Промсвязьбанк: мы в очередной раз снизили ставки по «предпринимательским» кредитам

Про сложности малого и среднего бизнеса говорят постоянно. Про то, как выжить в современных условиях, получить прибыль, не потерять клиентов, — значительно реже. А ведь именно опыт работы предпринимателя, который успешно преодолевает кризис, имеет большую ценность для всех, кто занимается бизнесом. Как показывают опросы, весьма значимой проблемой является поиск приемлемых условий кредитования. Даже в стабильные времена взять кредит могло не каждое предприятие МСБ. Как же обстоят дела теперь? Какие шаги нужно предпринять, чтобы найти деньги на развитие своего дела? Об этом мы беседуем с Ольгой Мазарской, начальником отдела малого и среднего бизнеса Брянского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

— Ольга, как вы оцениваете результаты 2009 года?
— Рынок кредитования МСБ не умер, он продолжает развиваться. Это главное. Промсвязьбанк, например, не останавливал кредитование даже в самый напряженный период кризиса — в первом квартале прошлого года. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», мы сохранили за собой 6-е место по объему кредитного портфеля МСБ среди всех российских банков. Причем в минувшем году по объему кредитного портфеля «росли» существенно: на 13%, а рынок в целом — на 3,5%. А у большинства наших ближайших конкурентов портфели кредитов либо падали, либо оставались на уровне 2008 года. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2009 году Промсвязьбанк выдал 39,6 млрд рублей, а годом раньше — около 20 миллиардов.
— То есть спрос есть. А какие кредиты сейчас наиболее популярны?
— Если говорить о текущем моменте, то основная потребность компаний малого и среднего бизнеса — в оборотных средствах (то есть в коротких и быстрых деньгах). В прошлом году мы наблюдали значительный рост спроса на овердрафты, на кредиты сроком в год-полтора. Если взять структуру кредитования, например, второго полугодия 2009-го, то 24% от объема выдач — это именно овердрафты. А если брать общую структуру портфеля, то преобладают обеспеченные кредиты.
— Какие существуют требования к клиентам? Кто может претендовать на получение кредита?
— Основные требования: наличие опыта предпринимательской деятельности, прибыльность бизнеса. Для каждого продукта есть также свои требования, с которыми можно ознакомиться на сайте Промсвязьбанка: www.psbank.ru, или уточнить их по бесплатному круглосуточному телефону контакт-центра: 8 (800) 555-20-20. Подробную консультацию готовы оказать и специалисты нашего Брянского филиала, расположенного в Бежицком районе по ул. Куйбышева, д.18, телефон (4832) 58-90-00.
Хорошие шансы на получение кредита имеют компании, ориентированные на конечного потребителя. Это торговля (порядка 70% наших заемщиков представляют именно торговлю), производство товаров народного потребления, оказание услуг населению, предприятия общественного питания. Сегодня мы рассматриваем заявки клиентов, представляющих премиальный сегмент, потому что этот рынок стал потихоньку оттаивать.
Начинаем кредитовать компании, занимающиеся торговлей строительными материалами, хотя в разгар кризиса приостанавливали работу с такими заемщиками.
— В начале кризиса банки, реагируя на общую экономическую ситуацию, подняли ставки. Какие есть перспективы их снижения?
— Начиная уже с третьего квартала 2009 года банк начал снимать часть введенных ограничений, стали снижаться и процентные ставки. В минувшем году мы три раза снижали стоимость кредитных ресурсов: в июле, октябре и ноябре.
В феврале и марте 2010 года провели еще корректировки в пользу клиентов — в зависимости от программы они составили от 1,5% до 3,5% годовых. Это значительный шаг навстречу МСБ, и останавливаться мы не планируем. Наши кредиты должны развивать малый и средний бизнес.
— Какие кредиты Промсвязьбанк предлагает сейчас?
— Все наши предложения имеют свою целевую аудиторию. Так, «Кредит-Овердрафт» и «КредитПервый» (беззалоговый) предназначены для пополнения оборотных средств и для решения первоочередных бизнес-задач. «Кредит-Первый» залоговый позволяет не только удовлетворить текущие нужды, но и провести модернизацию оборудования, приобрести необходимые материалы, сделать ремонт.
Широкие возможности предоставляет «КредитБизнес». С его помощью можно осуществлять не только финансирование операционных расходов, но и инвестиции в производство, приобретать оборудование, автомобильную технику.
Спектр задач, которые можно решить с помощью банковского продукта «Кредит-Инвест» еще шире, что позволяет расширить и перевооружить производство, реализовать инвестиционные проекты. Кстати, по продуктам «Кредит-Бизнес» и «Кредит-Инвест» сроки кредитования мы увеличили до 5 лет — с началом кризиса срок был ограничен тремя годами.
Специализированный «Кредит-Транспорт» даёт нашим клиентам возможность приобрести автомобильную и специальную технику для нужд предприятий МСБ. Такой кредит в нашем банке предоставляется под залог приобретаемой или уже приобретенной техники, что делает это предложение очень конкурентоспособным.
Еще один специализированный продукт — «Кредит-Оборудование». Он, как и следует из названия, предназначен для обновления производственных мощностей.
Кроме того, мы выдали значительный объём средств благодаря кредиту Российского банка развития (РосБР), дочерней структуре государственной корпорации «Внешэкономбанк». Как известно, государство в период кризиса предприняло ряд важных шагов по стимулированию активности МСБ.
Это положительно сказалось на занятости населения, позволило многим компаниям не только остаться на плаву, но и развиваться. Для нас очень важно, что мы принимаем участие в реализации этой программы, имеющей государственное значение. В структуре выдач 25% кредитов были именно за счет сотрудничества с РосБР.
— Что нового предложит Промсвязьбанк в ближайшем будущем?
— Несмотря на кризис, мы повысили эффективность своей работы. Например, уровень одобрения кредитных заявок вырос в два раза. Это значительный скачок. Мы научились распознавать «нашего» клиента, уже на первой встрече определяться с возможностью выдать кредит. Кроме того, мы вдвое уменьшили продолжительность кредитного цикла момента поступления заявки клиента до момента выдачи средств).
На 2010 год Промсвязьбанк поставил перед собой амбициозные задачи. Объем кредитования мы готовы увеличить более чем на 40% это при том, что, по прогнозам, рынок кредитования МСБ в целом вырастет на 10%). Ожидаем значительного увеличения спроса на «Кредит-Инвест», «Кредит-Бизнес», продолжим развивать оборотное кредитование, поскольку спрос на него по-прежнему велик. Планируется рассмотреть вопрос об увеличении лимита овердрафтного кредитования.
Для тех клиентов МСБ, кто уже с нами работал, мы планируем внедрить такой продукт, как автоматический овердрафт: клиент приходит в банк на рассчётнокассовое обслуживание и через три месяца получает предварительно одобренное решение об открытии ему овердрафтного кредита. При этом нет необходимости собирать пакет документов, проходить кредитные процедуры.
Не за горами внедрение кредита под залог приобретаемой коммерческой недвижимости, при котором приобретать недвижимость можно будет как у третьих лиц, так и у муниципалитетов. Как видите, выбор широкий. И под любую потребность предпринимателя мы поможем подобрать кредитное предложение.
— Ольга, вы часто упоминаете о продуктах и особых условиях для тех клиентов, сотрудничество с которыми уже проверено временем. А много ли их у Промсвязьбанка?
— По статистике за прошлый год, у нас 40% «повторных» клиентов, 60% — новых. Значительный процент новых клиентов — это отличный показатель, особенно в период кризиса. Значит, наши предложения полезны и интересы. Примечательно также, что 80% наших заемщиков готовы к дальнейшему сотрудничеству, готовы рекомендовать банк своим коллегам и партнерам. И со всеми мы намерены выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения.

Екатерина ИВАНОВА.

1243