Игорь Фомиченко: «Правила созданы, чтобы их соблюдать!»

Отдел организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения — это своеобразная пресс-служба областного ГИБДД. Во всяком случае, именно так его в народе и называют. Старший инспектор управления ГИБДД Игорь Фомиченко рассказал «Брянской ТЕМЕ» о деятельности своего отдела, а ещё о том, почему по брянским дорогам разгуливают зебры, как догнать злоумышленников и в каком кино снимались сотрудники брянской госавтоинспекции.

— Игорь Анатольевич, расскажите о работе вашего отдела — чем приходится заниматься?
— Направления нашей деятельности разносторонние, но главная цель — это проведение профилактических мероприятий и предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Мы сотрудничаем со средствами массовой информации, поэтому можно смело утверждать, что наша работа всегда на виду. Самый яркий пример сотрудничества со СМИ — это известная каждому авторская программа «Город дорог», ведущей которой является Ия Тризна.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, не сидим в кабинете. Ведь принцип наш таков: чем больше мероприятий мы проводим и чем больше задействуем в них людей, тем меньше будет дорожно-транспортных происшествий. Например, наши сотрудники выезжают с видеокамерой на место происшествия, снимают сюжеты и получается материал в форме «шоковой терапии» — показ мест ДТП, погибших и пострадавших. Это, я считаю, очень важно для профилактики, но главное — знать меру!
Кроме того, независимо от времени года мы проводим различные мероприятия пропагандистской направленности. Это социальные акции, в которых задействованы все возрастные и социальные категории граждан. Главное — показать, к чему может привести нарушение Правил дорожного движения. Важно, чтобы человек осознал, что от его действий на дороге зависит безопасность его самого и окружающих.
— Например…
— Каждый Новый год мы начинаем с акции «Дед Мороз за Правила дорожного движения». Мы наряжаем нашего сотрудника Дедом Морозом, снабжаем его подарками и полиграфической продукцией, выходим на места с оживлённым транспортным движением и вручаем наиболее законопослушным участникам дорожного движения новогодние сувениры.
— Самому случалось дедморозить?
— Этой акции уже почти десять лет, и я как раз был самым первым Дедом Морозом. Помню реакцию водителей — удивлённые глаза и вопрос испуганным голосом: «Товарищ инспектор, за что останавливаете-то?!» Приходилось объяснять, что это не наказание, а, наоборот, поощрение. Потом водители привыкли к этой акции и уже не пугались инспекторов в костюме Деда Мороза!
Подобные мероприятия мы проводим в канун всех праздников. Например, интересный конкурс для женщин-водителей «ТрансМИССия» в этом году прошёл в преддверии 8 марта. Пятнадцать очаровательных участниц приехали на полигон и выполняли различные задания: проезжали «восьмёрку», меняли колесо на скорость, сдавали экзамен ПДД, превращали свой автомобиль в букет цветов, корзину конфет, спальню на колёсах и даже в Микки-Мауса… Почти со всеми заданиями участницы справились великолепно. Но победили только трое — самые опытные водители!
— А для детей конкурсы в вашем «арсенале» имеются?
— Конечно! В конце прошлого года совместно с брянским кукольным театром мы организовали проект — постановку сказки, посвящённой Правилам дорожного движения. Одним из участников спектакля была зебра. Она стала живым символом ГИБДД в акции, цель которой научить граждан переходить проезжую часть только в положенных для этого местах. Теперь наши сотрудники иногда наряжаются в костюм зебры и сопровождают пешеходов по разметке с таким же звериным названием. Получается небольшое театрализованное представление, которое, конечно же, не остаётся незамеченным.
Кроме того, мы проводим различные тематические конкурсы для детей. Например, на лучшую поделку, созданную своими руками, или знаменитый конкурс «Безопасное колесо». Работаем с юными инспекторами дорожного движения. Это помогает раскрыть творческий потенциал детей и научить их соблюдать правила дорожного движения.

АКТЁРЫ В ПОГОНАХ
— Игорь Анатольевич, расскажите о том, как сотрудники брянского ГИБДД снимались в кино.
— Вы, наверное, имеет в виду съёмки фильма «Сынок» режиссёра Ларисы Садиловой, которые проходили в Трубчевске? Да, наши сотрудники и косвенно, и напрямую участвовали в съёмках этого фильма. Расскажу небольшую предысторию. Долгое время у меня мечта, чтобы Правила дорожного движения пропагандировали известные брянские не только!) актёры, политики и спортсмены.
Когда мы узнали, что в Брянской области снимается фильм с участием российских звёзд кино, то решили привлечь их в свою пропагандистскую деятельность и поехали в Трубчевск — знакомиться с Ларисой Садиловой. Идея моя так и осталась нереализованной, зато наши сотрудники очень пригодились на съёмочной площадке. Во-первых, мы обеспечивали безопасность дорожного движения во время съёмочного процесса. Во-вторых, сотрудники Трубчевского районного отдела ГИБДД участвовали в массовке, то есть примерили на себя роль актёров. Ведь в этом фильме снимались многие жители Трубчевска…
Мы подружились с режиссёром. И когда она опаздывала на премьерный показ «Сынка» в Брянске, при помощи машин сопровождения «с ветерком» доставили её в кинотеатр: за 10 минут из центра Бежицы до кинотеатра «Родина»! К слову, у нас в управлении есть рота специально обученных сотрудников, которые обеспечивают сопровождение наиболее значимых гостей нашего города. Также они организуют движение автобусов с детьми, когда это необходимо. Да и вообще любое мероприятие в Брянске не проходит без участия сотрудников ГИБДД. Из наиболее значимых — Парад поколений и Свенская ярмарка.

ПОГОНЯ, ПОГОНЯ, ПОГОНЯ…
— Расскажите про внештатные ситуации, которые случаются с сотрудниками ГИБДД на посту.

— Иногда и роды приходится принимать, и разбойников задерживать. Недавно произошёл такой случай: дежурившие на посту инспекторы полка ДПС ГИБДД из сообщения по радиостанции узнали, что на водителя такси совершено разбойное нападение. По данным дежурной части выходило, что на улице Речной, в районе моста через реку Болву, двое неизвестных напали на водителя, ранили его, завладели автомашиной «Жигули» десятой модели и скрылись в неизвестном направлении. По рассказам самих инспекторов, минут через десять после получения ориентировки они увидели «Жигули» с «шашечками», несущиеся на большой скорости им навстречу. Сотрудники поняли, что это та самая машина, и подали сигнал об остановке. Водитель предупреждение проигнорировал, и началось преследование. В итоге уже за городом угонщики не справились с управлением, и машину занесло в кювет. Пассажиры побежали в сторону леса. Одного удалось поймать сразу, второй предпринял попытку скрыться по болотистой местности. Но сотрудник ГИБДД его догнал. Правда, пришлось бежать за нарушителем по болоту. По пояс в холодной воде.
— А в вашей практике подобное случалось?
— Когда я работал в Дубровском районе, со мной произошёл один дурно пахнущий случай… В тот день мы с напарником закончили смену, сдали табельное оружие и уже собрались уходить. Вдруг заскакивает дежурный с криком: «Ребята, караул! Поступила информация, что по Дубровке ездит трактор и разбрасывает удобрение!» А удобрение это было натурального происхождения, пардон, навоз.
Мы с напарником садимся в патрульную машину — новенькую вишнёвую «шестёрку», которую получили буквально две недели назад. Поехали искать этот трактор. По звуку поняли, что злоумышленник совсем близко. А машину-то жалко… Она ведь совсем новенькая ещё была, блестящая, ни в какие передряги ещё не попадала.
Решили не рисковать — припарковали её в какомто переулочке, ждём. Трактор проехал мимо. К тому моменту удобрение у него уже закончилось, но хмель с водителя ещё не сошёл. Мы за ним! Оружия нет, пришлось бросать в трактор камни, палки — чтобы хоть как-то     его «пометить», а потом найти на стоянке сельхозтехники. Но трактор оказался непробиваемым. В итоге он свернул на перепаханное поле и был таков. Но не оставлять же нарушителя безнаказанным!
Мы поехали обратно в Дубровку и по следам нашли дом, где жил горе-тракторист. Оказалось, что он вместе с отцом напился самогона, родственники благополучно поругались или даже подрались, ну а дальше вы уже знаете. Хулиганство же произошло потому, что водитель трактора случайно нажал на рычаг и начал разбрасывать удобрение.
На следующий день в пять утра мы приехали на колхозную тракторную стоянку и оформили почти всех водителей за вождение в нетрезвом состоянии. Кстати, так оно и было — в колхозе трезвым на работу редко кто выходил. Они удивились нашей проверке, спросили, почему такие меры были приняты. Мы подробно рассказали о случившемся и уехали со стоянки.
Через пару дней приходит в отделение тракторист-хулиган с синяками под глазами и говорит: «Оформите меня хоть за неподчинение, хоть за пьянку! Сил больше нет терпеть…» Видно, коллеги с ним так хорошо разобрались, что у него пропало желание нарушать покой мирных граждан!
Расскажу ещё один случай. Как-то работали мы в Почепском районе, и я был старшим экипажа. Останавливает мой подчинённый лейтенант водителя — пожилого человека — и обращается к нему: «Орех Орехович». Вместо Иван Иваныча или Михал Михалыча, например. Я рассердился такому неуважению. Говорю: «Зачем так издеваться над людьми!» Инспектор протягивает мне права, а там действительно Орехов Орех Орехович.
— Приходилось ли вам рисковать собственной жизнью на посту?
— Было это перед Новым годом. Я дежурил на дороге с внештатным сотрудником милиции. Мы остановили машину, водитель которой был пьян. Только начали с ним разговаривать, как он вдруг нажал на газ и рванул вперёд. Мне ничего не оставалось сделать, как запрыгнуть на капот, схватиться за дворники и попытаться его остановить. Он видит, что человек на капоте, а всё равно разгоняется — сорок, пятьдесят, шестьдесят километров в час! Спрыгивать поздно, скорость слишком большая. Правда, мой внештатник Алексей не растерялся — успел запрыгнуть в салон и начал борьбу с пьяным водителем. Так мы проехали почти полкилометра, но машину всё-таки остановили. Новый год наш нарушитель встречал уже за решёткой, отсиживая положенные пятнадцать суток.
— А в милицейско-журналистской практике есть место для необычных ситуаций?
— Лет пять назад в Унечском районе столкнулись автобус и грузовик. Я взял видеокамеру и поехал на место происшествия. Было известно, что есть один погибший и несколько раненых. Приезжаю к месту аварии и вижу такую картину: вечер, идёт снег и в свете фар всё вокруг залито кровью. Все сугробы на обочине ярко-красные… У меня мурашки по коже, спрашиваю: «Что тут случилось?» Оказалось, КАМАЗ вёз банки с томатной пастой, которые при столкновении разбились и окрасили снег.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
— Игорь Анатольевич, почему вы выбрали именно эту профессию?

— Мой отец некоторое время работал участковым, к тому же у меня с детства была мечта стать юристом. Правда, после окончания школы я получил профессию токаря второго разряда, и меня забрали в армию. Служил в Германии в танковых войсках водителем-механиком. Затем два года отработал на заводе в гальваническом цехе — делал «блестящими» различные детали. А потом устроился на работу в органы внутренних дел. Очень романтичной казалась мне эта профессия!
В 1988 году окончил орловскую школу милиции и был направлен в Дубровский рай-отдел инспектором по административной практике. Из Дубровки через полтора года перевёлся в Брянск — в отдел по технической инспекции ГАИ Брянского горисполкома. И, наконец, был назначен старшим инспектором управления ГИБДД в «Отделе организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения». Так до сих пор и пропагандирую.
— И последний вопрос: всегда ли вы соблюдаете Правила дорожного движения?
— А как же иначе! Я всегда пристёгиваюсь ремнями безопасности, даже если мне по роду деятельности разрешается не пристёгиваться за рулём служебной машины. Пешеходов обязательно пропускаю на переходах, следую знакам и соблюдаю скоростной режим. Кстати, и читателям «Брянской ТЕМЫ» советую: «Соблюдайте Правила дорожного движения! Будьте внимательны на дороге! Берегите себя и близких!»

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива пресс-службы УВД по Брянской области.

3694