Женщина, которая переженила полгорода
Как ни странно, но профессия Александры Рапенок называется весьма прозаически — специалист первой категории отдела ЗАГС Советского района города Брянска. А ведь за этим канцелярским названием скрывается уникальный опыт человека, который уже двадцать девять лет ведёт торжественные церемонии бракосочетания в главном ЗАГСе нашего города. О сбежавших невестах и золотых свадьбах, о знаменитых женихах и необычных свидетелях, а также о том, как можно за двадцать девять лет весь Брянск переженить, Александра Николаевна рассказала корреспонденту «Брянской ТЕМЫ».
— Александра Николаевна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в эту достаточно редкую профессию?
— Совершенно случайно. Раньше в Брянске было два отделения ЗАГСа — Дворец бракосочетания, где регистрировались браки, и ЗАГС Советского района, в котором детишек регистрировали, разводы проводили, ветеранов чествовали… Случилось так, что однажды я пришла в ЗАГС Советского района за свидетельством о рождении своей матери и встретила там Валентину Фёдоровну Черняк — моего первого руководителя и наставника. Ей очень понравились моя внешность и голос, и она пригласила меня на работу. На раздумьедала три дня. А я на тот момент уже замужем была, и сыночек пятилетний подрастал. Свекровь, конечно, стала отговаривать. «Работа в ЗАГСе — это конфеты и шампанское, — говорила она, — такая работа до хорошего не доведёт!» А у меня ведь характер такой: плохоникому не сделаю, не обижу, не унижу, когда к своей цели иду. Срок, отведённый мне для раздумья, истёк, и я пошла устраиваться на работу.
— Что же вам поручили делать?
— Был тогда в Советском ЗАГСе такой огромный сейф с печатями, штампами, бланками свидетельств о рождении. Валентина Фёдоровна посадила меня возле него и сказала: «Саша, вот видишь, это всё твои печати, штампы, свидетельства. Ты за них отвечаешь». Таквот просто и прозаично всё началось. А потом пошло и поехало… Работы, конечно, много было. Всё от руки заполняли. Никаких компьютеров как сейчас не было. Кроме того, и рождений в те времена было значительно больше — по две тысячи в год! Это сейчас тысяча сто, тысяча двести новорождённых, а тогда работы было много…
— Может быть, вы вспомните какие-нибудь имена интересные, которыми детей в то время называли.
— Обычными именами называли. Доздраперм и Виленинов не было. Правда, иногда детей в честь меня называли— Сашеньками. Приходит пара регистрироватьребёнка, а муж и говорит: «Давай дочку нашу назовём так же, как и вот эту девушку, которая её регистрировать будет». Спросили моё имя и назвалиАлександрой. А ещё мне нравится, когда невесту Сашенькой зовут. Я тогда прошу жениха стать между нами и загадать желание.
Шесть лет я занималась регистрацией новорождённых, пока случайно Галина Ивановна Кузнецова, заведующая Дворца бракосочетания, не пригласила меня к себе на работу. Мне, конечно, и раньше случалось вести торжественные регистрации детей. Но свадьба— это совсем другое дело! Раньше свадьбы «пели и плясали» по-настоящему: по полсотни гостей приходили с женихом и невестой. Это же настоящее торжество! Вот так я и пришла в профессию.
В красивой одежде и с чистыми помыслами…
— Александра Николаевна, первую свою церемонию помните?
— Помню! Такое забыть невозможно. Это было в среду, на третий день моей работы во Дворце бракосочетания. Пришли ко мне коллеги и говорят: «Иди, поздравляй!» Я испугалась, стала отнекиваться, дескать, ано мне ещё, я же только устроилась, и, наверное, даже не смогу… А они настойчиво: «Иди, поздравляй!» В общем, без вариантов. В голове— выученный ритуал, в руках— дрожь. Кстати, ритуалы раньше мы полностью сами придумывали. Это сейчас можно в Интернете поискать, в книжках специальных покопаться. А тогда откуда взять слова и рифмы? В те времена никакой литературы не было. Сами сочиняли. И вот я стою с зазубренным ритуалом за длинным столом, жду. Открывается дверь, входят жених с невестой и гости. Целый зал гостей! Я так волновалась на своей первойцеремонии, что провела весь ритуал «на автомате», машинально, бесчувственно, быстро, как в армии. Думаю, ну всё! Провалила свою первую свадьбу. А потом, когда уже закончилась церемония и гости выпили за здоровье молодожёнов, выяснилось, что жених — военный. Лётчик. Вот я ему весь ритуал и отрапортовала!
— А как придумываются сценарии для торжества?
— Ритуал в нашем деле— это самое главное. У меня была маленькая книжечка с поздравлениями. Некоторые цитаты я из неё брала. Что-то сама сочиняла. А ещё у наставницы своей Валентины Фёдоровны училась. В ритуале заложены основные моменты церемонии: и пожелания, и обмен кольцами, и поцелуй… Это всё надо словесно обыграть. Сейчас моё выступление начинается с таких слов: «Высшая ценность на этой земле— любовь. Вы встретили любимого человека и решили создать свой тёплый и добрый мир, название которому — семья».
— А где вы научились так профессионально говорить?
— Наверное, это от природы. А, может быть, со временем дикция вырабатывается. Однажды к нам в ЗАГС приходили артисты, спрашивали у меня, где я училась — ГИТИС, Щукино…
— Какое учебное заведение вы закончили?
— Педучилище. Я спортсменка, гимнастка… Потом строительный техникум. Не люблю говорить о прошлом. Что было, то прошло.
— Александра Николаевна, ваш свадебный ритуал менялся с годами, совершенствуясь. Скажите, а изменяются ли свадьбы с течением времени?
— Одежда особенно изменилась. Конечно, и раньше мы были одеты по моде на собственных свадьбах. Но сейчас наряды действительно королевские! Подвенечные платья теперь не только белые. Бывают нежно-розовые, нежно-зелёные, сиреневые. Иногда даже в красных платьях невесты приходят в ЗАГС. Раньше такого не было. Кружевные, открытые, модные, дорогие и попроще— глаза разбегаются от такой красоты! Но зато фату, мне кажется, меньше стали надевать. Раньше фата была длинная в свадебной моде, а сейчас всё чаще украшают волосы веночками, цветочками. У женихов раньше было всё стандартно— чёрный пиджак, чёрные брюки, белая рубашка, галстук. Одетый в светлый костюм жених был скорее исключением, чем правилом. Зато сейчас мужчины дают волю своей фантазии. Костюмы и белые, и серые, и классические, и необычного кроя. Галстук стал необязательным аксессуаром свадебного костюма. Женихи теперь тоже настоящие модники!
— Какой была самая нетрадиционная свадьба в вашей работе?
— Бракосочетание рокеров. Жених и невеста в кожаных нарядах, кортеж из мотоциклистов, музыка соответствующая. Очень запоминающееся зрелище.
— Скажите, а в каком возрасте невесты перестают наряжаться в подвенечные платья?
— До тридцати пяти лет, как правило, ещё наряжаются в белое платье.
— А как вы думаете, справедливо ли это, отказывать себе в удовольствии выйти замуж в белом платье невесты?
— Мне кажется, на возраст не стоит обращать внимания, когда хочется белого платья, фаты, белых красивых туфелек. Никто не осудит, поверьте мне. Да и вообще, кому какое дело. У вас праздник, а праздник должен быть красивым. Ведь ЗАГС— это святое. Сюда идут, как в церковь— в красивой одежде и с чистыми помыслами.
И в добрый путь на долгие года…
— Александра Николаевна, а фиктивные браки вам встречались?
— И такое бывает. Но если я вижу, что заключается фиктивный брак, то я не имею права его регистрировать. Есть такое правило.
— Как же вы определяете — фиктивный брак или настоящий?
— У меня есть особое испытание для жениха и невесты. Если мне говорят: «Нам не надо торжественной церемонии, распишите нас просто так». Это сразу вызывает подозрения, поэтому я обязательно прошу молодож ёнов поцеловаться. Одни целуются, другие говорят: «Мы дома будем целоваться». Тогда я уже напрямую спрашиваю, фиктивный ли это брак.
Был у меня один случай. Пришла ко мне одна пара и говорит: «Помните, вы расписывали нас в прошлом году и
— Удивительно! Получается, возвращаются к вам ваши молодожёны, и некоторые истории даже получают продолжение?
— Конечно! У нас даже такая пара удивительная была — лет десять приходили каждый год, цветы приносили, отмечали годовщины своей свадьбы. С фотографом своим приходили, потом деточки у них родились, так и их на церемонию брали. Только вот последние три года я их
— Думаете, развелись?
— Нет, что вы! Такие не разводятся. Мне кажется, что муж в этой семье военный был. Его, наверное, направили в другой город, и семья уехала. Нет, такие не разводятся.
— Признайтесь, вы как человек опытный можете сразу определить— долго молодожёны проживут вместе или нет?
— Как это можно определить? Они и сами ещё не знают, сколько продлится их брак. В этот торжественный день все надеются на лучшее, верят в своё «долго и счастливо».
— А можете назвать пример семьи-долгожителя.
— Супруги Лисовские. Бриллиантовую свадьбу уже отпраздновали. Муж — актёр, жена — журналист. Люди творческие, живут душа в душу. Мы их ещё десять лет назад нашли, когда Лисовские только золотую свадьбу отмечали. А в прошлом году 17 сентября на площади Ленина они участвовали во встрече четырёх поколений: детишки в колясках, молодожёны, золотые свадьбы, бриллиантовая.
Роспись в родовой палате
— Скажите по секрету, много ли сейчас невест «в положении»?
— Много. Я вам сейчас случай один интересный расскажу. Это было прошлым летом. Точно помню, жениха звали Алексей и сын у него родился Алексей, и фамилия тоже, если я не ошибаюсь, Алексеев была. Бракосочетание паре мы назначили на среду. Дата насту пила, ждём жениха с невестой. И вдруг прибегает наш Алексей с огромными испуганными глазами и говорит: «Вы знаете, мою жену увезли в роддом. Рожает она!» А у них и документы готовы и время их подошло. Я говорю: «Держите, чтобы не рожала!» Собрала все документы, жених вызвал такси. Поехали в бежицкий роддом. Приехали, а она уже родила. Чуть-чуть не успели. Нас завели в родовую палату. Смотрим, лежит невеста, а рядом ребёночек. Там я их и расписала. Прямо в родовой.
— Вот какая интересная у вас работа! Расскажите нашим читателям ещё интересные случаи из своей практики?
— Собака была однажды свидетельницей на свадьбе. Бульдог. Надели на неё ленточки, веночек…Немолодая пара, по сорок лет им было, гостей немного и собака. Лет пять назад это было. Или ещё случай был забавный. Подошла очередь одной пары. Жду их в зале. Никто не идёт. Я забеспокоилась. Пошла к ним. Смотрю, девушка одна стоит возле двери, а парня нет. Я спрашиваю: «Что случилось?» Девушка отвечает, что жених её сидит на диване, не может с обувью справиться, вчера купил новые ботинки, теперь не может их надеть — маловаты немножко. Родители поехали менять в магазин. Пришлось подождать.
— А самой взрослой паре, которую вам случалось сочетать браком, сколько лет было.
— Ой, и в восемьдесят лет женятся, и в восемьдесят два. Неравные браки тоже бывают. Раньше было так: он старше, она моложе. А в последнее время тенденция такая, что невесты старше, а женихи моложе. И не на три года, а на пять-десять лет. Недавно, например, была свадьба. Невесте сорок лет. Ждёт ребёнка. Жениху — двадцать восемь. Парень приехал из другого города, живут вместе в её квартире. Она сама призналась, что детей у неё нет и очень хочет родить ребёнка. В жизни она обеспечена, у неё всё есть… Хотя, вы знаете, видно было, что парень к ней очень хорошо относится. Не будем
судить. Каждый поступает по своему усмотрению.
Все свое ношу с собой…
— В голливудских фильмах невесты постоянно убегают из-под венца. А в Брянске такое случается?
— Расскажу одну историю. Парень и девушка пришли подавать заявление. Он военный, она милая, скромная девушка. В назначенный день девушка в белом платье с подружкой пришла в ЗАГС. Стоят, ждут жениха. Подошло время церемонии. Жениха всё нет. Говорят: «Сейчас подъедет». Десять минут прошло, полчаса, час — жених не появляется. Мы уже начали волноваться, посадили её в комнатку, развлекаем разговорами… Три часа девочка прождала, а он так и не приехал. У неё истерика была очень сильная. До сих пор помню. Хоть бы у этой девочки всё сложилось по жизни.
— Не похоже на Голливуд с его «хэппи-эндами»…
— Или вот недавно история произошла. Документы уже все были готовы, роспись на субботу назначена. Вдруг приходят жених, свидетель и родственники жениха. Говорят, что свадьба не состоится. «Почему?» — спрашиваю. А они отвечают, что, оказывается, накануне свадьбы на девичнике невеста развлекалась с несколькими мужчинами сразу. А жених решил проверить, чем его будущая жена занимается и «застукал» её «на месте преступления». И такое случается!
Вот ещё один случай вспомнила, но это не про сбежавших женихов и невест. Однажды я в СИЗО расписывала пару. Невеста с воли ростом была под два метра, а жених-заключённый, как говорится «метр с кепкой». Я их расписала, и пока у меня было свободное время перед отъездом, разговаривала с охранником. Вдруг слышу невеста умоляет: «Да отдайте вы мне его. Я посажу его на плечи и до Унечи пешком буду идти. Только отдайте!»
— Ну и отдали ей мужа?
— Нет, конечно же!
Звезды и суеверия
— Александра Николаевна, а ещё именно вы певца Александра Барыкина расписывали…
— Было это в 2006 году. Александр приехал в Брянск к своим друзьям — музыкантам продюсерского центра «Живая вода». В кафе «Роял» познакомился с Нелли, которая тогда работала в налоговой инспекции. Такую красивую девушку трудно было не заметить. Любовь спервого взгляда! Вначале они, как и положено, пришли вместе заявление подавать. Потом церемония… Скромная свадьба у них была — пять или шесть человек, да и сам Барыкин скромный человек.
— Вы, наверное, многих брянских известных людей переженили?
— Это потом они становятся известными, а когда к нам приходят, их имён ещё почти никто не знает. Сейчас смотрю по телевизору или в газетах читаю как «выросли» некоторые наши женихи и невесты. — Александра Николаевна, а есть ли какие-нибудь особые приметы в вашей профессии, суеверия?
— Это всё предрассудки. Я в них не верю. И даже когда кольцо теряют, я всегда говорю: «Далеко будете жить от дома». Глупости это всё — уронил кольцо, брак недолгим будет. Позитивно надо в семейную жизнь идти и не с дурным предчувствием. Мне иногда даже отвечают молодожёны: «А мы и так далеко от дома живём!»
Счастливые люди
— Как вы выработали свой стиль в одежде?
— Вообще-то я романтик по натуре. Но мне кажется, что свой стиль должен быть у каждого и его надо искать. У меня это само собой получилось. Я люблю пышные красивые платья. У меня есть знакомая портниха. Нет, не портниха — дизайнер. Оксана знает мой характер, моё настроение и предпочтения. Работает со мной уже два года. Наряды создаём вместе: я придумываю фасон платья, она мою задумку реализует.
— А мама ваша как одевается?
— Мама моя очень аккуратная. Сейчас ей восемьдесят пять лет. Когда за ней иногда по выходным приезжает мой сын, чтобы привезти маму к нам в гости, она может полчаса выбирать подходящие к наряду туфельки или шейный платок. Сын даже порой говорит мне, что в старости я буду такая же модница, как и бабушка.
— А невестка как представитель следующего поколения вашей семьи любит наряжаться?
— Очень! Даже некоторые говорят, что мы с ней
— Александра Николаевна, а какая была у вас свадьба?
— Скромная. Пришли с мужем, расписались, а потом устроили дома вечер для родных и близких друзей.
— Сколько лет вы уже вместе?
— Мы прожили с мужем тридцать четыре года и ссорились иногда только из-за ревности. У нас никогда не было скандалов из-за денег или неустроенности быта. Мой муж Владимир очень ревнивый человек. Спортом увлекается — футболом. У него даже команда своя была — в троллейбусном депо, где он работает. Владимир — целеустремлённый человек, лидер по натуре. Но я всегда говорю: «Муж — голова, а жена — шея».
— Есть ли у вас какие-нибудь семейные увлечения?
— Да. Велосипед. Мы уже много лет по выходным совершаем семейные велопрогулки. А ещё в бассейн всю зиму ходим.
— Что для вас значит семья?
— Семья — это мои родные люди. Самое главное — это их здоровье. А ещё три года назад на день рождения мне подарили внука Сашеньку. В честь меня назвали.
— Скажите, а кризис на вашу сферу деятельности откладывает отпечаток?
— Стало меньше свадеб, да и гостей молодожёны меньше приглашают. Это чувствуется. Вот сегодня, к примеру, было шесть пар, гостей не больше десяти человек на каждой церемонии. А ещё у нас у самих материальных проблем хватает. Необходима реставрация фасада здания, ремонт в фойе нужно бы сделать… У нас вывеска ещё советская осталась — вот эти почерневшие
буквы «Дворец бракосочетания» — ужас! И это центр города! Власти об этом знают, но никаких положительных решений пока не последовало.
— Александра Николаевна, пожелайте
— Хочу сказать слова, которыми я обычно заканчиваю свой ритуал: «Просыпайтесь каждое утро с улыбкой и знайте, что вы самые счастливые люди в этом огромном мире. Будьте счастливы!»
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА, из архива Дворца бракосочетания и личного архива Александры РАПЕНОК.
3861
Добавить комментарий