Вокруг земли на воздушном шаре

В 1999 году впервые в истории человечества совершилось кругосветное путешествие на воздушном шаре вокруг Земли.

Жюль Верн, написавший сто с лишним лет назад роман «Пять недель на воздушном шаре», подсказал любителям приключений идею о длительном воздушном путешествии. А самого французского фантаста на данный сюжет навёл давний знакомый — журналист и фотограф, авантюрист и искатель приключений Феликс Турнашон, которого весь Париж знал под прозвищем Надар.
В начале 60-х годов позапрошлого века, когда Жюль Верн подружился с Надаром, тот был занят сбором средств и конструированием огромного воздушного шара объёмом 6 098 куб. м, который он назвал «Гигантом». Десятилетие за десятилетием многие не оставляли своих попыток создания новых, более совершенных воздушных шаров, на которых совершали всё более дальние и высотные путешествия.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ
Очередные попытки облёта Земли на воздушном шаре предпринимали многие. Летали компаниями и в одиночку. В 1998 году рекорд пребывания в полёте поставил Стив Фоссетт. Обвешав всю гондолу баллонами с пропаном, чтобы подольше подогревать воздух в оболочке, он отправился в полёт в новогоднюю ночь.
Отказ встроенной системы контроля обогрева кабины внёс существенные изменения в планы. Натерпевшись холода, он принял решение спуститься в более тёплые слои атмосферы. На высоте 914 м он вошёл в воздушное пространство Российской Федерации в районе города Анапы. Через некоторое время Стив подал сигнал об экстренном снижении — внутреннее оборудование оказалось менее стойким к низким температурам, чем доблестный пилот, всё окончательно отказало, и воздухоплаватель был вынужден приземлиться возле хутора Гречаная Балка, что в Краснодарском крае.
Ричард Руган — пилот, который в декабре 1986 года облетел земной шар на самолёте конструкции своего брата, был не прочь повторить своё достижение на воздушном шаре «Глобал Хилтон» в паре с Дэвидом Мелтоном. Их тандем продержался в воздухе менее двух часов из-за повреждения бортового резервуара с гелием.
Рекордсменом 1998 года оказался международный экипаж в составе швейцарца Бертрана Пиккара, бельгийца Бима Верстраэтена и англичанина Энди Элсона. Взмыв в небеса без особой шумихи на шаре «Братлинг Орбитер-2», они пролетели свыше 20 тыс. км, но были вынуждены прервать путешествие. Попав в неблагоприятные метеоусловия, экипаж потратил много топлива, огибая опасные районы, и в конце концов из-за нехватки горючего сел в Бирме.

ЗА НИМИ СЛЕДИЛ ВЕСЬ МИР
Пивоваренная компания «Анхойзер-Буш» назначила приз в 1 000 000 долларов тому, кто совершит кругосветное путешествие на воздушном шаре. Но аэронавты отправились в полёт вовсе не за призом. Они справедливо считают, что удовольствие от полёта в деньгах не измеришь.
Один за другим стартовали экипажи из разных стран, и один за другим терпели неудачу. Основная дуэль разгорелась между европейцами. Британцы Энди Элсон и Колин Прескотт, стартовав из Испании 17 февраля 1999 года, провели в воздухе свыше 12 суток, побив мировой рекорд продолжительности и дальности полёта, но были вынуждены приземлиться из-за нехватки топлива.
Другой шар — «Орбитер-3» — стартовал 1 марта того же года из швейцарского местечка Шато д`Э. Его командором стал Бертран Пиккар, готовившийся к старту с ноября 1998 года. Мешали две причины: неблагоприятная погода и отсутствие разрешения Пекина на пролёт воздушного пространства КНР.
Первоначально планировалось облететь Землю за 16 суток, имея в виде преимущества разрешение на пролёт над южной частью Китая. Однако экспедиция складывалась далеко не просто. Стартовать пришлось при сильном приземном ветре, не дожидаясь хорошей погоды, из-за больших опасений Бертрана упустить попутные стратосферные течения. Сразу же после старта их понесло к Испании. Изменив высоту, аэронавтам удалось выправить направление полёта и попасть над Мавританией в попутное воздушное течение, которое понесло их в сторону Индии, Китая и через Тихий океан к Калифорнии.
На 18-й день полёта воздушный шар миновал американский континент и оказался над Атлантикой. Воздухоплаватели стали надеяться на благополучный исход своей экспедиции, и надежда придала им сил, которые к тому времени были на исходе. На контрольный пункт пришло сообщение, что в кабине вышел из строя один из обогревателей и температура на борту не превышает +8°С. Оба воздухоплавателя оказались сильно простужены. Бертран Пиккар, по основной профессии врач-психиатр, даже был вынужден прибегнуть к гипнозу, чтобы восстановить силы.
Ещё одна интересная подробность: отсеки воздушного шара «Орбитера-3» были наполнены не гелием, а пропаном, поэтому этот шар был больше и тяжелее, чем у Элсона и Прескотта. Его высота — 55 метров, вес — 9 тонн. За счёт этого удалось увеличить запасы горючего, что в конечном итоге себя оправдало.
Невероятно усталые воздухоплаватели 21 марта 1999 года около 10 часов утра успешно приземлились на воздушном шаре у египетских пирамид. Первое кругосветное путешествие на воздушном шаре состоялось.
Так Бертран Пиккар — внук Опоста Пиккара, который на стыке 1931 и 1932 годов установил мировой рекорд высоты для воздушных шаров, поднявшись в стратосферу на 16 км 370 м, сын Жака-Эрнеста Пиккара, который в 1960 году достиг рекордной отметки глубины в Мировом океане 10 км 916 м, — вписал своё имя в книгу мировых рекордов.

Игорь АНИКУШИН.

1846

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*