Бежица времён Тенишевой по фотографиям Карла Фишера
Из истории Бежицы конца ХИХ века, тогда рабочего посёлка при Брянском рельсопрокатном заводе, до нас, потомков, дошёл один интересный памятник, который, по сути, является уникальным подарком судьбы для брянских историков и краеведов. Это большой фотоальбом с длинным величественным названием «Брянский рельсопрокатный, сталелитейный, железоделательный и механический завод. Основан в 1873 году. Станция Бежицкая Риго-Орловской железной дороги».
По данным Народного музея БМЗ, в фотоальбом входят 96 снимков, которые содержат виды старой Бежицы, ее улиц, зданий, самого завода и его цехов. Причем сделаны они очень качественно как с технической, так и с художественной стороны, что позволяет при внимательном рассмотрении и, возможно, некотором увеличении заглянуть в это уже ушедшее время, сочувствовать его как настоящую реальность с целым миром маленьких и красивых деталей.
Эти фотографии были сделаны в 1895 г., в то самое время, когда в Бежице жила Мария Клавдиевна Тенишева, 150-летие со дня рождения которой мы отмечаем в этом году. Потому этот фотоальбом можно смело назвать «Бежица времен Тенишевой».
Мое знакомство с ним началось с экспозиции Брянского областного краеведческого музея, где из фотоальбома были выставлены несколько фотографий. Еще тогда они поразили меня своим качеством и размером. После этого мне в руки попали 12 снимков, любезно переданных мне одной коренной петербурженкой, семья которой до и после революции жила в Бежице. Оставшиеся снимки я увидел в Народном музее БМЗ и с любезного разрешения его руководства аккуратно снял с них копии. Теперь можно было полистать и внимательно рассмотреть весь альбом.
Большие, примерно формата А3, листы сверху были украшены двуглавым орлом и длинной строкой названия завода. По центру окруженный белыми широкими полями располагался сам снимок с лаконичной подписью, набранной красивым витиеватым шрифтом.
Сами фотографии поражали полнотой и четкостью деталей. Вот перед нами панорамный снимок Бежицы, выполненный с какой-то очень высокой точки, со строгим названием «Вид завода № 4». С высоты птичьего полета нам открывается вид на размеренно текущую Болву, за которой тонкой полоской виднеется поселок Радица. Слева, обрамленный пространной площадью, возвышается величественный двухэтажный храм Преображения Господня (на фото).
На переднем плане — хозяйственные постройки, цеха, склады. К одной из них подогнан железнодорожный товарный состав. Рабочие заняты делом. Из какой-то трубы вырывается легкий белый дымок. Новые отлитые рельсы сложены аккуратно по длине. На заводе чисто и красиво. Утро.
Каждый снимок — это застывший рассказ, живой, насыщенный, с интересным сюжетом.
Пожарное депо — телеги с ручными помпами, пустые оглобли, свежие следы деревянных колес на песке, блестящие каски пожарников. Чертежная — массивные, высокие, под потолок кульманы, на стене — стенд с образцами метизов разной длины, чернильные пятна на деревянном полу, в правом углу — икона Спасителя.
Больница, операционная — фигурная печь для обработки инструмента, богатая подвесная керосиновая лампа, на бутылочках лекарств можно прочесть некоторые надписи «4% растворъ борной кислоты».
Заглянем в палату — железные застеленные койки, на одной из них усатый улыбающийся пациент со сломанной рукой, над другой табличка с надписью «Акимъ Фенаевъ. Пост: 4 августа 95 г. Врач (подпись)». На тканом полотенце клеймо «ББ».
Встречаются даже комические детали. Механическая сборочная — под потолком на массивной кран-балке выполненный мелом дружеский бородатый шарж. А на грунтовой дороге перед церковноприходской школой совсем свежий лошадиный навоз.
В каждый снимок вглядываешься, изучаешь его, проникаешься им. Хорошо, что их так много. Экскурсия продолжается. На полях под каждой фотографией кратко сказано, что снимок сделан фотографом из Москвы Карлом Фишером.
Карл Андреевич Фишер был прусским подданным и являлся владельцем одного из крупнейших фотографических заведений в Москве.
Родился он в 1850 году и в 1878 году в Оренбурге в возрасте 28 лет начал свою профессиональную деятельность. А 1887 году стал работать в Москве. Багаж его фоторабот огромен и состоит как из портретов высокопоставленных особ и произведений искусства, так и почтовых открыток. Поэтому приглашение фирмы такого крупного мастера в Бежицу было событием значительным и весьма недешевым.
Однако нам пока так и не удалось найти документальное подтверждение этому факту, нет о нем упоминания и в записях Тенишевой. Впрочем, если полистать пожелтевшие от времени страницы фотоальбома, то этот опрос может оказаться и не таким уж важным, ведь самое главное — то, что эти замечательные фотоснимки дошли до нас. Благодаря чему мы с вами сейчас можем «пройтись» по улицам Бежицы времен княгини Тенишевой, а строки из ее воспоминаний помогут нам в этом.
Вот мы с вами и прошлись по старой Бежице времен Марии Тенишевой. Эта прогулка состоялась благодаря замечательным фотографиям Карла Фишера. То, что нам сегодня удалось увидеть, это лишь небольшая часть фотоальбома. А оставшиеся снимки для нас так и остались «подводной частью айсберга». Конечно же, нельзя в одной статье охватить всю коллекцию фотографий, но, к сожалению, такое положение дел существует и в брянском краеведении. Большая часть этих фотографий так никогда и не опубликована в соответствующей литературе. А та часть, которая все же напечатана, очень часто представляет собой сильно сжатые в размере и искаженные крупным растром иллюстрации, как правило, дающие самое общее представление о снимке. А ведь вся прелесть этих фотографий в их деталях, которые видно только при их большом размере. Хочется думать, что
Денис ТИТКИН.
4159
Добавить комментарий