Лидия Борода: «Наши клиенты - те, на ком земля держится!»
Лидия Михайловна Борода — банкир с сорокалетним стажем, Три года назад руководство Россельхозбанка решило открыть в Брянске очередной свой филиал. Присматривались к нескольким кандидатурам. Нужен был не только высококлассный специалист банковского дела, но и хороший организатор, деятельный менеджер. Лидия Михайловна к тому времени прошла основательную школу кредитования сельского хозяйства, была заместителем руководителя Брянского филиала «Агробанка», возглавляла Центральное общество взаимного кредитования. Ей и предложили возглавить, филиал Россельхозбанка.
Начинала на пустом месте. Ни помещения, ни людей… Сегодня Лидия Борода руководит структурным подразделением банка, состоящим из 282 сотрудников и 17 дополнительных офисов, расположенных в районах Брянской области. И заслуженный авторитет Россельхозбанка, на наш взгляд, прирастает именно благодаря авторитету и деловой репутации высококлассных профессионалов, таких как Лидия Михайловна. Корреспондент «Брянской ТЕМЫ“ встретился с Лидией Михайловной в рабочей обстановке.
— Лидия Михайловна, мы долго собирались и наконец-то пришли к вам. Не пугайтесь, не за кредитом». Всего-навсего — за интервью.
— Мне бы было проще выполнить первое, чем второе. Что вас интересует?
— Еду недавно и слышу на волне «Авторадио», что брянский филиал Россельхозбанка — в ожидании тысячного клиента из категории владельцев личных подсобных хозяйств. Потом узнала из прессы — нашли.
— Да. Светлана Обоянцева из села Палужская Рудня Красногорского района.
— Порадовалась за неё и её семью, которой достался приз — компьютер. За что?
— Как за что? За то, что им выпало стать юбилейным заемщиком, за то, что вопреки всем обстоятельствам живут и трудятся в самой глубинке России. Я бы сказала, в медвежьем углу. Пашут, сеют, воспитывают детей, строят планы на будущее — при поддержке Россельхозбанка.
янцевых компьютера, число клиентов нашего филиала, а именно владельцев личных подсобных хозяйств, выросло на 110 человек. А в Гордеевке, где есть наш дополнительный офис и где мы вручали Обоянцевым компьютер, образовалась очередь в 30 человек, желающих тут же получить кредиты на развитие ЛПХ. И это не может не радовать. Сегодня надо пополнять деревню крепкими, молодыми хозяйственниками, вливать новые силы в фермерское движение.
— Звучит убедительно. На днях по телевидению видела репортаж о том, что вы открыли дополнительный офис в Фокинском районе города Брянска. Почему в городе, а не в районном центре?
— А действительно, в Брянске вроде бы и ни к чему открывать дополнительные офисы. Однако руководство Россельхозбанка нацеливает нас и выделяет необходимые средства в том числе и на развитие малого бизнеса, напрямую не связанного с сельским хозяйством. Это могут быть перерабатывающие, снабженческо-сбытовые кооперативы, мини-рынки по реализации сельхозпродукции из личных подсобных хозяйств, другие предприятия. Да мало ли чем может заняться сегодня активное население города, испытывающее огромные трудности?! Ведь растет безработица. А мы, приближая кредиты, даем возможность нежелающим прозябать в нищете заняться либо строительством мини-ферм, либо созданием небольших тепличных хозяйств, либо развитием пчеловодства. Пусть хоть разводят рыбу в прудах и озерах. А для этого что нужно? Необходима помощь в виде кредитов. Именно для этого и создан семнадцатый дополнительный офис, которым мы отметили день рождения Россельхозбанка. В этом месяце ему исполнилось 9 лет.
— И каковы результаты его деятельности?
— Недавно мы опубликовали пресс-релиз на эту тему. С 2000 года уставный капитал Россельхозбанка увеличился с 375 миллионов рублей до 106,2 миллиарда рублей в 2009 году. Количество клиентов банка — как юридических, так и физических лиц — выросло до 1,2 миллиона. И если взять все кредиты, выделенные всеми банками на развитие АПК, то 58% заемных средств принадлежат Россельхозбанку. За 9 лет наш банк оказал селу поддержку почти на один триллион рублей!
— Впечатляет. Однако банковских работников сегодня обвиняют в том, что государство выделяет им огромные кредиты, а эти деньги не доходят до конкретных товаропроизводителей.
— Да, ходят такие слухи, но это не касается Россельхозбанка. Мы, вводя один за другим дополнительные офисы в районах, лишний раз подчеркиваем, что сегодня надо зарабатывать деньги в реальном секторе экономики.
— Понятно, что Россельхозбанк, развивая свою структурную сеть, приближает и вкладывает кредитные ресурсы в производство. Но почему именно Фокинский район Брянска?
— Да потому, что значительная часть его жителей имеет прямое отношение к заводу «Брянск-Сельмаш», к двум мясоперерабатывающим предприятиям. Здесь же крупный железнодорожный узел. Так что выбор пал на этот район не случайно. Кроме того, администрация города тоже заинтересована в тесном сотрудничестве с Россельхозбанком.
— А как филиал выстраивает отношения с областной администрацией?
На 2008—2012 годы с руководством области банк заключил генеральное соглашение о сотрудничестве. Филиал тесно взаимодействует, прежде всего, с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию. Мы откликаемся на острые нужды АПК. На проведение, например, весенне-полевых работ Брянский филиал Россельхозбанка выделил в этом году 200 с лишним миллионов рублей.
— И у вас администрация области больше денег не просит?
— Просит. Кредитных средств всегда не хватает. Тем не менее село сегодня уже не бездонная бочка, как было когда-то. В самых отдаленных деревнях люди учатся считать каждую копейку. Теперь вы понимаете, почему именно чете Обоянцевых мы подарили компьютер?
— Чтобы лучше учились считать?
— Не только. А вы знаете, для чего Обоянцевы взяли кредит? Дочурке, которая только закончила первый класс, уже купили в Брянске квартиру. Правда, голые стены. Но, чтобы подарить настоящее приданое будущей невесте, решили заработать деньги и на обустройство этой квартиры. На чём заработать? На откорме бычков. Вот таких людей, устремленных в будущее, наш банк всегда поддерживал и будет поддерживать. Мы делаем ставку на тех, на ком земля русская держится!
— Лидия Михайловна, но ведь каждый кредит может стать и трамплином в обеспеченный завтрашний день, и «удавкой».
— Не спорю. Кредиты — всего-навсего инструмент, который помогает построить свой бизнес, придать ему новый импульс. Это в идеале. И причем для расчётливых людей. Но кто привык жить сегодняшним днем и надеяться на «авось», того, конечно же, кредит от всех бед не спасет…
— Но сегодня, насколько мне известно, испытывают огромные трудности и крупные агрохолдинги, а там считать хорошо умеют. Тогда на чём они спотыкаются?
— Крупные предприятия раньше брали кредиты у 4—5, а то и десяти банков. Но часть кредитных организаций сегодня не выдаст ни гроша. А некоторые на грани банкротства. С начала этого года в России закрылось 70 банков. Почему? Да потому, что на дно потянули обанкротившиеся клиенты.
— В чём, по-вашему, секрет благополучия Россельхозбанка в наше нелёгкое время?
— Мы проявляем максимум понимания проблем не только фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, но и большого агробизнеса. Помогаем, прежде всего, всесторонней экспертизой проектов и в ряде случаев разделяем с ними риски, не переходя, конечно, опасную черту за которой следует невозврат кредитов.
— Аналитики пророчат всплеск невозврата кредитов нынешним летом. И он якобы достигнет 10 процентов.
— Мне не пристало гадать на кофейной гуще. Даже сейчас уровень невозврата кредитов в Россельхозбанке небольшой — около 2 процентов. Тем не менее мы призываем наших сотрудников не расслаблялся, проявлять осмотрительность и бдительность, учим достойно и профессионально отвечать на вызовы времени.
— Хорошо сказано. Но ведь далее самые благополучные клиенты сегодня сталкиваются с тем, что их подводят недобросовестные партнёры, сталкиваются с очевидными промахами отдельных руководителей.
— Основной промах, как вы говорите, отдельных руководителей заключается в том, что они взяли «короткие» деньги, а вложили в «длинное» производство. Отсюда и «ножницы». Проблема невозврата кредитов в большей степени касается тех банков, которые привыкли гнаться за сверхприбылями. Россельхозбанк за сверхприбылями гонок не устраивает. Сегодня Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков. Второе место банк занимает по разветвлённости своей филиальной сети на местах. У него около полутора тысяч дополнительных офисов.
— Готовясь к встрече с вами, я полистала газету «Коммерсант Деньги“. Вычитала, что по сумме чистых активов Россельхозбанк на четвёртом месте. А по размеру капитала — на третьем». И почему-то в «Коммерсанте» Россельхозбанку было отведено 11-е «почетное» место среди «розничных» банков.
— Мы действительно занимает одиннадцатую позицию по работе с физическими лицами. Представляете, сколько в стране банков, и мы на 11-м месте! Иные ведь не хотят работать с частными лицами. С юридическими — да, а с простым человеком мороки много. Но мы взяли курс на тех, кто обрабатывает землю, и ни за что не свернем с негo.
Кстати, продолжая разговор о рейтинге, похвалюсь, что Брянский филиал Россельхозбанка занимает сегодня 19-е место среди 78 аналогичных структур.
— И последний вопрос: удача сопутствует вашему банку, как вы считаете?
— Сопутствует — в виде колоссальной государственной поддержки. Ведь наш банк на 100 процентов принадлежит государству.
— Путь к клиенту лежит через доверие к банку?
— Вот именно! Но лежит он через горы рутинной работы, через тонны документов. Тут главное, не закопаться в них. Не утонуть в псевдопроблемах. Мы стараемся доверять, но и проверять, просчитывать каждую идею, каждый проект, каждую просьбу клиента. Для этого требуется огромный такт, выдержка и терпимость. Все вместе взятое и позволило нам выйти на лидирующие позиции.
Беседовала Татьяна ТОКАРЕВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
Начинала на пустом месте. Ни помещения, ни людей… Сегодня Лидия Борода руководит структурным подразделением банка, состоящим из 282 сотрудников и 17 дополнительных офисов, расположенных в районах Брянской области. И заслуженный авторитет Россельхозбанка, на наш взгляд, прирастает именно благодаря авторитету и деловой репутации высококлассных профессионалов, таких как Лидия Михайловна. Корреспондент «Брянской ТЕМЫ“ встретился с Лидией Михайловной в рабочей обстановке.
— Лидия Михайловна, мы долго собирались и наконец-то пришли к вам. Не пугайтесь, не за кредитом». Всего-навсего — за интервью.
— Мне бы было проще выполнить первое, чем второе. Что вас интересует?
— Еду недавно и слышу на волне «Авторадио», что брянский филиал Россельхозбанка — в ожидании тысячного клиента из категории владельцев личных подсобных хозяйств. Потом узнала из прессы — нашли.
— Да. Светлана Обоянцева из села Палужская Рудня Красногорского района.
— Порадовалась за неё и её семью, которой достался приз — компьютер. За что?
— Как за что? За то, что им выпало стать юбилейным заемщиком, за то, что вопреки всем обстоятельствам живут и трудятся в самой глубинке России. Я бы сказала, в медвежьем углу. Пашут, сеют, воспитывают детей, строят планы на будущее — при поддержке Россельхозбанка.
янцевых компьютера, число клиентов нашего филиала, а именно владельцев личных подсобных хозяйств, выросло на 110 человек. А в Гордеевке, где есть наш дополнительный офис и где мы вручали Обоянцевым компьютер, образовалась очередь в 30 человек, желающих тут же получить кредиты на развитие ЛПХ. И это не может не радовать. Сегодня надо пополнять деревню крепкими, молодыми хозяйственниками, вливать новые силы в фермерское движение.
— Звучит убедительно. На днях по телевидению видела репортаж о том, что вы открыли дополнительный офис в Фокинском районе города Брянска. Почему в городе, а не в районном центре?
— А действительно, в Брянске вроде бы и ни к чему открывать дополнительные офисы. Однако руководство Россельхозбанка нацеливает нас и выделяет необходимые средства в том числе и на развитие малого бизнеса, напрямую не связанного с сельским хозяйством. Это могут быть перерабатывающие, снабженческо-сбытовые кооперативы, мини-рынки по реализации сельхозпродукции из личных подсобных хозяйств, другие предприятия. Да мало ли чем может заняться сегодня активное население города, испытывающее огромные трудности?! Ведь растет безработица. А мы, приближая кредиты, даем возможность нежелающим прозябать в нищете заняться либо строительством мини-ферм, либо созданием небольших тепличных хозяйств, либо развитием пчеловодства. Пусть хоть разводят рыбу в прудах и озерах. А для этого что нужно? Необходима помощь в виде кредитов. Именно для этого и создан семнадцатый дополнительный офис, которым мы отметили день рождения Россельхозбанка. В этом месяце ему исполнилось 9 лет.
— И каковы результаты его деятельности?
— Недавно мы опубликовали пресс-релиз на эту тему. С 2000 года уставный капитал Россельхозбанка увеличился с 375 миллионов рублей до 106,2 миллиарда рублей в 2009 году. Количество клиентов банка — как юридических, так и физических лиц — выросло до 1,2 миллиона. И если взять все кредиты, выделенные всеми банками на развитие АПК, то 58% заемных средств принадлежат Россельхозбанку. За 9 лет наш банк оказал селу поддержку почти на один триллион рублей!
— Впечатляет. Однако банковских работников сегодня обвиняют в том, что государство выделяет им огромные кредиты, а эти деньги не доходят до конкретных товаропроизводителей.
— Да, ходят такие слухи, но это не касается Россельхозбанка. Мы, вводя один за другим дополнительные офисы в районах, лишний раз подчеркиваем, что сегодня надо зарабатывать деньги в реальном секторе экономики.
— Понятно, что Россельхозбанк, развивая свою структурную сеть, приближает и вкладывает кредитные ресурсы в производство. Но почему именно Фокинский район Брянска?
— Да потому, что значительная часть его жителей имеет прямое отношение к заводу «Брянск-Сельмаш», к двум мясоперерабатывающим предприятиям. Здесь же крупный железнодорожный узел. Так что выбор пал на этот район не случайно. Кроме того, администрация города тоже заинтересована в тесном сотрудничестве с Россельхозбанком.
— А как филиал выстраивает отношения с областной администрацией?
На 2008—2012 годы с руководством области банк заключил генеральное соглашение о сотрудничестве. Филиал тесно взаимодействует, прежде всего, с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию. Мы откликаемся на острые нужды АПК. На проведение, например, весенне-полевых работ Брянский филиал Россельхозбанка выделил в этом году 200 с лишним миллионов рублей.
— И у вас администрация области больше денег не просит?
— Просит. Кредитных средств всегда не хватает. Тем не менее село сегодня уже не бездонная бочка, как было когда-то. В самых отдаленных деревнях люди учатся считать каждую копейку. Теперь вы понимаете, почему именно чете Обоянцевых мы подарили компьютер?
— Чтобы лучше учились считать?
— Не только. А вы знаете, для чего Обоянцевы взяли кредит? Дочурке, которая только закончила первый класс, уже купили в Брянске квартиру. Правда, голые стены. Но, чтобы подарить настоящее приданое будущей невесте, решили заработать деньги и на обустройство этой квартиры. На чём заработать? На откорме бычков. Вот таких людей, устремленных в будущее, наш банк всегда поддерживал и будет поддерживать. Мы делаем ставку на тех, на ком земля русская держится!
— Лидия Михайловна, но ведь каждый кредит может стать и трамплином в обеспеченный завтрашний день, и «удавкой».
— Не спорю. Кредиты — всего-навсего инструмент, который помогает построить свой бизнес, придать ему новый импульс. Это в идеале. И причем для расчётливых людей. Но кто привык жить сегодняшним днем и надеяться на «авось», того, конечно же, кредит от всех бед не спасет…
— Но сегодня, насколько мне известно, испытывают огромные трудности и крупные агрохолдинги, а там считать хорошо умеют. Тогда на чём они спотыкаются?
— Крупные предприятия раньше брали кредиты у 4—5, а то и десяти банков. Но часть кредитных организаций сегодня не выдаст ни гроша. А некоторые на грани банкротства. С начала этого года в России закрылось 70 банков. Почему? Да потому, что на дно потянули обанкротившиеся клиенты.
— В чём, по-вашему, секрет благополучия Россельхозбанка в наше нелёгкое время?
— Мы проявляем максимум понимания проблем не только фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, но и большого агробизнеса. Помогаем, прежде всего, всесторонней экспертизой проектов и в ряде случаев разделяем с ними риски, не переходя, конечно, опасную черту за которой следует невозврат кредитов.
— Аналитики пророчат всплеск невозврата кредитов нынешним летом. И он якобы достигнет 10 процентов.
— Мне не пристало гадать на кофейной гуще. Даже сейчас уровень невозврата кредитов в Россельхозбанке небольшой — около 2 процентов. Тем не менее мы призываем наших сотрудников не расслаблялся, проявлять осмотрительность и бдительность, учим достойно и профессионально отвечать на вызовы времени.
— Хорошо сказано. Но ведь далее самые благополучные клиенты сегодня сталкиваются с тем, что их подводят недобросовестные партнёры, сталкиваются с очевидными промахами отдельных руководителей.
— Основной промах, как вы говорите, отдельных руководителей заключается в том, что они взяли «короткие» деньги, а вложили в «длинное» производство. Отсюда и «ножницы». Проблема невозврата кредитов в большей степени касается тех банков, которые привыкли гнаться за сверхприбылями. Россельхозбанк за сверхприбылями гонок не устраивает. Сегодня Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков. Второе место банк занимает по разветвлённости своей филиальной сети на местах. У него около полутора тысяч дополнительных офисов.
— Готовясь к встрече с вами, я полистала газету «Коммерсант Деньги“. Вычитала, что по сумме чистых активов Россельхозбанк на четвёртом месте. А по размеру капитала — на третьем». И почему-то в «Коммерсанте» Россельхозбанку было отведено 11-е «почетное» место среди «розничных» банков.
— Мы действительно занимает одиннадцатую позицию по работе с физическими лицами. Представляете, сколько в стране банков, и мы на 11-м месте! Иные ведь не хотят работать с частными лицами. С юридическими — да, а с простым человеком мороки много. Но мы взяли курс на тех, кто обрабатывает землю, и ни за что не свернем с негo.
Кстати, продолжая разговор о рейтинге, похвалюсь, что Брянский филиал Россельхозбанка занимает сегодня 19-е место среди 78 аналогичных структур.
— И последний вопрос: удача сопутствует вашему банку, как вы считаете?
— Сопутствует — в виде колоссальной государственной поддержки. Ведь наш банк на 100 процентов принадлежит государству.
— Путь к клиенту лежит через доверие к банку?
— Вот именно! Но лежит он через горы рутинной работы, через тонны документов. Тут главное, не закопаться в них. Не утонуть в псевдопроблемах. Мы стараемся доверять, но и проверять, просчитывать каждую идею, каждый проект, каждую просьбу клиента. Для этого требуется огромный такт, выдержка и терпимость. Все вместе взятое и позволило нам выйти на лидирующие позиции.
Беседовала Татьяна ТОКАРЕВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
2125
Добавить комментарий