За это меня подкармливали. Работы я никогда не боялась. С тринадцати лет на торфоразработках. Таскала мешки по 70 кг на заготовке зерна… Хотя смотришь на фотографию и не верится, что эта юная девушка способна на такое…
В то время мой брат работал шахтёром в Донецкой области. Он привёз мне отрез шерсти «бостон» и две песцовые шкурки. Богатство несметное! Сшили приталенное пальто по последней моде с меховым воротником и шапку песцовую… Я была самой красивой девушкой Брянска и все обращали внимание на мой наряд.
В начале славных дел
После училища у меня была практика в самых престижных ресторанах Брянска. Практика была самая настоящая с большой буквы. Я даже по заданию шеф-повара научилась гнать самогон. Одним из почитателей моего кулинарного мастерства был первый секретарь Брянского обкома КПСС Крахмалёв. Он очень любил мой украинский борщ и яблоки, запечённые со взбитыми белками.
До сих пор во мне этот инстинкт остался «людей накормить». После практики я работала в Брянском тресте столовых и ресторанов №1. Была заведующей производством.
С рождением дочери Лены связана тоже интересная история. Уже после училища я заочно окончила Орловский филиал Московского института советской торговли по специальности «экономист».
31 января 1969 года, успешно сдав сессию, ехала на автобусе из Орла домой. На девятом месяце беременности. Пузо выше носа! Автобус ломается и съезжает в кювет. Помню, какой-то мужчина посадил меня на свой чемодан и тащил волоком. А я в своей мутоновой шубке с этого чемодана всё на снег соскальзывала… Потом семь километров шла пешком в Карачев. Оттуда в вагоне для перевозки скота доехала до Брянска. На следующий день начались схватки, а 2 февраля родилась Лена.
С 1980 года я работала в бюро товарных экспертиз. В начале девяностых мы трудились без продыху. Много разных интересных моментов случалось. Однажды пришлось забраковать 20 вагонов с вьетнамскими вялеными бананами. Мы обнаружили в них червей. Всю партию отправили назад. Был почти международный скандал! Сколько нам тогда эти вьетнамцы крови попили… С тех пор я бананы не ем. Ни вяленые, ни свежие.
1990 год запомнился командировкой в Китай. Завод «Ирмаш» тогда по бартеру поставлял туда тяжёлую технику, а взамен в Брянск приходили вагоны с китайскими пуховиками и ширпотребом. Звонит мне тогдашний директор Виктор Сергеевич Синенко и просит приехать посмотреть на вещи, которые они получили. Приехала. Смотрю — пуховики очень низкого качества, а трикотаж такого маленького размера, что я не выдержала и спросила: «А вы вообще#то на своём заводе такие попы найдёте?»
Виктор Сергеевич рассказал, что китайцы выставили им претензию: дескать, ирмашевские станки уже несколько месяцев стоят на границе в Благовещенске и их никак не могут переправить в Китай по льду через Амур. А деньги за каждый день простоя приходится платить немалые.
Пришлось перелопатить гору юридической литературы. И в результате мы нашли положение, что подобное тяжёлое оборудование можно транспортировать только, когда лёд станет толщиной более 75 см. А это в Благовещенске обычно бывает не раньше февраля. На дворе же — декабрь…
Та «китайская» поездка была сплошным приключением — отдельную статью можно написать. Скажу только, что все вопросы мы успешно решили, вместо низкокачественного ширпотреба в Брянск пошли вагоны дефицитного тогда сахара, а я получила свои первые валютные командировочные — 810 долларов.
Президент и его «золотой фонд»
До сих пор все, кому я говорю, что здание БТПП было построено сразу после дефолта, не скрывают своего изумления. Я помню, как пришла осматривать площадку, на которой сейчас стоит здание: мусор, стекло, шприцы использованные… Плакать хотелось. Тогдашний глава области Александр Семернёв меня утешал: «Таня, не бойся, к моему день рождению построим». А до его дня рождения — меньше года оставалось. Потом Александра Михайловича не избрали на второй срок, но здание мы всё равно построили. И очень быстро — всего за два года было сдано «под ключ» 1500 м² и 15 гаражей. Уже 3 августа 1999 года мы отметили новоселье.
Брянская Торгово-промышленная палата открылась в числе последних. В других регионах уже вовсю шла работа. Закон о создании в России системы торгово-промышленных палат вышел в 1993 году. Но мне понадобилось долгих два года, чтобы убедить власти в том, что Брянску нужна своя Торгово-промышленная палата. Я до сих пор храню Указ о создании нашей Палаты, на котором стоит 27 (!) подписей брянских чиновников. Ну а заработать на строительство нам помогло резкое поступление некачественной продукции в область и, как следствие, множество заказов на экспертизу и оценку, а также переход на рыночные условия.
В этом году Брянская Торгово-промышленная палата отметит 14 лет своей деятельности. У нас своё здание. Вот-вот сдадим 400 м² четвёртого этажа. В планах — строительство своей гостиницы. С гордостью могу сказать, что на сегодняшний день у БТПП лучшая материально-техническая база в ТПП РФ.
Что же касается власти… За эти годы сменилось несколько глав области и города, но мы со всеми находили общий язык: подписываются необходимые документы и мы вместе стараемся работать на благо нашего предпринимательства.
В 1995 году мы организовали единственные на всю Россию курсы специалистов-оценщиков. Оказалось, что эта специальность настолько востребована, что к нам со всей страны стали приезжать на учёбу. Впоследствии выпускники курсов открыли более сотни собственных предприятий. По сей день оценки и выводы экспертов нашей Палаты принимаются арбитражными судами, как самое веское доказательство. Мы защищаем интересы своих клиентов на самом высоком профессиональном уровне.
Приведу один интересный пример. Для нефтепроводов пришло оборудование стоимостью в сотни тысяч долларов. При проверке обнаружили брак. Изготовитель — фирма, известная во всём мире, отклонила претензии заказчика, и дело передали в суд. Наши эксперты убедительно доказали, что поломка произошла в результате незначительного нарушения инструкции при транспортировке. Оборудование по вине иностранной фирмы было закреплено не под тем углом, которое предусматривалось в правилах перевозки. Голландский суд признал выводы экспертов Брянской торгово#промышленной палаты убедительными. Фирма возместила убытки и принесла свои извинения.
Работа на благо предпринимательства
Сейчас БТПП оказывает предприятиям и организациям Брянской области более ста видов высококвалифицированных услуг. Мы помогаем создать товары на уровне мировых требований и выйти с ними на внешний рынок. Только наши специалисты подтвердят форс#мажорные обстоятельства, проведут аккредитацию иностранных фирм, выдадут сертификаты для импортируемых товаров, проведут экологический аудит, установят происхождение товара и его подлинность… Создан обширный банк данных о зарубежных производителях и партнёрах и мы готовы поделиться этой информацией со всеми, кто в ней нуждается.
Я не устаю повторять: наши двери всегда открыты, мы работаем ради вас и вашего бизнеса!
Брянская Торгово-промышленная палата является одним из учредителей Некоммерческого партнёрства «Социальное партнёрство развития Брянской области», которым руководит представитель Брянской областной Думы в Совете Федерации Эдуард Василишин. Партнёрство за три года своей работы завоевало авторитет не только в Брянской области, но и за её пределами. Среди приоритетных направлений работы — благотворительная деятельность и поддержка проектов, направленных на развитие образования, культуры и социальной сферы. Эдуард Николаевич Василишин — заинтересованный партнёр креативных проектов Брянской Торгово-промышленной палаты.
За четырнадцать лет работы Брянская Торгово-промышленная палата подружилась со многими организациями.
Среди наших партнёров — Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация женщин России, Международная организация труда, Межреспубликанский институт, Конфедерация деловых женщин России, Фонд развития национальной культуры.
Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с выдающимися личностями, многие из которых стали моими друзьями.
Орден дружбы
11 июня, Хрустальный зал Брянской областной администрации. Только что закончилась церемония награждения Орденом Дружбы. В Указе, подписанном Владимиром Путиным, говорится: «за заслуги перед Отечеством, высокие достижения в профессиональной и общественной деятельности».
Конечно, я горда получить такую значимую оценку. Но считаю, что мой успех — успех всего коллектива Брянской Торгово#промышленной палаты. Это — мой «золотой фонд», моя опора и поддержка во всех начинаниях.
Немного о личном
Я — счастливая мама и бабушка. Моя дочь окончила медицинский институт, она врач#гинеколог. У меня две замечательные внучки Юля и Соня. Стараюсь привить девочками любовь к труду. Юля этим летом месяц работала в ООО «Кондитерская компания „Золушка“, научилась мастерски печь пирожки, пирожные, торты и заработала шесть тысяч рублей.
Юля также подрабатывает в информационном отделе БТПП и старается вникнуть во все функции палаты. Сонечке ещё только годик. Но судя по её упорному характеру, она — вся в бабушку.
Авторское послесловие
Последние несколько месяцев мне пришлось довольно часто общаться с Татьяной Фёдоровной Суворовой по тем или иным вопросам. Наблюдая за её работой, я не перестаю удивляться колоссальной работоспособности, поразительной энергетике, профессиональному чутью и абсолютно непоколебимой вере: «если я решила, я это сделаю!»
Её снова (в третий раз!) выбрали Президентом Брянской Торгово-промышленной палаты. В избирательном списке фамилия Суворовой была единственной. Демократия демократией, но даже почётный гость Отчётно-перевыборной конференции Евгений Максимович Примаков признал во всеуслышание: «На сегодняшний день альтернативы Татьяне Фёдоровне нет!»
Когда Суворова с нуля создавала Брянскую Торгово-промышленную палату, в успех её начинания мало кто верил. Но она смогла, не заняв ни у кого ни копейки, построить солидное здание, оснастить его по последнему слову техники и собрать коллектив единомышленников — работоспособных, творческих людей и, прежде всего, специалистов высокого класса.
Сегодня БТПП — уникальная организация, объединяющая около семисот предприятий и предпринимателей области. Многие из них состоялись и успешно работают благодаря поддержке Палаты и лично Суворовой. Палата не только помогает предпринимателям в различных вопросах, но и занимается большой благотворительной деятельностью. Правда, Татьяна Фёдоровна не слишком об этом любит распространяться.
«Альтернативы нет» — фраза на самом деле грустная. «Самое обидное для меня сознавать, что я до сих пор не смогла найти и подготовить себе преемника», —
Про Татьяну Фёдоровну Суворову можно смело сказать: «она сделала себя сама». «Стоять на месте не для нас», — любит повторять эта неординарная женщина. И может быть, она действительно родилась «со счастьем в руках». Но эти руки с детства умели трудиться.
Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива Татьяны СУВОРОВОЙ.
4613
Комментарии
Добавить комментарий
Тамара 05.07.2022 11:27:11