Шумная «ватага»

Удивительное событие произошло в Брянске ровно пять лет назад. В городе появилась своя диковинная «шайка, дружная толпа, товарищество для работы или попутья». Так бы истолковал название этого коллектива составитель словаря Владимир Даль. Сами же они предпочитают называть себя братством. Они — это семеро «гарных хлопцев», более известных как ансамбль народной музыки «Ватага». А возглавляет коллектив славный «атаман» Александр Колесников, с которым поговорила корреспондент «Брянской ТЕМЫ».

— Александр Александрович, расскажите о своём коллективе — когда он образовался и чем интересен для брянского зрителя?
— Ансамбль народной музыки «Ватага» был организован на базе Брянской областной филармонии в феврале 2004 года. А образовался он весьма интересным образом. История уходит своими корнями ещё в те времена, когда большинству участников современной «Ватаги» было не более пятнадцати лет. Из разных районов области приехали они покорять Брянск — поступать в колледж искусств, в народе именуемый «кульком». Там они и познакомились.
После окончания колледжа разъехались наши «ватажники» по своим районным центрам. Одни начали обучать детей музыке, другие трудиться в Домах культуры… Создавали семьи, обзаводились детьми, служили в армии, устраивались на работу и почти все участвовали в разных самодеятельных коллективах. А потом Вадим Кусачёв предложил создать собственный мужской ансамбль народной музыки. Идею дружно поддержали. Ребята обратились к руководству Брянской областной филармонии, где им выделили небольшой кабинетик.
После того как появилась репетиционная база, пришло время подумать о кандидатуре художественного руководителя. И они позвонили мне в Орёл. Дело в том что Вадим Кусачёв, Алексей Суконкин и Евгений Козлов после окончания брянского колледжа искусств учились в институте культуры и искусств на кафедре народного хорового пения. Идея мне понравилась, и я сразу откликнулся на предложение ребят.
Сначала бывал здесь наездами, а через полгода и вовсе переехал. Кстати, все участники «Ватаги» тоже поначалу приезжали на репетиции из своих городков, а потом окончательно осели в Брянске.
— Каким был период становления коллектива и с чего начиналась знаменитая ныне «Ватага»?
— Всё приходилось начинать с нуля: формировать репертуар, жанровое разнообразие, а также материально-техническую базу нашего творческого коллектива. Но уже вскоре ансамбль «Ватага» заявил о себе как яркий, самобытный, профессиональный творческий коллектив. И произошло это благодаря целеустремл ённости, творческому единению и уникальному артистическому потенциалу участников. Ведь это именно тот случай, когда одна голова хорошо, а семь лучше…

ОДНА ГОЛОВА — ХОРОШО, А СЕМЬ — ЛУЧШЕ!
— Какие произошли перемены в ансамбле «Ватага» с появлением художественного руководителя?
— У коллектива на тот момент было всего порядка десяти песен. Ребята использовали тот фольклорный материал, который остался у них после окончания колледжа искусств. У одного — ноты, у другого — аудиозаписи, у третьего — и то и другое. Они приносили понравившийся материал на репетиции и разучивали его.
Вначале мы расставили приоритеты — вокал оказался во главе угла. Начались репетиции. Иногда работали по десять часов в день. Настолько плотный был график! Но уже через месяц наша концертная программа была полностью готова. Это были сложные номера, различные жанры, много акапельных песен. Мы выступали с готовой программой перед худсоветом, на котором присутствовали руководители ведущих коллективов города. Худсовет после детального и обстоятельного разбора программу одобрил. И сразу же состоялся дебют ансамбля народной музыки «Ватага». Буквально через два месяца после того, как коллектив начал работать, мы подали заявку на участие в конкурсе «Красная горка». Это было первым нашим серьёзным выступлением.
— И каков был результат?
— Это была наша первая удача. «Ватага» завоевала диплом лауреата второй степени среди профессиональных коллективов из России, Украины и Белоруссии. Впереди нас были только москвичи, и это стало серьёзной заявкой для молодого коллектива. Мы поверили в свои силы и при поддержке руководства филармонии и областного управления культуры потихоньку начали набирать обороты. Поехали в Чебоксары на конкурс «Родники Поволжья», откуда привезли дипломом в номинации «За сохранение и возрождение народных традиций». Вот так и началось профессиональное становление коллектива.

ПЕСНЯ «ПОД СОУСОМ»
— Александр Александрович, расскажите о сегодняшнем репертуаре «Ватаги»?
— Это в основном песенный материал Брянской области, южного и западного регионов России. Помимо этого наша концертная программа включает реставрации аутентичного фольклора и обработки народных песен.
— А если говорить о конкретных жанрах…
— Отмечу, что мы отчасти ограничены в жанрах. Потому что издревле существует женская, мужская и смешанная народная музыка. Мужская музыка — самая малочисленная. К ней относятся скоморошьи игрища, былины, баллады, казачьи распевы, ямщицкие песни, отчасти свадебные обряды, музыкальная эксцентрика. Именно эти жанры формируют наш репертуар. Кроме того, мы работаем с различными жанровыми направлениями русской духовной музыки, стилем ретро и современной авторской песней.
Кстати, помимо вокально-хоровой и сценической работы коллектив уделяет большое внимание местным традиционным музыкальным наигрышам и инструментальному сопровождению народной песни. Наше творчество многопланово и разнообразно, но его основой всегда является традиционная брянская музыкально– песенная народная культура.
— Чем же отличается брянская этническая музыка от других?
— Брянск — кладезь древнеславянской музыки. Любой фольклорист вам скажет, что именно в наших краях сохранился один из древнейших пластов славянской музыкальной культуры. И порой очень приятно бывает на всероссийских конкурсах слышать брянские песни в исполнении коллективов из других регионов страны. Ведь наша этническая песня является своеобразным эталоном вокальной школы исполнения в целом.
— Стремитесь ли вы следовать первоначальным исполнительским канонам в своём творчестве?
— Мы не изменяем песни, но добавляем в них что-то    новое. Наша главная задача — отыскать редкую народную песню с ярко выраженными характерными чертами принадлежности к определённому жанру или местности. Затем разукрасить, добавить в неё «соуса» или «изюма» — называть это можно по-разному. Главное, чтобы песня приобрела новое современное звучание, но при этом сохранила свою структуру и первоначальный смысл. Тем самым мы продлеваем жизнь этой песни, сохраняем её для будущих поколений…
— Получается, что вы выполняете функции современных сказителей…
— Нет, я бы так не сказал. Мне больше нравится слово «пропагандисты». Тем более что с недавних пор у нас появилась добрая традиция проводить «Уроки гармонии“ в брянских школах. И это тоже своего рода пропаганда. Мы поём песни, показываем инструменты, рассказываем о традициях наших предков, о древних музыкальных жанрах. При этом мы приобщаем детей к культуре нашего народа, к его истории и фольклору.

СОЛО НА ТОПОРЕ
— Давайте поговорим об «орудиях пропаганды» народного искусства. Скажите, а какие музыкальные инструменты имеются у вас в арсенале?
— Пальцев рук не хватит, чтобы их пересчитать! Жалейки, калюки, баяны, гармони, балалайки, гусли, шумовые и ударные инструменты и даже коса с топором!
— Значит, суп из топора — это не самое необычное применение этому инструменту…
— Конечно, причём участники коллектива «Ватага» — виртуозы игры на топорах, косах и прочих сельскохозяйственных инструментах!
— Скажите, а откуда родом ваши народные инструменты — гусли, гармони, жалейки?
— Гармони — шуйские, баяны — тульские, жалейки, гусли и шумовые инструменты — из Орла. К слову, набор жалеек изготовил специально для нашего коллектива народный мастер России Александр Антонов.
— А как распределяются музыкальные обязанности в вашем ансамбле?
— Виктор Алёшин — гармонист, баянист и мультиинструменталист. Как руководитель народного оркестра по образованию, он играет практически на всём, что издаёт звуки. Вадим Кусачёв — главный по гармоням и жалейкам, топорам и пилам. Алексей Суконкин — отличный балалаечник. Инструменты Евгения Козлова — контрабас и бас-гитара. Удел Михаила Зайцева— труба. Александр Рукленок — специалист по шумовым и ударным инструментам. Я же занимаюсь вокально-хоровыми аранжировками, играю на гуслях, гитаре, калюках… Хотя каждый из нас владеет всеми музыкальными инструментами, которые имеются в нашем арсенале.

МУЗЫКАЛЬНАЯ «СОЛЬ ЗЕМЛИ» БРЯНСКОЙ
— Кстати, а откуда взялось название такое — «Ватага»?
— Название это родилось давно — вместе с появлением коллектива. А предложила его Римма Сенчукова — главный режиссёр Брянской областной филармонии. С названием она точно попала в десяточку! Потому что как корабль назовёшь, так он дальше и поплыв ёт.
— Раз уж мы заговорили о больших кораблях и не менее больших плавания, вспомните самую яркую победу прошедшего 2009 года.
— В мае 2009 года мы заняли первое место на Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни «Голоса России» в Смоленске. В конкурсе принимали участие коллективы из более чем тридцати городов нашей страны. «Ватага» оказалась лучшей среди них. Получается, что мы сами себе сделали подарок на наш первый юбилей. Наверное, за все пять лет нашего существования ярче победы не было.
— Александр Александрович, с коллективом всё понятно — пять лет, юбилей… А какой же средний возраст его участников?
— Средний возраст участников нашего коллектива — тридцать три года. Все важные жизненные этапы — учёба, армия, женитьба — ребята прошли вместе.
— Признайтесь, есть ли в вашем коллективе конкуренция? Разумеется, здоровая конкуренция…
— Какая может быть конкуренция, если мы — одна команда? Конкуренция исключена! Можно представить, что мы сидим в одной лодке и гребём. Если один из нас будет грести сильнее других, куда же заплывёт эта лодка? Она непременно собьётся с курса или даже утонет. Каждый из нас приносит своё звучание, свой характер, своё умение для того, чтобы коллектив работал.
— В чём секрет успеха ансамбля «Ватага»?
 — Сложно так сразу ответить… Наверное, секрет в том, что его вовсе и нет. Просто в нашем коллективе собрались уникальные таланты — настоящие самородки. По сути, ребята представляют весь брянский регион. Ведь городских в ансамбле «Ватага» нет — «от земли»: Трубчевск, Мглин, Климово, Суземка, Фокино, Комаричи — вот она «соль земли» брянской!
— Каковы творческие планы «Ватаги» на ближайшее будущее?
— Сейчас мы готовимся к важному выступлению, которое состоится 9 мая 2010 года на Красной площади. А предыстория у этого события такова: в декабре 2009 года творческие коллективы и исполнители Брянской области представляли свою программу на фестивале «Салют победы» в Воронеже. «Ватага» была в числе этих коллективов. Программа «В брянском лесу тишина» была признана лучшей и получила право участвовать в праздничных мероприятиях, посвящённых 65-летию Великой Победы. Это очень почётно и невероятно ответственно.
— В чём заключается творческое кредо вашего коллектив?
— Живое, естественное звучание мужских голосов вкупе со звучанием народных музыкальных инструментов. А также эксперимент и поиск новых концертных форм, сценического воплощения и композиционного решения народной песни. Только так в современно мире можно сохранить те крупицы народного искусства, которые пережили века. Именно этим и занимается ансамбль «Ватага». Приходите к нам на выступление и сами всё увидите!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива ансамбля «Ватага»

5255

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*