Игорь Крутик: «Сегодня бизнес и политика неразделимы»
— Игорь Натанович, вы родились в интеллигентной семье: мама — учитель, отец — музыкант. А вы после восьмого класса уехали из Унечи учиться в Клинцовский текстильный техникум. Не очень-то творческий выбор…
— Ну, музыкальную школу по классу баяна я всё-таки закончил. Гены своё взяли. Мой отец служил в военном духовом оркестре и мог играть практически на всех инструментах. А из школы я в техникум ушёл не потому, что учился плохо. С этим, наоборот, всё было в порядке. Просто к тому времени мы с мамой жили одни, и её зарплаты нам еле-еле хватало. Я решил, что уже достаточно взрослый, и надо начинать самому зарабатывать. А Клинцовский текстильный техникум в те времена был достаточно престижным учебным заведением, с хорошим уровнем общего образования. В результате я получил диплом помощника мастера текстильной бригады по обслуживанию ткацких станков. И после армии легко поступил на заочное отделение Ленинградской академии им. Кирова на факультет технологии лёгкой промышленности. Учился и работал на Унечской галантерейной фабрике. А поскольку всегда любил заниматься общественной деятельностью, то меня выбрали комсоргом предприятия. В то время из молодёжных развлечений у нас была только местная дискотека. Хотелось чего-то большего, и с подачи комитета комсомола мы с друзьями создали предприятие по организации молодёжного досуга с говорящим названием «Альтернатива». Потом я решил, что созрел для собственного производства и организовал свой пошивочный цех. Стал тем, кого в те времена называли «цеховик“.
— Вы уже к тому времени заработали на свой цех?
— Нет. На цех не заработал. Зато заработал доверие руководства галантерейной фабрики, которое отдало мне в аренду пять швейных машин и выступило поручителем, когда я взял кредит на 10 тысяч рублей.
— Это была тогда большая сумма?
— Очень! Можно было купить десять автомобилей. В то время как многие мои знакомые мотались в Москву за товаром, я собрал рабочий коллектив и мы стали шить брюки, куртки-“аляски»… Наша продукция быстро завоевала популярность и проблем со сбытом не возникало. Вещи с этикеткой ООО «Весна» и по сей день можно найти в шкафах иных брянцев…
— А «челночный» бизнес вас, значит, не привлекал?
— Им занимались все вокруг, а мне хотелось что-то более творческого. Да и полученное образование требовало своего применения.
— А со всеми прелестями теневой экономики вроде рэкета вам сталкиваться приходилось?
— А как же. Как всем. И мы были не исключением. Но, слава Богу, обошлось без кровопролитий и уголовщины.
— А как ваша мама отнеслась к тому, что вы ушли с фабрики и стали заниматься бизнесом?
— Переживала очень. Для неё работа на фабрике была залогом моей стабильности и относительного благополучия. Я каждый месяц приносил зарплату, стоял в очереди на квартиру и при своей активности мог рассчитывать на неплохой карьерный рост. А тут шаг в неизвестность: сегодня ты при деньгах, а завтра — банкрот. В лучшем случае… Наши родители — люди старой советской закалки и у них всё, что называется «по полочкам». Это вот мы живём на свой страх и риск…
В «НЕФТИКЕ» РАБОТАТЬ ПРЕСТИЖНО
— Как получилось, что ваш бизнес совершил столь крутой поворот, и вы занялись автозаправками?
— Унечский район очень удачно расположен географически. И не только своей близостью к Украине и Белоруссии. На территории района находится продуктопровод и нефтепровод «Дружба». Практически всё население города так или иначе связано с этими основными предприятиями. Возле Унечи была недостроенная райповская автозаправка. Мы её выкупили, достроили и стали работать в этом направлении. Очень вовремя всё получилось, поскольку грянула деноминация, и швейное производство, которое, как известно, является сезонным, пришлось закрыть. А топливо — это быстрый круглогодичный оборот денег. Потом мы построили ещё одну автозаправку, а потом ещё одну… На сегодняшний день их уже двенадцать во всех районах области. Это современные автозаправки с комплексами сервисного обслуживания водителей и пассажиров.
— Но и в рамках топливного бизнеса вам стало тесно. Почему решили заняться ещё и строительством?
— В Унече был завод ЖБИ, который медленно, но верно «умирал». Ко мне за финансовой помощью обратился директор завода. Финансовая помощь переросла в то, что мы занялись реконструкцией и переоборудованием предприятия. Завод ожил, заработал и постепенно стал приносить прибыль. На сегодняшний день у компании «Нефтика» два завода железобетонных изделий и два завода по изготовлению товарного бетона в Брянске. Один в посёлке Мичуринский мы построили специально под развитие Федеральной ипотечной программы «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Я являюсь членом правления ипотеки. Это ведь логично: появились свои стройматериалы, захотелось заняться непосредственно строительством…— Игорь Натанович, вы больше десяти лет живёте в Брянске. А со своими одноклассниками по унечской школе и сокурсниками по клинцовскому техникуму отношения поддерживаете?
— А как же! Скажу больше: несколько моих одноклассников работают у меня в компании с первых дней её основания. Многие добились каких-то высот и их имена известны. Вот, например, председатель брянского арбитражного суда Виктор Чуйко — мой однокурсник по техникуму.
— А сколько всего человек в вашем трудовом коллективе?
— Чуть более пятисот.
— И что, вы каждого из них знаете лично?
— Практически каждого.
— Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. Каково это, быть в ответе за стольких человек?— Очень не просто, на самом деле. В основном, те люди, которые не работают на руководящих постах, редко задумываются о том, к чему может привести их недобросовестное отношение к работе. Часто человек напортачит, лишится премии, обидится на злого директора и уволится. А мы потом ещё долго разгребаем плоды его деятельности в компании…
— Вот так и теряешь с годами веру в людей?
— Ну, зачем сразу «теряешь». Хороших, профессиональных и ответственных сотрудников намного больше. Могу похвастаться, что у нас нет текучки, многие в компании более десять лет. Мы постоянно проводим какие-то соревнования, награждаем людей не только деньгами, но и грамотами, подарками… Вместе выезжаем на отдых, отмечаем дни рождения и праздники, стараемся проводить корпоративы… И вообще, в «Нефтике» считается престижно работать. Это уже бренд, хорошо известный и за пределами Брянской области. Горжусь тем, что мы заботимся о
своих сотрудниках: построили для них жилой дом, достраиваем базу отдыха, скоро переедем в своё новое офисное здание.
— А что вы, как руководитель, не простите своему подчинённому?
— Воровство. Хотя я всегда говорю, что рабочий процесс должен быть так организован, чтобы воровать не было возможности. Человек — слабое существо и подвержен соблазнам…
— Игорь Натанович, большой бизнес — большие враги?
— До сорока лет я считал, что врагов у меня нет. Была такая иллюзия… Хотя по большому счёту есть не враги, а нечистоплотные конкуренты. Да и они не так страшны, как хотят казаться.
«ЕСТЬ ДЕНЬГИ, ЗАЙМИСЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ»
— Игорь Натанович, что вас, успешного бизнесмена, подтолкнуло к мысли баллотироваться в депутаты Брянской областной Думы?
— Бизнес и подтолкнул. Сегодня он и политика неразрывно связаны. Оттого, что мы делаем сегодня в политике, напрямую зависит развитие бизнеса в России. А толчком к принятию решения стали мои старшие товарищи, которые уже занимались политикой. Я уже работал в Брянске и шёл по спискам «Единой России» по родному Унечскому округу.
— В «Единую Россию» вы вступили четыре года назад. Тогда она ещё не была «модной» партией власти…
— Наоборот. На тот момент в Брянской областной Думе все ключевые позиции занимали коммунисты, а нас было всего четырнадцать человек.
— Я знаю, что вы постоянно занимаетесь благотворительностью. У вас для этого есть отдельная статья расходов?
— Я считаю, что в наше время быть бизнесменом, политиком и не заниматься благотворительностью даже как-то непорядочно. Я зарабатываю деньги, которыми могу и хочу поделиться с теми, кто в них нуждается. На протяжении многих лет компания «Нефтика» помогает школам, детским домам. И не только в своём Унечском округе. Нельзя же отказать в помощи только потому, что нуждающийся живёт на «чужой» депутатской территории…
— В разработке каких законов вы принимали участие за четыре года своей работы в Думе?
— Я работал в четырёх комитетах областной думы: в комитете по вопросам бюджетной и налоговой политики; комитете по аграрным вопросам; комитете по законодательству, вопросам правопорядка и государственной службы и в комитете по проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования. Думаю, что не могу что-то особенно выделить. Считаю, что все законы, которые мы приняли за эти четыре года, были во благо жителей Брянщины. Принимая участие в обсуждениях и утверждениях законопроектов Брянской области, мы, депутаты, оказываем существенное влияние на экономику, промышленность, сельское хозяйство, образование, культуру и многие другие сферы в Брянской области. И мне приятно, что сегодня все эти направления заметно набирают темпы развития.
«СЕМЬЯ — ЭТО ГЛАВНОЕ!»
— Игорь Натанович, приятно, что вы не из тех мужчин, которые считают, что удел жены — дети и дом. Ваша супруга Елена — полноправный партнёр по бизнесу?
— Да, Лена оказывает мне полную поддержку во всех моих делах.
— А говорят, что муж и жена не должны вместе работать, чтобы иметь возможность отдохнуть друг от друга.
— Не знаю, как другие, а мы друг от друга не устаём. И вместе двадцать четыре часа в сутки. Я вообще считаю, что семья — это главное в жизни.
— Ваш старший сын — студент МГУ, изучает туристический бизнес, дочь учится в МПСИ. Вы их как-то привлекаете в семейный бизнес?
— Пока нет. Пусть сами определят, чем хотят заниматься в жизни. Решат, что им интересно то, чем отец занят, я буду только рад.
— Игорь Натанович, с такой работой читать что-то успеваете?
— Если только перед сном. Предпочитаю фэнтези. Мозги не загружает и помогает расслабиться. В юности романами Дюма увлекался и сейчас под настроение могу что-то из него перечитать.— А как насчёт мужских увлечений: охота, рыбалка…
— Это всё здорово, конечно. У меня есть удостоверение охотника. Но за восемнадцать лет своего охотничьего стажа я был на охоте… два раза. Так что мой дом не увешан шкурами убитых медведей…
— Так как же вы отдыхаете?
— Обязательно планирую свою работу так, чтобы хотя бы раз в год выбираться всей семьёй с пятью детьми на отдых. В последние годы к нам присоединился пятилетний Данила. Наша дружная компания побывала во многих странах. Нам интересно путешествовать, узнавать что-то новое… А потом рассматривать сотни фотографий и делиться воспоминаниями и впечатлениями.
— Говорят, что настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом и воспитать сына. У вас, по-моему, план перевыполнен…
— Ну что касается деревьев, то в этом Елена мастер. У неё лёгкие руки — всё посаженное растёт, цветёт и плодоносит. Дома я строил, строю и дальше строить буду. А сыновей у меня четверо. Пока…
Беседовала Наталья ВЛАДИМИРОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из семейного архива Игоря КРУТИКА.
4162
Добавить комментарий