Чёрный юмор с многоточием…

Премьера спектакля «Он, она, окно и…» по пьесе Рэя Куни открыла сезон в театре юного зрителя. По-настоящему смешная комедия положений, рассчитанная явно на кассу, имеет успех у взрослой публики. Однако возникает вопрос, насколько вписывается она в репертуар детского и юношеского театра.

ТЮЗ выбрал беспроигрышную для кассового спектакля драматургию. Пьеса Рэя Куни «Тринадцатый номер» признана в 1991 году лучшей английской комедией и удостоена премии Лоуренса Оливье, стала шлягером. С успехом идёт в европейских, американских и российских театрах под названиями «Люкс №13», просто «Люкс»,» Он, она, окно и покойник». Во МХАТе им. Чехова Владимир Машков изобретательно поставил её под кратким названием «13» с Евгением Мироновым в главной роли.

В Брянском театре юного зрителя «покойника» заменили многоточием, видимо, чтобы не отпугивать публику. Хотя мертвец ненастоящий и по ходу пьесы оживает на радость зрителям. Они валом валят в ТЮЗ. Тем более, что особенно пойти некуда: театр драмы до зимы на ремонте. И даже на самых успешных театральных «капустниках» не бывает такого аншлага и столько хохота. Смех полезен для здоровья, но не всякий смех — успех. Народ у нас веселится и на «Аншлагах» с «Кривыми зеркалами», и на «Комеди Клабах».

Заманчиво посмеяться над изобретательным враньём и несостоявшимся адьюльтером помощника самого премьерминистра. Особенно если это не наша, а их, английская политическая элита. Впрочем политико-сатирический акцент в брянском варианте практически не заметен. Его сильно забивает другой, более ходовой нынче верняк. Упор сделан не на политику, а на эротику. Тут она движет сюжет и причина всех метаморфоз. По теории карнавализации «низ» правит бал.

В основе сюжета — анекдот. Герой комедии — Ричард Уилли. Тюзовский премьер Михаил Лаврушин играет его с присущим обаянием, но без особого английского лоска. Верный помощник премьер-министра и столь же верный супруг начинает было изменять по всем фронтам. Вместо дебатов в парламенте, где он должен разгромить лидера оппозиции, оказывается в гостиничном номере с секретаршей этого самого лидера.

Свиданию мешает детективная история с трупом, оказавшимся в номере и в конце-концов обернувшимся вполне живым частным детективом (в этой роли интригует публику Александр Курилкин). Страсти нагнетают явившийся в номер ревнивый муж секретарши Ронни (в исполнении артистов Александра Исаева и Вячеслава Шевченко) и суперактивная супруга Уилли, в роли которой блистает Светлана Малькина.

Распутать этот клубок и взять удар на себя должен Джорж Пигден, секретарь Ричарда. Он же мастер фарса народный артист Владимир Аверин. Однако старатель- ный и исполнительный Пигден окончательно запутывает ситуацию. Этот скромник, спасая начальника, становится изворотливым лгуном и чуть ли не сексуальным маньяком. Благо, практически все дамы, независимо от возраста и положения, готовы на всё. Суматоха завершилась бы хэпи-эндом, если бы снова не злополучное окно…

В таком сюжетном завихрении уровень успеха комедии положений зависит от чувства меры и стиля. Жанровое решение в духе кабаре не должно снижать планку. Здесь многое определяется не только профессионализмом и темпераментом, но и вкусом. И если с первыми двумя у многих всё в порядке, то последнего порой недостаёт в тюзовском спектакле. Некоторые сцены решены в духе балагана на потребу публики.

ТЮЗ приглашает режиссёров со стороны за неимением своего. На сей раз — Юрия Пахомова из Томска, который уже ставил эту комедию в своём театре и в тюменском. Его режиссёрский дебют на брянской сцене, в основном, опирался на профессионализм актёров, занятых в спектакле.

Талантливый артист Михаил Лаврушин скорее трогателен и как всегда симпатичен, но не очень убедителен в роли британского политика. Недостаёт остроты в его сценическом образе. Народный артист РФ Владимир Аверин, напротив, владеет искусством шаржа, он ярок и изобретателен. Однако парадоксальное превращение его героя из недотёпы в мачо выглядит хоть и занятно, но слишком заданно и неорганично. В этой роли маленького человека хотелось бы уловить те полутона, которыми так умеют тронуть душу мастера уровня Чарли Чаплина.

Появление на сцене Светланы Малькиной придаёт европейский шарм происходящему, но не раскрывает причины готовности героини к амурным подвигам. Английский колорит создаёт лаконичный в роли управляющего заслуженный артист РФ Владимир Мусатов, который не без иронии вслед за автором обыгрывает ситуации типа «чего изволите?» Также, как и в сценах «кушать подано», узнаваем и комичен Алексей Чубуков в роли вымогателя-официанта.

Довольно ходульно и схематично решено большинство женских ролей, особенно медсестры Глэдис и горничной.

В целом же премьерный спектакль ещё раз убеждает, что шуточки ниже пояса и чёрный юмор требуют особого такта, даже в жанре фарса, иначе не избежать пошлости.

И потому возникает резонный вопрос: причём тут вообще театр для детей и юношества? При дефиците спектаклей для детей и подростков эта ещё одна премьера, рассчитанная на взрослую, не очень требовательную публику, явно не решает репертуарную задачу ТЮЗа.

Татьяна РИВКИНД.
Фото Ксении БАРЗАКОВСКОЙ.

2639

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*