О женском футболе замолвите слово...
Существует мнение, что женщины и футбол — явления несовместимые. Или даже прямо противоположные. Про женщин и футбол принято рассказывать анекдоты и всевозможные курьёзные истории, придуманные, как правило, мужчинами — законодателями в этом виде спорта. Но анекдоты анекдотами, а женский футбол в последнее время активно развивается. К слову, именно победа нашей женской сборной на чемпионате «Белые ночи» в Санкт-Петербурге принесла Брянску славу третьей российской футбольной столицы. О том, как традиционно мужской вид спорта покорился хрупким брянским девушкам, рассказала корреспонденту «Брянской ТЕМЫ» капитан женской команды ФК «Спартак» и лидер брянской сборной по футболу среди женщин Иветта Акулова.
— Иветта, говорят, что всё-таки нет женского футбола без участия мужчин. Как это было в твоей жизни?
— Меня в футбол привёл отец. Было это приблизительно так: однажды мы с ним поехали на рыбалку. Взяли с собой удочки, разные рыболовные снасти и… мячик. Посидели немножко на берегу, и папа мне говорит: «Что-то у нас сегодня не клюёт. Давай-ка с тобой лучше в футбол поиграем». Мне тогда лет десять или одиннадцать было, и я вообще не знала, что такое футбол. Даже по телевизору ни одного матча не смотрела. А папа всё своё детство с футбольным мячом провёл. Играл в дворовой команде. И вот он мне стал показывать, как обводить, делать «стеночку», какие-то финты… А мне тогда вообще не интересно всё это было. Думаю: боже мой, да поехали домой быстрей! Такая вот была моя первая игра. А потом этим же летом я приехала в деревню — посёлок Старь Дятьковского района. Увидела, как ребята в футбол играют. Ну, думаю, судьба у меня такая: отец играет, ребята соседские играют… Надо и мне попробовать.
— Получается, что и первая твоя команда была всё-таки мужская…
— Да. Ребята меня сначала на ворота ставили. Первое время частенько подшучивали надо мной: «Не умеешь играть — стой на воротах!» Они ведь все старше меня были.
— А другие девчонки в команде были?
— Девчонки в основном приходили на игру посмотреть и ребятам глазки построить. Одна я с мальчишками бегала. А потом, когда мне уже пятнадцать лет исполнилось, я стала замечать, что продвижения какие-то в моей игре появляются,
— А кто раскрыл тебе секреты игры?
— Сама всему научилась. Просто приходила на поле и играла. Каждый день. Всё лето. Если бы не посёлок Старь, наверное, меня бы сейчас не было как футболиста. Мы делились на две команды и играли между собой по вечерам. Не совру, если скажу, что каждый вечер мы на поле собирались. Единственное исключение — это когда дождь шёл, мешал нам бегать. Хотя помню однажды дождь сильный был, гроза, молнии сверкают…. а у нас «матч» в самом разгаре! Бабушка моя тогда пришла за мной и ругалась очень сильно. Говорила: «Что ж ты играешь в такую непогоду! Вон гроза какая сильная, а у вас штанги железные — током может ударить!»
Так до восемнадцати лет я занималась «дворовым» футболом, пока мне мальчик один знакомый в шутку не сказал: «Тебе, Вета, в сборную России надо!» И у меня сдвиг пошёл. Стала я в интернете копаться, интересоваться командами разными. Нашла интернет-сайт белгородской команды «Виктория», и там как раз набор шёл. Я им письмо написала, поинтересовалась, берут ли иногородних, да ещё и без опыта. Они ответили: «Приезжай. Посмотрим». Я, конечно же, приехала. С отцом. Кстати, я тогда уже на втором курсе училась в БГУ на специальности «Журналистика».
ФУТБОЛ НА ХЛЕБЕ С МАЙОНЕЗОМ
— На журналиста пошла учиться, наверное, чтобы потом спортивным комментатором стать…
— Нет. Журналистика — это невоплощённая мечта моего отца. Он всегда мечтал стать журналистом, но не получилось. Пробовал даже писать статьи в журнал «Юность». Но ведь тогда и отделения журналистики в Брянске не было… Вот он и решил во мне воплотить свою заветную мечту. Но и у меня самой с детства была предрасположенность к русскому языку и литературе. Так что можно сказать: журналистом я решила стать сама.
— О спортивном институте даже не думала?
— Нет, потому что я была сильна только в футболе. А по остальным видам спорта я могу выступать только на любительском уровне. Хотя был в моей жизни ещё и гандбол. Пошла в этот вид спорта от нечего делать. Мы с подружкой однажды присутствовали в роли зрителей на турнире гандболистов, на котором была знаменитая команда из Сельцо, многие московские команды…. Посмотрели, нам понравилось. Решили к ним записаться в команду. Тренер дал согласие: «Приезжайте!» Тренеры — они же всегда только «за». Полгода в спортзале сельцовском прозанимались — азам научились, «физику» подтянули. Но гандбол — это не моё. Здесь руками нужно играть. А мне нравятся виды спорта, с ногами связанные. С одиннадцати лет долбила-долбила этот мяч! Разбуди меня ночью, я встану и пойду с мячом бегать. Зато занятия в гандбольной секции пригодились в Белгороде.
— Вот про Белгород поподробнее… Это там началась твоя карьера как профессионального футболиста?
— В белгородском футбольном клубе я очень долго сидела на скамейке запасных. Я же была девочка «с улицы», то есть раньше только в дворовый футбол играла, непрофессиональный. Ничего вообще не понимала. Ведь если бы у меня в детстве была женская футбольная команда и профессиональный тренер, то я бы сейчас, быть может, уже в сборной России играла. А у меня этого не было. Зато были ребята, мяч и поле. Я смотрела, как они играют, на следующий день сама пробовала то же самое повторить…
А если говорить о профессиональной подготовке — с учебником, тренерами, то это выход на другой уровень. У такого игрока мозги будут футбольные. Для меня этот момент очень поздно наступил. После Белгорода. Потому что сначала у меня ничего не получилось. Я там всего два матча отыграла за полгода. Остальное время на замене просидела. Но всё равно для меня, восемнадцатилетнего новичка, это стало серьёзной школой на пути моего становления. В том числе и жизненной. Потому что приходилось выживать в таких тяжёлых условиях! Нас шестерых приезжих девочек заселили в маленькую квартирку. Денег не было. Хлеб с майонезом ели и макароны. Домой хотелось убежать. Но сдержала себя, и теперь об этом не жалею.
— А соседки твои из каких городов приехали?
— Ой, там такая география была! Красноярск, Екатеринбург, Липецк, Калининград, Воронеж. Самой старшей была девочка из Екатеринбурга. Ей двадцать четыре года было. Она для нас готовила, к порядку приучала… Но в основном все были либо ровесники, либо старше меня… А я самая младшая.
— Вета, ты говоришь, что денег на еду не хватало. Неужели вам зарплату не платили?
— Когда первый раз с отцом в Белгород приехала, со мной руководство клуба заключило контракт. Директор команды (он же одновременно и тренер), естественно, навешал нам лапши на уши… Выписал мне красивую бумажечку, в которой значилось, что «Иветта Акулова является членом клуба». Кроме того, там было прописано, что зарплата у меня будет пять или семь тысяч в месяц. Не помню точно. Отец, конечно же, лапшу эту съел. А на самом деле зарплату мне не платили. Так и прожила я в Белгороде полгода на деньги, которые папа присылал. Не знаю, как я там продержалась в этих спартанских условиях! Наверное, чувствовала, что мне нужно пройти эту школу жизни.
— Как складывались отношения с первым тренером?
— Мой первый тренер был очень серьёзным человеком. Поначалу, конечно, он говорил: «Иветточка, давай подтягивайся, догоняй команду!» Понимал, что «зелёная» ещё, маленькая. А потом не жалел. Он на всё готов был пойти ради результата. Наплевать ему было на наше здоровье. И я ушла. Но когда через год я приехала в Белгород, то пришла к нему, пожала руку, сказала ему: «Спасибо!» Ведь он многому меня научил.
— Как же ты с учёбой совмещала свою белгородскую командировку?
— Я ведь на полгода уезжала. Зимнюю сессию сдала, взяла свободное посещение и уехала. Потом два раза приезжала — сдавала зачёты и экзамены.
— А преподаватели как отнеслись к тому, что ты решила футболистом стань в ущерб учёбе?
— Нормально отнеслись. Декан наша Ирина Анатольевна Биккулова сразу сказала: «Давай, дерзай, раз уж мечта у тебя такая!» На кафедре тоже с пониманием отнеслись. Сессию ту, кстати, я удачно сдала.
ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
— А что было с Иветтой-футболисткой после Белгорода?
— Можно сказать, что практически год застоя. Я вернулась в Брянск в сентябре, к началу учебного года. Пошла учиться. На стажировке в газете «Комсомольская правда» познакомилась с брянским футболистом Сергеем Филипенковым из «Динамо». Меня к нему на интервью отправили, раз уж толк в этом деле знаю. И он мне после интервью говорит: «Ты же футболистка! А у нас на базе „Отрадное“ девчонки бегают. Собирай команду, тренируйтесь!» Дал мне телефоны этих футболисток. Я позвонила, встретилась с ними. И мы придумали такую авантюру — собрать знакомых девчонок, любителей дворового футбола, и создать настоящую профессиональную команду. Директор предоставил нам поле — искусственный газон. На первое время меня назначили тренером, потом обещали профессионального наставника найти. Я собрала всех своих девчонок: одну — во дворе, другую — по аське, третью — через интернет… Изначально нас человек пятнадцать было… или даже больше?! Одни приходили, другие уходили. Некоторые приходили женихов искать среди динамовских футболистов. Кто-то даже некоторое время встречался… Но это не важно, потому что именно тогда сформировался основной костяк нашей команды. Я сейчас смотрю на старые фотографии — всё те же лица! В «Динамо» мы тренировались чуть больше года. Потом сменилось руководство базы. Перестали мячи давать, манишки для тренировок…. Говорили: «Сколько можно ходить! Из вас всё равно ничего не выйдет!» Мы всё поняли и ушли. Да и у самого клуба тогда проблемы были…
— А был ли у вашей команды на тот момент опыт игр на чемпионатах городского или областного уровня?
— Да, мы успешно выступали. На всех турнирах вторые места завоёвывали. Однажды даже на российский уровень вышли. Сборная команда — половина из наше го «Динамо», половина команды из Суража — ездила в Луцк. Там, конечно, похуже выступили. Предпоследнее место. Только полячек и обыграли. Поэтому я и говорю сейчас, что не зря съездили — Польшу обыграли, Варшаву! 3:0! А так в областных турнирах участвовали. И всё время второе место. То Суражу проигрывали, то Орлу.
— Не появился комплекс второго места?
— Да, был такой комплекс! Иногда даже думали, что не повезём в Брянск второе место….Говорили: «Давайте хоть третье займём!»
— Сдали вы бело-синюю форму, а дальше что?
— Сначала сдала форму, потом сессию. И поехала на просмотр в Сергиев Посад. Потом в Орле поиграла немного… Но быстро надоели мне эти скитания. Думаю, надо
Мы начали тренировки, Игорь Николаевич наш ёл нам наставника, форму выдал… и так получилось, что на первом своём турнире под красно-белым флагом мы заняли первое место. Как только мы стали командой «Спартак», чёрная полоса закончилась, и мы выиграли турнир. Правда, потом опять дважды вторыми становились. Не обошлось без Суража — нашего извечного противника. Если же говорить о наших наставниках, то мне бы хотелось ещё отметить Александра Владимировича Токранова. С него вообще весь женский футбол на Брянщине начался. Он первый в области создал женскую футбольную команду в своём родном посёлке Любохна. Это был мой первый тренер в Брянске. Очень хороший человек, очень многому меня научил. Спасибо ему большое, ведь все удачно сыгранные турниры, в том числе и «Белые ночи» в Питере, — это благодаря ему, его стараниям…
— Расскажи, почему после вашего участия в питерском турнире Брянщину стали называть третьей российской столицей женского футбола.
— На том турнире было всего десять команд: Санкт-Петербург, Москва, Башкирия, Бейрут (Ливан) и другие… Так получилось, что призовые места заняли Москва, Питер и Брянская область. Так и заслужили звание третьей столицы!
— А какие ограничения существуют для девушек, желающих играть в футбол?
— Никаких ограничений нет. Чувствуешь себя хорошо — играй себе на здоровье!
— А травмы часто случаются?
— У меня серьёзных травм пока ещё не было. Поэтому скажу так: это всё предрассудки, что женский футбол травмоопасный вид спорта. Смотря как играть. Если аккуратно, то всё будет в порядке!
— Чем, на твой взгляд, отличаются женский и мужской футбол?
— Главное отличие состоит в том, что женский футбол менее контактный. Мужчины играют более жёстко — корпусом друг друга задевают, удары наносят… Хотя есть, конечно, девчонки такие, что если с ними играть, то мало не покажется!
— А симулянты среди девчонок есть?
— Конечно. Настоящие актрисы! Например, бегу с мячом по полю, она навстречу, не добегает до меня — падает. Да ещё как ловко! Как красиво! Ей ничего, а мне жёлтую карточку. Обидно иногда бывает.
— А ты симулируешь?
— Нет! Я так не умею. Мне если больно, так я на весь стадион буду орать. А если нет, зачем мне человека подставлять.
— Расскажи о своей команде.
— У нас есть свои «ветераны». Аня Трошанина долгое время играла в Израиле, пока жила там. Я её по аське нашла. Позвала к себе. Сейчас я считаю, что это игрок, который больше всего подрос по уровню игры. Лучший наш защитник. На неё я всегда могу рассчитывать. Света Азаренко — наша нападающая. Марина Агеева — второй вратарь. И гордость нашей области — первый вратарь Виктория Подтёлкова. Её в Орёл сейчас хотят переманить. Таких вратарей даже ребята к себе в команду зовут! И вообще, могу сказать, что в моей команде наметился явный прогресс — раньше мы Суражу проигрывали 6:1, а теперь разрыв сократился до двух голов: три-один, два-ноль. И это несмотря на то, что в суражской команде играют профессиональные футболистки из города Орла. Кстати, они же со мной сейчас играют за Тамбов.
— Так ты ещё и за команду в другом регионе успеваешь поиграть?!
— Да, получается, на два фронта. Но это нормально. Так приходит опыт. Я и свою команду могу чемунибудь новому научить.
МАТЧ БЕЗ СМЕХА!
— Вета, расскажи о победах, которыми ты можешь гордиться.
— Недавно в составе профессиональной команды города Тамбова я ездила на турнир. Мы заняли первое место среди сильных команд. Самый любимый матч мне запомнился тем, что в игре с «Бузулучанкой» наш тренер решил поэкспериментировать: поставил меня в нападение, вместо привычной для меня функции полузащитника. И меня как прорвало! Забила три гола. Один — красивый, в девятку дальнюю. И всё это на большом поле. Так я исполнила свою заветную мечту. Неделю потом счастливая ходила!
— За команды каких городов ты уже успела поиграть?
— Белгород, Старый Оскол, Орёл, Сураж, Сергиев Посад…
— А сама за какую команду болеешь?
— Я болею за «Реал Мадрид»!
— А за российскую?
— Теперь за «Спартак». Сейчас хочу в Лужники съездить на матч «Спартак»— «Рубин».
— Скажи, о чём мечтает футболистка Иветта Акулова?
— Увидеть Рауля…
— А это осуществимая мечта?
— Осуществимая. Надо только денег накопить и поехать в Испанию на матч. Или дождаться, когда они в Москву приедут. Время ещё есть в запасе, пока он играет. Лет пять, точно.
— В суеверия футболистки верят?
— Не вполне. Но есть у нас одна примета. — не смеяться слишком уж сильно по дороге на матч. Это к слезам! А слёзы — это проигрыш. Не надо нам плакать.
— Ты ведь молодая совсем, все дороги открыты… Планируешь дальнейшую жизнь связать с футболом?
— Конечно, планирую. Если у нас в Брянске не будет женского футбола, то здесь мне нечего будет делать!
— Лично ты готова бороться за женский футбол в нашем регионе!
— Конечно! И всё, что от меня зависит, я постараюсь сделать. Как бы трудно мне ни было. Потому что самое обидное — это когда твоя мечта сбывается у кого-то другого.
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из личного архива Иветты АКУЛОВОЙ.
5128
Комментарии
Добавить комментарий
Машка 11.12.2010 19:42:47