Химико-биологический профиль семьи Напреенко
Говорят, что любовь — это химия. Возможно, так оно и есть. Но бывают случаи, когда любовь — это химия плюс биология. Такова история супругов Напреенко: у преподавателя биологии Александра и химика Татьяны всё делится на двоих — и семья и работа. Муж — директор лицея, жена — учитель в нём. Они постоянно вместе. С первого дня знакомства. О том, что объединяет их, Александр и Татьяна рассказали журналу «Брянская ТЕМА».
— Расскажите, где и когда произошло ваше знакомство?
Александр: Мы познакомились в Брянском педагогическом университете, где вместе учились. Как было принято раньше, вузы без военных кафедр после первого курса отправляли студентов в армию, давая им возможность академического отпуска на два года. Так и я, год отучившись, был зачислен в ряды Советской армии, отслужил, восстановился в университете и продолжил обучение на курсе, где училась Татьяна. А познакомились мы с ней в колхозе, куда, как это водится, отправляли в сентябре студентов.
Татьяна: Момент знакомства был очень романтическим! Мы с девчонками ехали в автобусе и оценивающим взглядом смотрели на молодых людей, которые пришли к нам на курс после армии. А ребята пытались произвести впечатления на девчонок и старались вовсю. Только один Саша в это время… спал! И тем самым сумел привлечь к себе внимание.
Александр: Это был хитрый ход! Хотя да, я действительно спал.
— Так это было первое знакомство, а с чего началась ваша семейная жизнь?
Александр: Я жил в общежитии, Таня с родителями — в Бежицком районе. Встречались, естественно, по вечерам, иногда могли запоздниться, загуляться. Не раз бывало, что уже и троллейбусы не ходили, и общежитие было закрыто. Поэтому мне иногда приходилось залезать по балконам до своего девятого этажа. Узнав об этом, Танина мама сказала: «Пора вам жениться. Нечего ради любви жизнью рисковать!»
Татьяна: Мы поженились в конце третьего курса, в апреле. А на пятом курсе у нас родилась старшая дочь.
— Как с учёбой-то справлялись, молодые родители?
Татьяна: У нас всё было продумано! С утра я ехала на первую пару, за время второй пары успевала вернуться домой, а Саша доехать до университета. Так и учились: мои — первые пары, его — последние. Жили у моих родителей, и иногда мама помогала присмотреть за Катей.
— Какая же специальность объединила вас в семью?
Александр: У нас одна общая специальность — учитель биологии и химии. Это уже потом мы разделили «сферы влияния». Я поступал на этот факультет, чтобы стать биологом, потому что биологией увлекался ещё со школы и даже был участником всероссийских олимпиад. Химия меня не интересовала. Но поскольку в пединституте на естественно-географическом факультете не было «чистой» биологии, то я оказался на этой специальности.
До этого я пробовал поступить в МГУ, но не сложилось с сочинением по русскому языку. Хотя, как у победителя олимпиад, были дополнительные рейтинговые баллы. Я ведь и в школе хорошо учился, старался, во всяком случае. Не только из-за того, что у меня родители работали педагогами и я всё время был под контролем. У меня отец — учитель физики, мать — учитель математики. Отец за свой трудовой стаж получил, наверное, все регалии и награды, которые только мог заслужить на этой должности: лауреат премии президента, лауреат премии фонда «Семья», заслуженный учитель… Виктор Павлович до сих пор работает в посёлке Выгоничи.— Тоже, наверное, директор школы?
Александр: Нет, он директором никогда не работал из-за своей принципиальной позиции. Ему предлагали не раз эту должность ввиду его высокого авторитета. Но он говорил: «Хозяйственная деятельность — это не про меня». А моя мама Антонина Прокофьевна вообще была первым человеком из своего села, который поступил в высшее учебное заведение!
Мои родители, как и мы с Таней, тоже учились на одном факультете. В Новозыбковском пединституте. После его окончания приехали в Выгоничи по распределению. И хотя они были первыми представителями педагогической профессии в своих семьях, заложили в детях трепетное к ней отношение. Ведь быть учителем — это действительно достойно уважения!
В нашей семье пять детей. Старшая сестра Ирина сейчас работает старшим преподавателем кафедры немецкого языка БГУ, младшая Елена — учительница математики школы № 10, ещё одна сестра Оксана — воспитатель детского сада, а брат Павел — студент БГТУ. Он один из нас не пошёл в преподаватели. Наверное, потому что представитель уже совсем другого поколения…
— А у вас, Татьяна, были педагоги в семье?
Татьяна: Да, у меня тётя педагог, заслуженный учитель России. Сестра моя тоже бывший школьный учитель. Отец — Алексей Григорьевич Титов — кандидат экономических наук, долгое время преподавал в БИТМе, а сейчас преподаёт на экономическом факультете БГУ.
— Получается, что и у вас семейная «предрасположенность» к профессии учителя…
Татьяна: Вы знаете, я не всегда хотела стать учителем. В школе моим любимым предметом была химия, и я мечтала поступить в медицинский институт. Но ни в Смоленск, ни в Москву меня не отпустили. А в Брянске из «химического» был только естественно-географический факультет педагогического университета. И я решила выбрать направление химия-биология. Только для меня, в отличие от Саши, главной была химия.
— В университете кто учился лучше — Александр или Татьяна?
Александр: Таня окончила наш естественно-географический факультет с красным дипломом. Она очень прилежная и старательная ученица. А я учился с разными успехами по разным предметам. Например, биологические предметы были мне интересны и близки, поэтому по ним пятёрки на экзаменах я получал автоматом. Каюсь, но меньше всего внимания я уделял общественным наукам. Так, очень непросто далась мне история КПСС на первом курсе. И красного диплома не получил. Но после окончания института я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимоотношения азотфиксирующих бактерий с бобовыми растениями».
ШКОЛА: ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА
— После окончания института вы сразу отправились преподавать в школу?Александр: Я остался работать ассистентом на кафедре зоологии, потому что учился в очной аспирантуре. В университете преподавал курс зоологии беспозвоночных. А в десятую школу на должность директора я пришёл именно с должности ассистента. Часов ассистента было немного, и поэтому я сразу же начал искать дополнительную нагрузку в школе. Я должен был попасть во вторую бежицкую гимназию, но там с сомнением отнеслись к тому, что я буду совмещать должность школьного учителя и ассистента на кафедре. А Таню к тому времени уже приняли в десятую школу. И когда я пришёл вместе с ней спросить, нет ли у них несколько часов биологии, директор поинтересовалась: «У вас фамилия достаточно редкая, вы не родственник ли Виктора Павловича Напреенко». Я ответил, что его сын. Оказалось, что мой отец — это один из лучших её студенческих друзей. Но родители мои никогда не использовали знакомства и связи для достижения каких-то своих целей. Поэтому всё получилось само собой. Судьба так распорядилась. Я вёл биологию в профильных химико-биологических и медицинских классах и до сих пор веду. А в 2003 году был назначен на должность директора школы. Потом наша школа получила статус лицея.
— На своём опыте вы можете сказать, у кого больше шансов выстроить карьеру в сфере образования — у мужчины или у женщины?
Татьяна: Наверное, у мужчины. Потому что у меня на первом месте всё-таки не работа, а семья, дети. Да и не тянуло никогда меня в эти высоты…
Александр: У мужчин в нашей профессии, возможно, есть какие-то психологические льготы. Начиная с поступления в университет, где предпочтения отдавались мальчикам. И вообще считается, что в школе должны быть мужчины. А во-вторых, наши преподаватели зоологии и ботаники, которые каждое лето вывозили студентов на полевые практики, говорили в один голос: «Бери парня! Кто тебе дрова там будет рубить?» Тогда девочкам было сложнее. Сейчас нет — сертификат ЕГЭ всех уравнивает.
— Каково это — когда муж начальник, а жена подчинённый?
Татьяна: Наверное, больше хорошо, чем плохо! Ещё с 1993 года, когда мы стали вместе работать, привыкли, что видимся и дома, и в школе. Всё время вместе и постоянно общаемся. Это хорошо и легко!
— А недостатки в этом есть?
Александр: Ну, конечно, есть! Жена всё время знает, где я… Это шутка, конечно. Потому что, признаюсь честно, меня никогда не тяготило большое количество времени, в течение которого я вижу Таню. Я очень рад любой возможности посмотреть на неё хоть мельком, когда она проходит по коридору или ведёт урок.
— А дома кто начальник?
Татьяна: На кухне я! В остальных помещениях муж — начальник.
— Кто из вас более строгий с учениками?
Александр: Конечно, Татьяна строже!
Татьяна: Мне просто больше приходится работать в классах не только химико-биологического профиля, где дети действительно понимают, что им нужен этот сложный предмет и стараются учиться. Я ещё веду уроки в восьмых и девятых непрофильных классах, где разный контингент. Вот там и приходится держать учеников в строгости, чтобы они до конца девятого класса хорошо доучились и не расслаблялись. В этом возрасте, когда у них сложный подростковый период, дети требуют особого отношения.
БУДУЩИЙ ПРАВОВЕД И ПРИНЦЕССА-ЛЯГУШКА…
— Расскажите про ваших дочек.
Татьяна: Катя учится в одиннадцатом классе нашего лицея, а младшей Маше пять лет.
— Как у старшей обстоят дела с учёбой?
Татьяна: Катя у нас умница. Несколько лет подряд побеждала на областных олимпиадах по праву. В девятом классе в составе брянской делегации ездила в Уфу на всероссийскую олимпиаду и заняла там третье место. В прошлом году в Белгороде стала победителем в номинации на «Лучшее знание семейного права».
Александр: Любой родитель хвалит своего ребёнка, и хорошо, когда есть повод похвалить. И я уверен, что дочка добьётся цели, которую ставит перед собой. Она хочет получить юридическое образование и найти хорошую работу в столице.
— Расскажите про вашу младшенькую…
Александр: В свои пять лет Маша может очень серьёзно поговорить с родителями. Она получила, наверное, большую порцию родительской любви, потому что Катя — студенческий ребёнок. При всём желании мы не могли уделять ей много времени. Татьяна ведь даже в декрете не была! После диплома сразу же приступила к работе на полную ставку. Катю воспитывали всей семьёй сообща. А Маша получила целый букет родительской заботы, внимания и любви. И я счастлив, когда свободное время могу провести со своими девочками.
— А у Маши есть склонность к науке или преподаванию?
Александр: Её любимый сказочный персонаж, любимая игрушка и любимый природный объект — лягушка. Класс земноводных! А куклы её не привлекают. Мы живём недалеко от Десны, поэтому прогуливаемся часто возле речки, и Маша всегда настаивает, чтобы на прогулке я наловил ей лягушек. Одну она несёт в руке, другую — запихивает в карман… И от этого счастлива безмерно!
Татьяна: Да, видимо, есть у неё интерес к биологии.
«ПРИНИЗИТЬ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НЕВОЗМОЖНО…“
— Трудно ли живётся учительским» семьям в материальном плане?
Александр: Честно сказать, непросто. Учитель на свою среднюю зарплату не так уж и много может себе позволить. В последние годы главным мерилом жизненного успеха и удачливости, мерилом полноты жизни и счастья являются деньги. Но это не единственное, что есть в жизни. И учительская профессия имеет в себе массу позитивного, массу положительных моментов.
Прежде всего, это возможность общаться с детьми, которую, на мой взгляд, самые искренние, честные, открытые. В каждом возрасте ребёнка — своя прелесть. Удовольствие — работать и в одиннадцатом классе, и в первом. Учительская профессия требует очень большого набора качеств, которыми должен обладать хороший наставник. Это интеллект, артистизм и все те душевные качества, без которых работать в школе очень трудно. И случайные люди надолго в школе не задерживаются.
— В таком случае какую роль, на ваш взгляд, играет учитель в современном обществе?
Александр: Мы помним высказывание Ленина о той высоте, на которой должен быть поставлен учитель в нашем обществе. Эту фразу сейчас почему-то воспринимают с иронией и улыбкой, но, на мой взгляд, принизить роль учителя невозможно. Мне не нравится, что
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из семейного архива НАПРЕЕНКО.
6393
Комментарии
Добавить комментарий
Ольга 15.06.2010 01:00:13