Пётр Белозор: «Комфортное жильё у нас уже есть. Осталось сделать его доступным»
В канун Дня строителя мы побеседовали с заместителем губернатора Брянской области по вопросам строительства Петром Белозором. Более двадцати лет Пётр Иванович возглавлял ЗАО «Брянскгазстрой», которое участвовало во всех значимых проектах Брянской области — газификации (в том числе Синезёрок перед приездом туда ещё тогда вицепремьера Дмитрия Медведева), ремонте областной библиотеки перед юбилеем Тютчева, восстановлении ДДЮТ имени Гагарина. Указом Президента России в 1998 году Петру Ивановичу Белозору присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».
— Пётр Иванович, как обстоит сегодня вопрос с инвестированием в строительство?
— Сегодня практически каждый российский регион старается укрепить собственную экономику путем привлечения в неё дополнительного капитала. И мы не исключение. Но если говорить откровенно, то инвесторы начали активно интересоваться нашей областью только в последнее время. Думаю, это заслуга нынешнего руководства области, которое ведёт целенаправленную работу по формированию привлекательного инвестиционного климата.
Часто приход инвесторов из других регионов встречается, что называется, «в штыки». Это понятно: нашим застройщикам не хочется пускать конкурентов извне. Я считаю, когда своих силёнок маловато, надо жертвовать личными амбициями в пользу развития всего региона.
И при этом не зыбывать, что инвесторы стремятся не только сделать что#то для области, но и самим заработать. При беседе с каждым из них мы очень жёстко оговариваем экономическую сторону сотрудничества. Интересы области для нас на первом месте. Это очень тонкая грань взаимоотношений.
Любой инвестор считает свои деньги и каждое предложение тщательно им обдумывается. Если мы со своей стороны поставим слишком жёсткие условия, к нам больше не придут.
Один из крупных строительных инвесторов, с которым мы нашли взаимопонимание, — Московское СУ №155. В планах — строительство более 300 000 кв. м жилья. Эта строительная организация имеет и технический, и финансовый потенциал. Недавно они купили завод железобетонных изделий и намерены внести полтора миллиарда рублей в его развитие.
Зачастую мы предлагаем инвестору, который прежде всего заинтересован в освоении лучших площадок Брянска, взять на себя часть расходов на строительство в районных центрах.
— Сегодня складывается впечатление, что Брянск превращается в одну большую строительную площадку…
— Если вы лет пять назад проезжали по Брянску, то могли насчитать десять#пятнадцать башенных кранов. Сейчас их сотни. Строительство ведётся интенсивными темпами. Недавно я разговаривал с гендиректором ОАО «Специализированное управление механизации» Сергеем Донцовым. Он мне сказал, что если раньше у него из ста башенных кранов было задействовано всего тридцать, то сегодня — все сто. И есть острая необходимость в покупке новых. А за каждый надо минимум 10 миллионов отдать. В прошлом году мы ввели 298 000 кв. м жилья, а в этом году планируем 340 000 кв. м.
— А как у нас обстоит дело с национальным проектом — программой «Комфортное и доступное жильё»?
— Я бы сказал так: комфорта мы уже достигли, а вот доступности пока нет. Цена за кв. метр коммерческого жилья уже достигла 45 000 рублей! На данный момент не существует законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, регламентирующих стоимость жилья на рынке. Формирование цены на жильё определяется объёмами его спроса и предложения. И покуда первое будет превышать второе, снижение ценовой политики не произойдёт.
— И всётаки, принимаются ли какието меры для уменьшения стоимости жилья?
— Безусловно. И, прежде всего, это увеличение предложения жилья путём стимулирования строительства нового. Основными причинами, сдерживающими рост объёмов строительства, являются отсутствие обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков под застройку, износ и малая мощность существующих инженерных сетей. Кроме того, строительные организации области не имеют достаточную техническую базу для резкого увеличения объёмов строительства.
Мы сформулировали ряд предложений по выходу из ситуации.
Первое: более активное привлечение средств на модернизацию инженерной инфраструктуры и строительство новых инженерных сетей.
Второе: ликвидация ветхого и аварийного фонда с целью передачи освободившихся земель под новое строительство.
Третье: выработка мероприятий по поддержке строительных организаций, осуществляющих техническое перевооружение путём частичной компенсации процентных ставок по кредитам на приобретение строительной техники.
Что же касается национального проекта «Доступное и комфортное жильё» в нашей области, то он осуществляется в рамках областной целевой программы «Жилище» и входящих в её состав подпрограмм.
— Расскажите, пожалуйста, о них подробнее…
— Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», участниками которой являются 692 молодые семьи области. В 2006—2007 годах на реализацию подпрограммы из консолидированного бюджета области направлено 33,47 млн. рублей, из федерального — 6 млн. руб.
Субсидией на приобретение жилья в 2006 году воспользовалось 55, в 2007 году — 89 молодых семей. В этом году на реализацию подпрограммы из федерального бюджета выделено 17,7 млн. руб., из областного и местных бюджетов — 27,4 млн. руб., субсидиями на приобретение жилья будут обеспечены 63 молодых семьи.
В рамках подпрограммы «Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования» за 2006—2007 годы выдано 561 ипотечный кредит (займа) на сумму 262,1 млн. рублей. Предоставлено субсидий из областного бюджета участникам подпрограммы на сумму 158,1 млн. руб.
В текущем году ипотечные кредиты выдавались под 10,75—16,0% годовых, средний срок кредитования составляет 16 лет.
За 2007 год для развития ипотечного жилищного кредитования дополнительно привлечено средств в сумме 925,4 млн. рублей, в том числе:
— кредиты банков Региональному оператору под гарантию областного бюджета — 645,7 млн. рублей;
— собственные средства участников программы — дольщиков в домах Регионального оператора — 174,4 млн. рублей;
— субсидии из областного бюджета —108,1 млн. руб.;
— субсидии из местных бюджетов — 2,8 млн. рублей.
В 2008 году планируется выдать 375 ипотечных кредитов (займов) на сумму 150 млн. рублей и субсидий из областного бюджета на сумму 112,2 млн. руб.
В рамках мероприятий подпрограммы «Обустройство земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы проводятся работы по освоению территории микрорайона «Мичуринский» Брянского района. Будет построено 400 тысяч кв. метров жилья, что позволит улучшить жилищные условия более 6 тыс. семей.
Финансирование мероприятий этого инвестиционного проекта осуществляется за счёт средств участников программы и кредитных организаций под государственную гарантию Брянской области. Уплата процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство, осуществлялось в 2007 году за счёт частичного субсидирования из федерального и областного бюджета в сумме 2,6 млн. руб. В 2008 году субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по уплате процентов по банковским кредитам составят 41,7 млн. руб.
В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2007 году на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры из областного бюджета выделено 43,8 млн. рублей, на переселение граждан из ветхого и аварийного фонда — 22,56 млн. рублей.
Из федерального бюджета Брянская область получила 74.23 млн. рублей на финансирование строительства и реконструкцию строек и объектов адресной инвестиционной программы и 23,623 млн. рублей — на переселение граждан из ветхого и аварийного фонда.
— А как обстоит дело с жильём для ветеранов, вынужденных переселенцев, военнослужащих, уволенных в запас? Есть ли программа для этих категорий граждан?
— Конечно, есть. Эта подпрограмма называется «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище»
В 2006—2007 годах Брянской области выделено из федерального бюджета в рамках данной подпрограммы 396,5 млн. рублей, всего выдано 463 жилищных сертификата, в том числе по категориям граждан:
— военнослужащие, уволенные в запас (234 сертификата на сумму 209,8 млн. рублей);
— участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф (200 сертификатов на сумму 164,7 млн. рублей);
— граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами (25 сертификатов на сумму 20,5 млн. рублей);
— граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера (4 сертификата на сумму 1,5 млн. рублей).
В 2008 году субсидии федерального бюджета составили 188,2 млн. руб., планируется обеспечить жилищными сертификатами 154 семьи.
В 2006—2007 гг. на реализацию переданных полномочий Российской Федерацией по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, Брянской области выделено 37,2 млн. рублей, улучшили жилищные условия 132 человека.
В 2008 году область получит 26,7 млн. руб., планируется обеспечить субсидиями на улучшение жилищных условий около 80 человек из числа ветеранов и инвалидов.
—Что вы думаете об ипотечном строительстве?
— В последнее время люди стали побаиваться ипотеки. Многие организации, которые строят коммерческое жильё, пускают слухи, что ипотечное жильё сейчас обходится дороже. Это не так. Ипотечное строительство продаётся, во всяком случае, должно продаваться по себестоимости. Хотя, должен заметить, здесь не всё гладко, и цена у разных застройщиков очень сильно разнится.
В Брянске сейчас предлагается ипотечное строительство и за 27 000 рублей за кв. м и, к нашему стыду, почти за 40 000 рублей. Но мы озабочены такой ценой и сегодня тщательно проверяем нашу ипотечную корпорацию в этом направлении.
На сегодня ипотечное строительство является реальным выходом приобретения жилья для представителей среднего класса. Единственной альтернативой является долевое строительство.
— Не так давно по всем телеканалам прокатилась волна телепередач, посвящённых обманутым вкладчикам в долевое строительство. У нас как обстоит с этим вопросом?
— Вы, наверное, знаете, что в связи с участившимися случаями обмана граждан, вложивших свои личные сбережения в строительство жилых домов, был принят Федеральный закон от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», который регламентировал деятельность участников долевого строительства.
Федеральным законом от 18.07.2006 г. №111-ФЗ» О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации» были внесены изменения в 214#й закон. Эти изменения возложили контроль над соблюдением 214-го закона на субъекты Российской Федерации.
— То есть переложили ответственность «на места»?
— И это правильный шаг. Разбираться с подобными безобразиями следует сразу же. Администрацией области в прошлом году создан отдел по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В 2007году этим отделом совместно с прокуратурой проводилась проверка застройщиков на предмет соблюдения требований 214#го закона. В отношении ряда застройщиков были возбуждены административные дела, в ходе
их рассмотрения вынесены постановления об административном правонарушении в области долевого строительства. Были наказаны несколько организаций. Вместе с тем, надо отметить, что после введения 214-го закона ситуация с обманом дольщиков изменилась. Все обманутые дольщики — это люди, заключившие договора до марта 2005 года. В период, когда застройщик начинал привлекать средства граждан и заключал договора, не имея разрешения на строительство, а иногда и оформленного договора аренды земельного участка.
После вступления в силу закона и создания в области контролирующего органа ситуация улучшалась. В настоящее время каждый застройщик привлекает средства дольщиков только после получения разрешения на строительство и опубликования проектной декларации, в которой указываются характеристики объекта строительства, а также самого застройщика. Каждый договор регистрируется в управлении федеральной регистрационной службы, в договорах указываются сроки строительства, что даёт право дольщику на получение компенсаций, если застройщик не сдаёт вовремя объект.
За время работы отдела 12 организаций привлечены к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 672,5 тыс. руб. в т.ч. на директоров — 87,5 тыс. руб., вынесено 16 предупреждений.
Проводится сбор и анализ финансовой отчётности застройщиков, возбуждают дела об административных правонарушениях, проводят консультации граждан, выступают в судах, защищая их интересы. Было выиграно дело по ТСЖ «Уралочка». В производствах дело по защите дольщиков ООО «БАИСС», строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, пр#т Московский, 10. Серьёзно занимаемся домом по ул. Евдокимова, 10.
Рабочая группа, которую я возглавляю, проводит регулярные заседания, на которых выносятся наиболее актуальные проблемы. В состав данной группы вошли представители депутатского корпуса, областной прокуратуры, УВД, начальники управлений, руководители администрации г. Брянска.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет вступить в долевое строительство?
— Тщательнее выбирать организацию партнёра — застройщика. В Брянске и области есть строительные организации, которые хорошо себя зарекомендовали.
— Может быть, некоторые назовёте?
— ОАО «Строитель» (гендиректор Николай Анохов), ООО «Ландшафт» (директор Юрий Столяров), ЗАО «Созидатель» (гендиректор Валерий Городецкий), ОАО «Брянскагропромстрой» (гендиректор Сергей Савушкин), ООО «Творец» (гендиректор Виктор Артамонов), ОАО «Комплект#М» (гендиректор Валентин Капустин), ОАО «ЛИК» (гендиректор Владимир Лобанов), ОАО СФК «Комфорт» (гендиректор Владимир Драников).
Беседовала Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и Анны ИВАНИНОЙ.
2857
Добавить комментарий