Т.В. о ТВ
Тамара Винокурова более четверти века работает на брянском телевидении. Политические дебаты, репортажи из глубинки, новости из Областной Думы… Нет ни темы, ни жанра, ей неподвластных. Тамара Ивановна — само воплощение нашего ТВ: энергичная, искромётная, обаятельная, а порой непримиримая и резкая. У неё есть фирменная улыбка и неповторимые интонации. В канун Всемирного Дня телевидения Тамара Винокурова рассказала «Брянской ТЕМЕ» о том, как она оказалась «по ту сторону экрана».
Поскольку родилась я в семье учителей, мечта у меня была одна — продолжить их дело. Я всё детство «варилась» в педагогической кухне: разговоры дома всё время были о школе. Этим жила и другого пути не мыслила. Окончив Вороновскую среднюю школу в Рогнединском районе, подала документы в Московский государственный педагогический институт имени Ленина на филологический факультет. Конкурс был огромный — 9,5 человека на место! Но поступить для меня не составило труда. Отец преподавал русский язык и литературу, и дома у нас были методические сборники, журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе», которые я с интересом читала. Кроме того, сценарии школьных вечеров и капустников всегда были за мной.
ПО СЛЕДАМ НАТАШИ РОСТОВОЙ
В 1973 году девочка из сельской глубинки оказалась в столице! Учиться было очень интересно. Мы занимались по университетской, фактически эмгэушной, программе. В провинциальных педагогических вузах на филфаке учились четыре года, мы же — пять лет. У нас было немало именитых преподавателей. Главный корпус МГПИ — это старинный особняк с колоннами. В нём снимали кинофильм «Война и мир», бал Наташи Ростовой. И для меня, как и для толстовской героини, распахнулись двери в совсем другую жизнь. Нашим куратором была Инна Николаевна Заколупина. Её муж возглавлял редакцию газеты «Сельская жизнь», был членом ЦК КПСС — по тем временам весьма крупная фигура. И поскольку в нашей группе было немало иногородних студенток, Инна Николаевна взяла над нами шефство: возила в Ленинград, Таллин, Ригу, Вильнюс, Киев. Надо ли говорить, что все театры Москвы были «наши». А это было время Таганки, Моссовета, театра имени Маяковского. Кроме того, когда мы приезжали в другие города, товарищи из местных органов власти, обкомов и горкомов КПСС встречали нас в гостиницах с билетами в театры. Долгое время по окончании института мы поддерживали отношения с нашим любимым куратором. И надо сказать, что Инна Николаевна очень расстраивалась, узнавая, что многие из нас свернули с педагогического пути.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С РАДИО
По распределению я уехала на Кавказ, в Чечню, в курортный посёлок Серноводск. Отработала там три года. Чеченская Республика тогда была совсем другой, русских учителей очень уважали. А высадился там целый столичный педагогический десант — человек десять. Когда местные джигиты уж очень настойчиво ухаживали за молоденькими учительницами, мы говорили, что работаем у Тамары Амаевой, и кавалеров как ветром сдувало. Настолько был высок авторитет директора второй Серноводской школы. Кстати, сейчас она работает в команде президента Чеченской Республики Кадырова.
Три года пролетели очень быстро. И вот уж действительно судьба ведёт человека. Пришла телеграмма от моей подруги Тамары Митрофановой, которая сейчас работает начальником службы информации радио ГТРК «Брянск». Мы учились в одном институте и даже жили в одной комнате общежития. Тамара сообщила, что на областном радио в Комитете по телевидению и радиовещанию есть вакансия, и позвала меня в Брянск. Времени на раздумья не было, и я решилась «в омут с головой». Надо сказать, что в дальнейшем я об этом ни разу не пожалела!
В 1981 году меня приняли на работу в редакцию информации радио. С этого момента начался мой путь в журналистике. Я долго работала в новостях на радио. Прошла хорошую школу редактуры. Своими учителями считаю Ивана Михайловича Полозова и Владимира Николаевича Новикова. Приходилось править сложнейшие тексты, практически переписывать их заново. Не освоив малый жанр информации, большие «полотна» (передачи), создавать не получится. У нас тогда было много нештатных авторов, люди из городов и сёл писали нам о своём житье-бытье.
И вот эти «опусы» приходилось приводить в божеский вид, чтобы затем использовать в передаче «Судьбы людские». В те времена практиковалась так называемая авторская отработка. В месяц журналист должен был сделать 40 процентов своих материалов, а 60 — это так называемый авторский актив, то есть материалы нештатников. Думаю, никакой вуз не смог бы мне дать такую подготовку. Тогда, помню, приходилось раз за разом переписывать информацию, делать это с учётом идеологических требований. Мы ведь освещали ход трудовой вахты. Всё делалось в духе того времени.
ОКНО В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ
— Тамара Ивановна, а каким было телевидение вашего детства? Когда в вашей семье появился телевизор, помните?
— Первый телевизор у нас появился, когда я училась в четвёртом классе. Эта покупка стала большим событием. Тогда была эпоха КВН. Телезвёзды того времени — Светлана Жильцова и Александр Масляков. Вся семья усаживалась у телевизора смотреть игры Клуба весёлых и находчивых. Я запомнила и телевизионные трансляции хоккейных матчей, когда наша сборная громила чехов и канадцев. Это тоже были семейные просмотры. И, конечно, всех у телевизора собирали «Голубые огоньки». Телевизор в нашей семье появился раньше, чем у многих, и стал, я бы сказала, окном в большую жизнь. И уже тогда в детстве, подражая дикторам, брала в руки телепрограмму и перед своими домашними или друзьями с выражением читала, что мы можем посмотреть. Это была игра, и тогда я, конечно, не думала, что мне придется заниматься этим в реальной жизни.
— А помните, как вы первый раз вышли в эфир, какие были ощущения?
— С 1992 года я стала вести информационноаналитическую программу «По-недельник», которая была в сетке вещания почти десять лет. Программа выходила в прямом эфире. Конечно, я помню свой первый эфир. Это было 12 июня, первый День независимости России, объявленный указом Ельцина. Праздник был для нас новым, не все его понимали и принимали, в обществе шли дискуссии… Мой дебют пришёлся на время политических страстей. В праздничной программе я должна была рассказать телезрителям, что это за праздник, задать настрой всей передаче. Чувствовала большую ответственность и очень волновалась. После этой передачи я поняла, почему работа журналиста по эмоциональному накалу, расходу энергии сродни профессии авиационного диспетчера.
— Какими качествами должен обладать телеведущий?
— Я согласна с утверждением, что 70 процентов успеха передачи определяет ведущий. Хорошее образование — это первое. Следующее — жизненный опыт, он всегда чувствуется. И надо быть интересным людям. Быть хорошим рассказчиком, уметь, что называется, разговорить собеседника. А ещё очень важно чувствовать время. В прямом эфире нужно обязательно уложиться во временные рамки программы. Телеведущий должен контролировать ситуацию, сохранять «нерв» передачи.
— Наверное, самые напряжённые, жаркие эфиры у вас были во время разного рода предвыборных кампаний?
— Политические дебаты всегда проходили жарко. Причём они шли по графику: каждый день или через день. Кто только ни побывал у нас в студии! Все первые лица области, лидеры всероссийских политических партий. Понятно, что ведущий не должен показывать своих предпочтений, всем кандидатам он должен предоставить равное время в эфире. И, конечно, очень больших усилий стоило смягчать накал дискуссий, когда в студии были непримиримые политические соперники. Помню «дуэль» Василия Шандыбина и Людмилы Нарусовой. Василий Иванович задал дискуссии такой тон, что обстановка в студии накалилась. Во время политических дебатов ситуация менялась так быстро, что порой ждёшь оппонентов, готовишься, и вдруг уже в студии тебе сообщают, что один из кандидатов снял свою кандидатуру, приходилось на ходу перестраиваться.
ИЗ ГЛУБИНКИ В ШВЕЦИЮ
— Тамара Ивановна, если вспомнить ваши «Репортажи из глубинки», кстати, отмеченные премией администрации области, что запало в душу?
— Наша съёмочная группа объехала практически все районы Брянской области. Мы рассказывали, как живут люди в самых отдаленных деревнях. Старались показать своеобразие каждого населённого пункта, традиции, уклад жизни… Это были очень увлекательные поездки. Получались проблемные и в то же время трогательные материалы. Запомнилась мне одна поездка в Журиничи. Конечным пунктом этого путешествия стала… Швеция. Мы с оператором Сергеем Анишкиным отправились в Журиничскую среднюю школу делать репортаж о встрече шведской меценатки Наташи Андерсон с детьми. И она нас пригласила к себе в гости. Это было начало 90-х, и, разумеется, мы мало верили в возможность такой поездки. Репортаж вышел в эфир, и какое-то время спустя нам приходит приглашение из Швеции. Можете представить себе наше удивление! И вот вместе с журиничскими детьми мы отправились в Стокгольм. Мы сделали фильм «Шведские каникулы». И знаете, что меня тогда поразило? Мы уехали из страны, где кипят политические страсти, идут криминальные разборки, и всё это показывается по телевидению. Новости рождаются чуть ли не каждую секунду. А приехали в тихую благополучную Швецию, где попали в первые строчки новостей. В стоматологической клинике на наших детей просто набросились телевизионщики нескольких стокгольмских каналов, радиожурналисты тут же в прямой эфир сообщали о том, в каком состоянии зубы у русских детей, во что они одеты и обуты. Увидев, какие навороченные камеры у наших шведских коллег, Сергей Анишкин стыдливо прятал свою. Ведь в поездку мы взяли камеру полулюбительскую, не столь дорогую и не столь тяжёлую. И нам, конечно, было неловко признаваться, что мы тоже телевизионщики.
Пробыв в Швеции месяц, мы поняли, что жизнь там, по нашим меркам, слишком благополучная и спокойная, все вовремя получают зарплату, никто не митингует. Новостей особенных нет, и работать там журналистом скучно. А вот когда наши репортажи показали по брянскому телевидению, на меня обрушился шквал звонков как раз по поводу стоматологии. Тогда многие, в том числе медики, впервые узнали, что лечить зубы можно без боли и процедура эта может быть весьма приятной.
С удовольствием вспоминаю и наши благотворительные телемарафоны, которые мы проводили после аварии на Чернобыльской АЭС. Назывались они «Боль наша — Чернобыль». Это была большая работа всего коллектива. Передачи шли в прямом эфире в течение нескольких часов, к нам приходили самые разные люди, которые были готовы пожертвовать деньги на помощь детям, на нужды медицины. Шли репортажи из районов, пострадавших от аварии. Люди видели нас в эфире, звонили и приезжали в студию. И за четыре часа телемарафона удавалось собрать приличную сумму денег. Надо сказать, что после таких программ испытываешь чувство особого удовлетворения. И вообще всегда приятно, когда твой репортаж или передача помогли людям.Надо сказать, что телевидение — это большой коллективный труд. У нас работали и работают настоящие профессионалы: операторы Сергей Анишкин, Евгений Крылов, Илья Бирюков, режиссеры Юрий Павлов, Ирина Серёгина, Зоя Корехова, Татьяна Лях, а ещё монтажёры, технический персонал, водители. В этой цепочке все звенья важны!
— Тамара Ивановна, благодаря вам телезрители узнали, что на Брянщине немало успешно работающих предприятий. Передача «Ступени», дважды побеждавшая в областном журналистском конкурсе, стала очередной ступенью вашего мастерства?
— Честно говоря, никогда бы не подумала, что эта тема меня так заинтересует. Промышленность — это так непонятно, так далеко от меня. К тому же, когда мы говорим «производственная тема», сразу веет скукой, официозом. А тут приезжаю на «Совтрансавто», и мне рабочие с горящими глазами рассказывают, как они не позволили москвичам выкупить своё предприятие. Они обратились к своему директору с просьбой купить у них акции по значительно более низкой цене. Предприятие было спасено. Такие истории трогают до слёз.
Я узнала, какие драмы разворачивались на других наших заводах и фабриках, поверьте, эти истории достойны пера драматурга. Шёл передел собственности, раскалывались некогда монолитные коллективы, останавливалось производство, люди теряли работу. В наших передачах мы рассказывали, как предприятия выходили из кризиса, где находили силы возродиться. А после того как передачи цикла «Ступени» выходили в эфир, удивлялись и телезрители: у нас, оказывается, в области есть промышленность, выпускается современная конкурентоспособная продукция. Всё это восхищает и вдохновляет!
ЛЕКАРСТВО ОТ ЗВЁЗДНОЙ БОЛЕЗНИ
— Тамара Ивановна, на телевидении вы уже четверть века, столько всего за плечами, а вы не переста ёте удивляться? Это, надо полагать, свойство характера.
— Я прошла все ступеньки: корреспондент, редактор, ведущая телепрограмм, заместитель начальника службы информации, главный редактор, сейчас шеф-редактор службы новостей. И жизнь не перестаёт меня удивлять, свою работу я по-прежнему люблю. И прежде всего творческую работу. Мне трудно усидеть в редакторском кресле, стремлюсь выезжать на съёмки, встречаться с людьми, делать о них передачи. Это для меня важная энергетическая подпитка. Творческая работа держит меня в тонусе.
— В области вас многие знают, уважают и на улице вас, наверное, узнают. Как вы относитесь к этому? Когда почувствовали, что вы знамениты?
— Чаще меня узнавали, когда я вела передачу «Понедельник». Стоишь, например, в очереди в магазине (выходной день, ты не накрашена) и вдруг сзади раздаётся: «А звёзды телевидения тоже стоят в очередях?!» А однажды, когда я забыла дома кошелёк, сердобольные тётеньки заплатили за меня в автобусе со словами: «Мы её знаем, она на телевидении работает». Подобных ситуаций было немало. Так что «звёзды» брянского телевидения живут такой же жизнью, как и обычные люди. А если серьёзно, звёздная болезнь меня обошла стороной. Всегда старалась относиться к себе самокритично, с определённой долей иронии. Самовлюблённый человек останавливается в своём развитии.
Ирина АЗАРОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА,
из личного архива Татьяны Винокуровой
и ГТРК «Брянск».
В ТЕМУ!
Брянск начал смотреть собственные передачи раньше, чем передачи центрального телевидения. Когда ещё к нам прокладывали релейную линию, чтобы транслировать программы ЦТ, группа энтузиастов (в неё входили представители власти, партийные и комсомольские работники, представители технической интеллигенции) смонтировала передатчик. И 7 ноября 1958 года те, у кого были первые отечественные телевизоры КВН, смогли посмотреть пробную передачу. Затем в небольшом здании под самой телевышкой была оборудована первая телестудия. 14 марта 1959 года установили пульт, и Москва дала штатное расписание. Началась самостоятельная жизнь брянского телевидения.
Первый выход на Москву состоялся в 1961 году. Это была передача «Эстафета городов». Брянское телевидение рассказало о новой продукции местных предприятий, о рекордах ткачей и сталеваров, о достижениях сельских тружеников.
Корреспонденты брянского телевидения сделали репортаж о приезде в Брянск Юрия Гагарина. Разговор с другим космонавтом Германом Титовым состоялся в телестудии. На брянском телевидении побывало немало известных общественных деятелей, руководителей разного ранга, крупных военачальников, деятелей культуры и искусства.
Годы перестройки открыли новую страницу в истории брянского телевидения. Это было время горячих теледебатов. Проводились «круглые столы», участниками которых были журналисты всероссийских и местных средств массовой информации. На их вопросы отвечали известные политики.
История городов и сёл области, архитектурные памятники, традиции, ремёсла, народное творчество запечатлены в передачах цикла «Родники». В архивах брянского телевидения хранятся все эти бесценные кино— и видеоматериалы, собранные за полувековую историю областного телевидения.
Директор Государственной телерадиокомпании «Брянск» Галина Ивановна Тихомирова:
— Мы работаем в эфире 50 лет, за это время не раз пересматривались концепции вещания, но всегда брянское телевидение ориентировалось на массового зрителя. Наши передачи всегда отличались тематическим разнообразием. Мы стараемся охватить все сферы жизни Брянщины, предоставить нашим зрителям оперативную и актуальную информацию. Наши съёмочные группы выезжают в самые отдалённые районы области. Репортажи из брянской глубинки — это тоже своеобразная визитная карточка ГТРК «Брянск».
Наша профессия — новости. Мы выходим в эфир 9 раз в день с информационными выпусками на телеканале «Россия». По воскресеньям предлагаем вниманию телезрителей итоговую программу «Вести“. События недели». В нашей сетке вещания — «Вести. Спорт», «Вести. Культура». Наши новости выходят и на Российском информационном канале.
Наша зрительская аудитория более миллиона человек. Мы охватываем почти всю область, однако в некоторых районах есть зоны неуверенного приёма нашего сигнала. Чтобы дойти до каждого зрителя, в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в этом году началось строительство передающей спутниковой станции в Брянске и современной радиотелевизионной передающей станции в Новозыбкове.
Неоценимую помощь нам оказывают коллеги с телеканала «Россия». Регулярно они проводят мониторинг, отсматривают наши новостные выпуски, затем присылают свои замечания и рекомендации. Так что у нас есть постоянно действующая школа профессионального мастерства. На старейшем брянском телевидении работает много молодых. Они держат равнение на мэтров брянского телевидения: Владимира Новикова, Ольгу Давыдову, Тамару Винокурову… Сплав опыта и энергичности — залог успешной работы.
4563
Добавить комментарий