Как «Русский стиль» Францию покорил
Олег Геселев и Андрей Карпов — двоюродные братья. Оба родились в августе в семьях медиков. Правда, с разницей в два года. Братья живут в одном доме, учатся в одной средней школе, в одном классе детской школы искусств № 5… Но всё-таки объединяет их нечто большее. Балалаечник Олег и баянист Андрей составляют дуэт «Русский стиль», которому в этом году исполняется пять лет.
Семью Геселевых-Карповых так и хочется назвать музыкальной. Все дети из обоих семей получают или уже получили музыкальное образование. Так, старшая сестра Олега Геселева, Алёна, окончила Детскую школу искусств № 5 по классу гитары и сейчас учится в медицинском институте. Ещё одна сестра Настя учится в той же школе игре на фортепьяно. Младший Олег выбрал народный инструмент — балалайку.
В другой семье, Карповых, детей двое: Андрей из дуэта «Русский стиль» и младший Мишенька, который сейчас осваивает сложный музыкальный инструмент — баян. И, кстати, весьма успешно — Миша уже стал лауреатом нескольких конкурсов юных исполнителей.
Спрашиваю у старшего в дуэте Андрея, почему он выбрал именно баян?
— Потому что у меня прадед играл на гармошке. Мне родители о прадедушке много рассказывали, вот я и заинтересовался! — отвечает тринадцатилетний музыкант.
— Ты сразу понял, что сможешь играть на баяне или были сомнения? Всё-таки немаленький такой инструмент…
— Сначала думал, что не получится. Но потом попробовал и решил, что мне нравится играть на баяне.
— Так он же тяжёлый, наверное?
— Да, почти двадцать килограммов! Но я ведь сидя играю, поэтому не так тяжело, как кажется.
— Кто же из вас первый выбрал инструмент: Андрей — баян или Олег — балалайку?
— Мы в один год пошли в школу искусств, поэтому выбрали одновременно инструменты.
— А ты, Олег, почему решил стать балалаечником?
— У меня дедушка на балалайке играл и пел хорошо, — присоединился к разговору «младшенький».
— Ребята, как вы думаете, кто в вашем дуэте главный — баян или балалайка?
— Баян! — лукаво поглядывая на брата, признаёся одиннадцатилетний Олег, — он всегда первый начинает аккомпанировать.
— А есть ли преимущества в том, что вы братья?
— Конечно, есть! Например, если мы получаем кубок на фестивале, то его не надо делить. У нас ведь всё общее!
БАХ НА БАЛАЛАЙКЕ
По признанию руководителя дуэта, заслуженного работника культуры РФ Лилии Малышевой, большую пользу в занятиях приносит именно тот факт, что мальчики живут в одном доме и, тесно общаясь, могут часто заниматься вместе.
— Мне иногда кажется, что в этом есть некая предопределённость, — рассказывает о ребятах их педагог, — у обоих мальчиков буквально с первого класса проявились артистические музыкальные способности. Каким-то непостижимым образом всё соединилось в них для того, чтобы стать настоящим ансамблем — самым сложным видом музицирования.
— Лилия Николаевна, почему вы решили объединить ребят в ансамбль?
— До «Русского стиля» я руководила ещё одним замечательным дуэтом «Лад». Но его участники — Коля Липский и Олег Атрощенко — выросли, окончили школу искусств, и на этом их пути разошлись. Олег выбрал профессию железнодорожника, потому что у них в семье целая династия представителей этой профессии, а Николай продолжил своё музыкальное образование, но уже как солист. Кстати, в составе «Лада» они даже до Государственной Думы дошли — выступали на спиваковском конкурсе «Москва встречает друзей». Очень хороший был дуэт… И когда я увидела братьев Геселева и Карпова, то сразу поняла — вот она, замена моему «Ладу»!
— Трудно ли им было «спеться», а точнее, сыграться?
— Вначале мальчики были маленькие, «не сыгранные», поэтому было немножко тяжело с ними работать. Хотя сразу было видно, что оба ребёнка очень артистичные и музыкальные. С годами появилась синхронность, чувство партнёрства, духовное родство. У них ведь сейчас даже жесты одинаковые! Настолько хорошо Андрей и Олег чувствуют друг друга.
— Подходят ли Олег и Андрей друг другу по возрасту?
— По возрасту да! А вот по росту не очень… Старший Андрей на целую голову выше младшего Олега. Однажды я в шутку попросила Андрея, чтобы он не рос ещё выше, подождал брата. И, представляете, пока не растёт!
— Есть ли в дуэте «Русский стиль» явный лидер?
— В ансамбле лидер младший Олег. Зато в хозяйственных делах главный Андрей, потому что он с детства привык за братом присматривать. Он галстуки-бабочки перед концертом укладывает, следит, чтобы носки были классические чёрные…
— Так ансамбль же народный, при чём тут классический наряд?
— Мы играем не только народную музыку. Ребята, например, даже Баха на своих инструментах могут сыграть! Ведь «русский» стиль — не значит «деревенский» стиль с расписными рубашками и лаптями. Как в музыке, так и в одежде мы придерживаемся классических правил.
— А кто придумал название дуэта «Русский стиль»?
— Мы долго были безымянными. Однажды я спросила совета у своей подруги Татьяны Смирновой — руководителя хореографического ансамбля «Акварель». Она сразу сказала: «Назови их „Русский стиль“. А мы с ребятами как раз разучивали пьесу в стиле русских народных страданий. Так родился „Русский стиль“.
ФРАНЦУЗСКИЕ КАНИКУЛЫ
Первое выступление дуэта «Русский стиль» состоялось в 2005 году на областном конкурсе «Дебют на концертной сцене». Ещё совсем юные музыканты впервые получили звание лауреатов. Весной 2006 года — выступление на традиционных для Брянска майских ассамблеях «Учитель и ученик», в ноябре 2006-го — конкурс исполнителей на народных инструментах «Самоцветы России» в городе Иваново, 2007 и 2008 годы — «Орлята России» в Туапсе, в том же 2008-м — «Играй баян» в Ржеве и фестиваль студенческой музыки во Франции…
— Самой интересной для ребят была, конечно же, поездка во Францию — вспоминает Лилия Николаевна, — с этого фестиваля они привезли целый багаж впечатлений!
— Для участия в фестивале необходимо было пройти предварительный отборочный тур. Он был заочным, и участники выбирались по записям. На простую любительскую камеру мы записали три произведения. Потом отправили запись и… благополучно о ней забыли. Ведь я и подумать не могла, что ребята окажутся в числе приглашённых на фестиваль. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что «Русский стиль» — единственные коллектив из России на фестивале в Бельфорте!
— Лилия Николаевна, расскажите немного об этом фестивале.
— Международный фестиваль студенческой музыки впервые состоялся в 1986 году и первоначально объединил 400 музыкантов из трёх стран мира: Швейцарии, Франции и Германии. Когда в 2008 году мы оказались в Бельфорте, городке, расположенном недалеко от Парижа, то количество участников фестиваля достигло уже 2500 музыкантов из 35 стран, среди которых Франция, Германия, Мексика, Куба, Россия и Беларусь.
Проживание и питание для нас было бесплатным, дорогу мы оплатили только на пятьдесят процентов. Единственным условием фестиваля было отыграть часовую программу. Мы хорошо подготовились: выучили новые песни, вспомнили старый репертуар.
— Какие песни исполнял «Русский стиль»?
— «Во кузнице», «Выйду на улицу», «Калинку», страдания, эстрадную миниатюру…
— И как брянский дуэт приняла французская публика?
— Очень хорошо! Кстати, публика там была самая разная: взрослые, дети, пенсионеры и, что особенно радовало, много молодёжи.
Ребята были настоящими артистами. Им приходилось давать несколько концертов в день с постоянными аншлагами. И все так хотели посмотреть на «юных виртуозов» из России, что организаторы попросили нас дать дополнительный концерт под открытым небом. Во время этого концерта Олег с Андреем всего двадцать минут поиграли на ступеньках мэрии и заработали в пересчёте на наши деньги почти полторы тысячи рублей…
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ «СО СКИДКОЙ»
Пока Лилия Николаевна рассказывала «про Францию» Олег и Андрей заметно оживились.
— А ещё мы в Диснейлэнде были и на американских горках катались! — вклинился в разговор Олег. — Страшно было! А ещё из карманов всё вываливается. У меня даже несколько монеток выпало…
— И на Эйфелевой башне были. Купили билетики на первый этаж, а сами поехали на второй. Французы даже не заметили! — добавляет Андрей.
— И в метро парижском заблудились, — выдают братья хором.
— Когда вы всё успели!
— И не говорите! — смеётся Лилия Николаевна. — Мы ведь в Париж поехали самостоятельно, без гида и сопровождения. Уже после конкурса. Мои французские друзья помогли нам с гостиницей. Разве можно, побывав во Франции, не увидеть Парижа! Вот мы и рискнули. Приехали в столицу — такси дорого, решили на метро. Адрес гостиницы мы знали, а как добраться, даже французы с трудом могли подсказать. Три часа пробыли мы в метро, переезжая с одной станции на другую. Только представьте: багаж, двадцатикилограммовый баян, балалайка и двое маленьких детей… Когда наконец-то добрались до гостиницы, упали на свои кровати и заснули! Кстати, в парижском метро почти нет эскалаторов, только ступеньки.
— Планируете ещё на заграничный конкурс поехать?
— Да, уже в июле мы снова отправимся на фестиваль во Францию. Свою вторую путёвку в Европу мы получили вместе с Гран-при на конкурсе «Роза ветров», проходившем в Рязани.
— А вообще часто ли устраиваются конкурсы для ансамблей исполнителей на народных инструментах?
— Часто, но мы стараемся выбирать конкурсы, где поменьше коммерции. А ещё иногда мальчики выступают как сольные исполнители. Например, совсем недавно, в апреле, Олег занял второе место в своей возрастной группе на конкурсе балалаечников имени Михаила Рожкова в Нижнем Новгороде.
— Лилия Николаевна, чем интересна игра каждого участника дуэта «Русский стиль»?
— Как профессионал, могу сказать, что игру балалаечника Олега Геселева отличает техническое мастерство и красота звучания. Он увлекает слушателя экспрессией, артистическим обаянием и изяществом.
У баяниста Андрея Карпова глубокий интеллектуальный подход к исполняемой музыке, его главная «фишка» — это самобытность художественной интерпретации и умение найти ключ к сердцам самых взыскательных слушателей.
— Но всё-таки они ансамбль…
— Безусловно! А настоящий ансамбль — это близость во всём: близость индивидуальностей, духовное единение, эмоциональное родство, близость приёмов, форм, направлений в совместной работе. И у дуэта «Русский стиль» есть своя определённая система жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющая синхронно исполнять произведения.
БАЛАЛАЙКА И БАЯН… СПЕЛИСЬ!
— Хорошо ли сочетаются между собой инструменты — балалайка и баян?
— Да, это очень удачное сочетание. Даже домра с баяном, как у моего прежнего дуэта «Лад», не столь гармоничное сочетание.
— А где вы достаёте аранжировки для этих двух инструментов? Или это не такая уж и редкость…
— Обработки музыкальных произведений и пьес для нас делает преподаватель колледжа культуры, заслуженный работник культуры Михаил Товпеко. Например, для поездки во Францию он написал нам обработку русской народной песни «Во кузнице» для баяна и балалайки. К праздничным выступлениям в честь 65-летия Победы обработал на два инструмента военную песню «Смуглянка» и создал попурри на тему войны. А вообще музыку для дуэта «балалайка-баян» найти очень сложно, её практически нет. Тем мы и уникальны с своём роде.
— Какие преимущества от занятий музыкой есть у самих детей? Ведь это же их свободное время…
— Во-первых, мальчики в своём возрасте уже объездили полстраны, были за границей, а ещё отдыхали на море в награду за своё выступление. Во-вторых, их талант хорошо оценили на уровне городского управления — уже второй год Олег и Андрей являются городскими стипендиатами и получают ежемесячно по тысяче рублей каждый. И, наконец, у них есть возможность дарить своё искусство окружающим. Например, недавно у их общего дедушки был день рождения. Так они для него всей семьёй выступали! И гвоздём праздничной программы было выступление дуэта «Русский стиль».
Напоследок нашей беседы задаю ребятам традиционный вопрос этого номера.
— Есть такой праздник — День защиты детей. Как вы думаете, от чего нужно детей защищать?
Олег: От наркомании, алкоголизма и курения. Чтобы даже никогда не пробовали!
Андрей: От терроризма и плохих людей. Чем меньше дети будут общаться с плохими людьми, тем спокойнее за них будет родителям.
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
3592
Добавить комментарий