Спорт, семья и компромиссы…
Ольга Рябинкина — одна из ведущих брянских спортсменок — заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике, неоднократный серебряный и бронзовый призёр Чемпионатов мира и Европы. Её путь к спортивным вершинам не был лёгким. А сейчас Ольге покорилась ещё одна вершина: она вышла замуж за бывшего спортсмена, а ныне питерского предпринимателя Алексея Чернова, и девять месяцев назад родила сына. И, судя по всему, с большим спортом расставаться не собирается. О спорте, любви и материнстве Ольга рассказала корреспонденту «Брянской ТЕМЫ».
— Ольга, с чего начинался ваш путь в Большой спорт?
— Мне было девять лет, когда я начала заниматься в учебно-тренировочной группе по лёгкой атлетике Брянского спортивного клуб «Десна» под руководством заслуженного тренера России Ольги Юрьевны Горбатенко. Мама меня привела на стадион, чтобы янемножко побегала и попрыгала. Я ведь своим телом владеть не умела — была очень высокая и худенькая. А для нормального физического развития мне надо было заниматься спортом. В то время ни о каком большом спорте речи не шло и ничего не предвещало, что я займусь метанием. Ни комплекции, ни характера для занятий этим, достаточно тяжелым видом легкой атлетики у меня не было.
— А чемпионский характер у вас от родителейтренеров?
— Мама Татьяна Ефимовна, а папа Сергей Александрович — заслуженные тренеры России. Тренируют известных во всём спортивном мире брянских легкоатлеток Ольгу Ольшевскую и Оксану Есипчук. Но родители никогда на меня не давили. Просто в какой-то момент мне понравилось побеждать. И наверно благодаря этому я старалась делать всё лучше. Чтобы это понять и почувствовать вкус побед, надо пройти свои первые старты.
— Свои первые победы помните?
— Впервые я выиграла, когда мне было тринадцать или четырнадцать лет.
В Бресте проводились отборочные юниорские соревнования для поездки на матчевую встречу в Италию. В детском возрасте получить шанс поехать в Италию — непередаваемое ощущение! В Беларуси я выиграла два вида — ядро и диск — и поехала на Аппенины. В Италии я также стала победительницей в метании диска и ядра и была счастлива и горда собой до невозможности. Победы в Италии стали поворотной точкой в моей судьбе, и я начала тренироваться серьёзно.
— И всё же спортивная аура в семье способствовала восхождению к вершинам спорта?
— Что же касается нашей семьи, то, естественно, мы всегда ведём какие-то профессиональные разговоры. Но по отношению ко мне папа и мама являются в первую очередь родителями, а не тренерами. Чтобы выйти на более высокий профессиональный уровень, я лишь спустя годы перешла тренироваться к своим родителям. И я знала, если у меня
«Ничего никому не доказываю»
— Оля, что такое для вас большой спорт — образ жизни, образ мышления, просто профессия, или же необходимость всё время доказывать себе, что вы лучшая в своём деле?
— Я не считаю себя лучше многих, начнём с этого. Нельзя мерить людей спортивными показателями. Спорт для меня — это работа. Я чувствую себя профессионалом очень высокого уровня и на этом всё. Каждый в своём деле должен быть профессионалом. И я не могу сказать, что спорт— моя жизнь. Это — моя профессия. И стараюсь выполнять свои профессиональные обязанностинастолько хорошо, насколько я могу. Жизнь человека не определяется профессией, в любом случае. Она определяется его интересами, его семьёй, его любовью,
— В каких крупных, международных соревнованиях вы участвовали?
— В Олимпийских играх в Сиднее и в Афинах. На зимнем Чемпионате Европы в Мадриде я заняла третье место. На Чемпионате мира 2005 года в Хельсинки выиграла серебряную медаль. В 2006 году в Москве — бронзу. В том же году на Кубке мира — серебро. В 2007 году в Англии на зимних играх Европы мне также досталась бронза.
— А какие Олимпиады были для вас наиболее удачными?
— К играм в Австралии я хорошо подготовилась. Но в ходе выступлений, в квалификационном зачёте получила травму. Тем не менее в Сиднее я установила личный рекорд в метании ядра — 19 метров 20 сантиметров. На Афинскую Олимпиаду я поехала после травм и ничего особого не показала. В Грецию я ведь ехала практически на одной ноге. На второй было порвано ахиллесово сухожилие…
«Своё тело надо любить и жалеть»
— Ольга, лёгкая атлетика— весьма травматичный вид спорта. Какие у вас были травмы?
— Дважды я надрывала ахилл, и мне пришлось делать две операции. Один раз ядром сломала пальцы и также потребовалось хирургическое вмешательство. После травм на ноге восстанавливалась сложно и долго. А после травмы руки пришла в форму очень быстро.
— Когда выступаешь с травмой, есть опасность поставить крест на своей спортивной карьере. Приходится заставлять себя выходить на старт. Вам трудно было себя переламывать?
— Нет, не трудно. Когда выходишь в сектор, то ни о чём другом, кроме успешного выступления, не думаешь. После того как достигнешь определённого уровня или возраста, у тебя исчезает защитный механизм. Это с одной стороны — хорошо, а с другой — плохо.
Хорошо — потому что не обращаешь ни на что внимание. Плохо — потому что можешь дойти до очень интересных вещей в отношении себя. Я раньше как думала: если «порву» ногу, то потом смогу её зашить. Но это ведь не тряпка, которую можно заштопать!
Из травм я начала выходить только когда включила все свои защитные механизмы и дала себе время полностью восстановиться. Своё тело нужно полностью любить и жалеть. Нельзя к нему относиться как к рабочему инструменту. Когда больно, лучше не совершать насилия над собой. Я постоянно молодым девочкамспортсменкам повторяю: «Если себя жалеть не будете, то никто вас не пожалеет, и никто не поинтересуется, что вы чувствуете…» По моим наблюдениям спортивного долголетия добивается тот, кто себя жалеет и бережёт.
«Женские гормоны никуда не денешь»
— Ольга, в последнее время вы жили на два города, переезжая из Питера в Брянск и обратно. Сложно было?
— Я тренировалась в Брянске у родителей и параллельно работала с питерским тренером для улучшения результатов. И всё-таки большую часть времени жила в Петербурге. Мне так было удобнее. И я сейчас не могу привыкнуть, что с мужем и сыном нахожусь в родном Брянске.
— Вы стали одной из сильнейших метательниц мира, вышли замуж, у вас родился ребёнок. Собираетесь оставить большой спорт или будете двигаться вперёд?
— Этот вопрос достаточно сложный. Я не могу сейчас сказать, какие спортивные результаты покажу в дальнейшем. Гарантий никто дать не может. Вот когда выйду в сектор для метания, тогда можно будет показать, на что я способна. А пока мне выбирать не из чего… Сейчас я женщина, которая восстанавливается после родов. Женских гормонов очень много и их никуда не денешь. Мы, спортсменки, после родов теряем силу, а метание такового не терпит… Мне необходимо очень сильно перестраиваться, чтобы обрести ту физическую форму, которая
К нашему разговору присоединился муж Ольги. Алексей Чернов — бывший спортсмен, профессиональные выступления закончил несколько лет назад. Занимался академической греблей. Но, по его словам, «высот больших не добился». А сейчас руководит своей фирмой по ремонту и отделке помещений.
— Алексей, как вы с Ольгой познакомились?
— Благодаря спорту. В Петербурге есть такое замечательное место, где для спортсменов проводятся совместные сборы. Четыре года назад мы на них и познакомились.
— А как вы себя в Брянске чувствуете?
— Мне здесь очень нравится. Сейчас ситуация складывается для меня таким образом: Петербург — это место работы, а Брянск — место отдыха. Мне здесь очень хорошо. В Брянске другой ритм жизни и время течёт по-другому. Если бы я на том же уровне мог бы строить работу в Питере, то непременно бы переехал в Брянск.
— Когда в семье общие, скажем, спортивные интересы, строить отношения сложно, трения бывают?
— Трений у нас нет. Каждый профессионал в своём деле, и мы уважаем друг друга и стараемся поддерживать. Нам не надо искать компромиссы. Они в нашей семье просто присутствуют.
— В каком возрасте вы расстались с большим спортом?
— Я закончил выступления в двадцать шесть лет. Профессии у меня не было. Начинать пришлось с нуля. Учился сначала плитку класть, затем освоил многие специльности. Сейчас уже я генеральный директор фирмы по ремонту и отделке помещений, и могу показатьрабочему, как и что нужно делать. А в квартире любой ремонт могу сделать без посторонней помощи.
— Когда у вас родился сын, что вы ощутили?
— Потрясение! Это очень глубокое чувство. Каждый должен такое состояние пройти лично!
«Решающее слово берёт Ефим»
— Кем бы вы хотели воспитать своего сына?
Алексей. Я хочу, чтобы он вырос достойным человеком.
Ольга. А для меня как для женщины это просто необыкновенное счастье, что ребёнок у нас просто есть. Моя беременность протекала очень тяжело. Нам врачи очень много чего плохого говорили. Пугали всяческими проблемами и даже хотели меня на искусственныероды отправить. Мне-то уже тридцать три года, а беременность первая… Но несмотря ни на какие «страшилки» и уговоры, мы не согласились прервать беременность. Сказали: «Что есть, то и наше». И нам Боженька помог! Родила я сама. А задача у нас вырастить малыша добрым и честным человеком. Кем он станет, пусть сам потом решит. Мы же должны обеспечить ему достойные условия жизни, воспитание и образование.
Алексей. Не правильно было бы думать, если наш сын растёт в спортивной семье, то его надо будет обязательно приучить к спорту. Выбор останется за ним. Если наш сын захочет стать спортсменом, мы его поддержим. А не захочет идти в спорт, мы ему препятствовать не будем. Станет он музыкантом, художником, либо ещё
Ольга. Приоритет для ребёнка — образование. Если он будет образован, то выберет себе профессию, какую захочет. Мы не имеем права решать, как ему жить, когда он станет взрослым. Он должен жить своим умом, а не умом родителей.
— На семейном совете кто из вас имеет решающее слово?
Алексей. Никто.
Ольга. Истина рождается в полемике. Мы ругаемся, миримся…
Алексей. А решающее слово берёт Ефим.
Александр ШИШКИН.
Фото Игоря РЕДЬКИНА и из личного архива Ольги РЯБИНКИНОЙ.
3227
Добавить комментарий