Галина Бодякова: «чтобы жить, надо мечтать!»

Есть люди, после общения с которыми на душе становится светло и легко. Они, словно лучики света, озаряют собой пространство вокруг нас. Художник Галина Бодякова — именно такой человек. А жизненный девиз Галины отражается в каждой её работе — «Чтобы жить, надо мечтать!»

* * *

Художник. Многие боятся назвать себя этим словом. Почему? Я думаю, смотря что в него вкладывать. С одной стороны, художник — это просто профессия. А с другой — состояние души, когда ты не можешь пройти мимо прекрасного и стараешься передать это на высоком профессиональном уровне. Творчество — это путь. И у каждого свой. Путь, по которому нужно идти, невзирая ни на что. Просто потому, что не можешь идти другой дорогой.

* * *

Однажды мне позвонила женщина, которая когда-то купила мою работу «Мечтатель» — с белым медведем, разглядывающем в проруби экзотических рыбок. Оказалось, что мама этой женщины лежит в больнице и в этот момент ей делают сложную операцию. «Я хочу, чтобы первое, что увидит мама, открыв глаза, — была ваша картина»,—услышалаявзволнованныйголос.Черезполчаса женщина приехала комне в мастерскую. Работу выбрала практически сразу. А когда узнала, что картина называется «Подарок маме», расплакалась. И я вместе с ней.

* * *

Так получилось, что пока папа учился в Ярославском художественном училище. Я дошести лет жила с бабушкой и дедушкой в городе Путивле на Украине. Это древний город с богатой историей. Путивль упоминается в «Слове о полку Игореве»: когда-то там была резиденция князя Игоря. Дедушка работал директором краеведческого музея, вел раскопки, а бабушка—в санэпидемстанции. Вся городская интеллигенция регулярно собиралась у нас дома. Дедушка прошёл всю войну и домой из Берлина привёз трофейные краски, которыми рисовал для души. Он был очень артистичной личностью, ставил с друзьями спектакли, знал наизусть практически всего Есенина, Маяковского, был знаком с Ковпаком и Рудневым. Мы с ним даже снимались в массовке художественного фильма «Думы о Ковпаке». За огромным раздвижным столом собирались большие компании не только взрослых, но и детей. Я помню, как на мой третий день рождения дедушка принёс кинопроектор имы с соседскими детьми смотрели «Шпионские страсти». А потом танцевали летку-енку.

* * *

Я уверена: первые игрушки, домашняя обстановка откладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь. У меня был большой белый медведь, который потерялся во время наших бесчисленных переездов. Я надолго забыла о нём. А потом моя белая шиншилловая кошка Мася вдохновила меня на создание картины «Мечтатель!». Есть удивительная фотография, где запечатлён момент, когда кошка внимательно смотрит на готовую картину. Потом она стала спать, так же свешивая левую лапу, как этот белый медведь. Так что Мася вернула меня к детским воспоминаниям, а в творчестве появились белые медведи.

* * *

Вот одно из ярких детских воспоминаний. Мне пять лет, ранняя весна. Снег практически растаял, но травы ещё нет. Я иду вдоль покосившегося деревянного сарая и вдруг вижу у самой стены красивый шёлковый шнурочек, который переливается на солнце. По складу характера я созерцатель. Поэтому сажусь на корточки и долго любуюсь находкой. Разглядываю тонкое сетчатое плетение, наблюдаю, как под ярким солнцем на нём вспыхивают искорки. Потом решаюсь взять шнурочек в руки. И только приподнимаю за кончик, как он — раз и исчезает между досками сарая. Оказалось, что это был… крысиный хвост.

* * *

Я несколько раз убеждалась в том, что люди все по-разному воспринимают увиденное. Однажды, вдохновившись работами своей тёти — художника Людмилы Бодяковой, я сделала гобелен. Получился очень симпатичный львёнок. С мохнатой гривой, когтистыми лапами… И вот стою я с этим гобеленом на Андреевском спуске — улице Киева, где художники продают свои работы. Такой аналог Арбата. Одна женщина подошла поближе. Долго рассматривала гобелен, трогала, восхищённо вздыхала, отходила к другим художникам, потом снова возвращалась… А уходя, на прощанье сказала: «Как же мне понравился ваш слоник, жаль, купить не могу!»

* * *

В детстве я мечтала стать балериной. Папа сделал мне красивую корону из пенопласта. Когда мы переехали в Брянск, меня привели в балетную студию Дома пионеров. Сейчас в этом здании Брянский ТЮЗ. Занималась я балетом до четвёртого класса. Но из-за того что мы постоянно переезжали из одной съёмной квартиры в другую, с балетом пришлось расстаться. А моя детская мечта воплотилась в картине «У зеркала».

* * *

Несмотря на папу художника, я сама рисовать стала поздно. Только в пятом классе пошла заниматься в художественнуюшколу. А толчком к этому стала… бездомная кошка. Я всё время таскала домой кошек, и, когда, наконец, получили своё жильё, родители сжалились и разрешили мне оставить очередную уличную мурку. Она была очень ласковой, любила спать у меня на голове и заразила лишаём. У меня были длинные косы, с которыми пришлось расстаться. Так что можете представить моё состояние. Я — новенькая в классе, ещё не успела завести друзей, а тут ещё и наголо побрили… Чтобы чем-то занять время, стала рисовать. А когда окончила восьмой класс, открылось Брянское художественное училище. Так что наш курс — был вторым выпуском.

* * *

Мой папа — изобретатель по натуре. Он меня научил, что всё можно придумать и до всего можно додуматься. После окончания института в начале девяностых было время тотального дефицита. Красок для офорта вообще невозможно было купить. И папа, совершенно не зная технологии, логическим путём из обычных красок создал офортную. По своим качествам она нисколько не уступала оригиналу.

* * *

Когда я переехала в Киев, мне жутко не хватало природы. Всё время хотелось выбраться и побродить по лесу… А потом я стала замечать, что это и в городе есть. Однажды на остановке, пока ждала знакомую, присела на травку. Смотрю, а на этом маленьком кусочке зелени — целая жизнь! Букашки что-то несут, суетятся, что-то делают… Для нас — кусочек травы, а для них — весь мир. И вот я так посидела, понаблюдала за ними и словно в лесу отдохнула. Главное, не просто смотреть, а видеть…

* * *

В 1999 году дочка должна была пойти в первый класс, а у меня было совсем плохо с деньгами. Тогда моя подруга, муж которой уехал в Испанию и неплохо зарабатывал уличным художником, уговорила меня последовать его примеру. Честно говоря, я ужасно боялась, но положение было и вправду безнадёжное.

С трудом оформив туристическую визу, я, с десятью долларами в кармане и не зная ни одного слова по-испански, прилетела в чужую страну. Первый раз за границей… Все вышли из самолёта и стали заполнять какие-то бланки. Не по-русски! А я стою с тяжеленным снаряжением и сумкой, набитой «рабочими материалами», и понятия не имею, что делать. Спрашиваю: «Как заполнять?» Но никто, кроме маленькогомальчика, меня не услышал, а он посоветовал: «А вы спишите у других!» Я так и поступила. То у одного спишу, он уйдёт — я у другого, потом у третьего, очень смутно понимая, что я там «срисовываю», как оказалась, в таможенных декларациях. Хорошо ещё, что имя своё, а не чужое догадалась написать. Пока я возилась, все уже прошли таможню и паспортный контроль. Когда я, наконец, добралась до заветного окошечка и подала свои листочки, таможенник долго рассматривал мои каракули и недоумённо на меня поглядывал. Но всё-таки поставил печать в паспорте, и я вздохнула с облегчением. Как оказалось, рано.

Меня должен был встречать муж подруги. Иду к выходу и с ужасом понимаю, что не вижу дверей. Вокруг только глухие стеклянные стены. И, как назло, ни одного человека. Притулилась я к одной такой стеклянной стеночке. А она, позади меня… разъехалась в разные стороны, и я чуть не вывалилась на улицу. Так я впервые познакомилась с чудом техники—раздвижными дверями.

Тем же вечером я уже сидела на местном Арбате в Барселоне. Из почти сотни художников, которые здесь работали, только с десяток были местными. Остальные приехали из развалившегося СССР. Москвичи ревностно относились к новеньким, подсказки от них не дождёшься. Зато я подружилась с питерцами. Прослышав о моём бедственном положении, они тут же подогнали мне первых клиентов. Среди этих уличных художников я даже встретила тех, кто хорошо знал моих родственников и друзей. Вот мир тесен!

За три недели я прилично заработала и успела вернуться в Киев к первому сентября. Помню, что меня очень поразил контраст: солнечная страна и всё время улыбающиеся люди, к которым я уже успела привыкнуть, и осенняя слякоть, хмурые лица…

* * *

Бодяковы—это уже целая династия художников. Моя бабушка в юности зарабатывала на хлеб тем, что расписывала цветами и узорами печки в деревенских избах, а дедушка рисовал коврики с охотничьими мотивами. Дедушкинбрат довойныпреподавал вАкадемиихудожеств имени Репина в Ленинграде, погиб на фронте, другой брат был фотографом. Тётя Людмила Демьяновна Бодякова — известный художник-декоратор. Работает над гобеленами. Папа Александр Демьянович — известный брянский художник. Резьба по дереву, реставрация мебели, авторская мебель, роспись дерева, художественная ковка… И в каждую работу он вкладывает частичку своей души. В брянских храмах есть иконостасы и кресты папиной работы, а его чеканка и резьба по дереву многие годы украшали загс Советского района. А мама тоже любила рисовать в детстве и могла бы стать художником, если бы мы с папой ей не попались.

* * *

Моя дочь Саша стала рисовать в восемь месяцев. Её кроватка стояла рядом с моим рабочим столом, за которым я расписывала деревянные тарелки, кулончики и брошки. Потом продавала туристам на Андреевском спуске, а тогда это был единственный источник существования нашей семьи. Однажды я вышла из комнаты на кухню, возвращаюсь и вижу на одной заготовочке маленькие карандашные каракульки. Я даже не сообразила сначала, что это дочкиныхрук дело. Она ещё иходить-то не умела. А потом из комнаты вышла и стала тихонько подглядывать. Смотрю, Саша потянулась за карандашом и брошкой… А в три с половиной года дочка раскрасила деревянную матрёшку. Втихаря. А потом приходит ко мне на кухню, руки о платье вытирает, вздыхает удовлетворённо: «Мама, я так тебе помогла!»

Саша во многом одарённая. От родителей взяла всё самое лучшее. Сейчас она — студентка Киевского художественного института. В прошлом году за серию монотипий получила первое место на международной выставке в Минске. Да, у неё пока нет моей работо­ способности, зато есть эпатаж. У меня такой смелости в творчестве недостает…

* * *

Есть уменя одинофортик, на котороммышка с косой вокруг головы укачивает малыша на фоне украинской хатки. Сделала я его задолго до появления в политике Юлии Тимошенко. На одной из выставок кто-то сказал: «А эта работа явно с политическим уклоном. Это же вы Тимошенко изобразили?» Я улыбнулась: «Причём здесь она? Украинские мыши такую косу носили столетиями!»

* * *

За творчество и за безумие у нас в мозгу отвечает один центр. И если тебе дан талант, ты должен его использовать, работать, что называется, со всех лопаток. Иначе эта накопленная энергия переродится из светлой, созидательной, в тёмную, разрушительную. Не бояться делать ошибки и не лениться, потому что лень всё убивает, превращая в ничто.

* * *

Мне многие говорят: «Офорт — это же так вредно! Тяжёлые металлы, кислота…» Я так отвечу. От работы, которая приносит радость, не может быть вреда. В сто раз вреднее ходить на работу, которую не любишь. Просыпаться каждый понедельник с мучительной мыслью о том, что впереди рабочая неделя… Я так бы жить не смогла…

* * *

Больше половины моих знакомых, особенно тех, у кого подрастают дети, отказались от телевизора. Да и мы с дочкой уже несколько месяцев его не включаем. Вы посмотрите эти мультики: жуткие, уродские губки-бобы, и др. Для детской психики это просто убийственно. Реклама — вообще отдельная песня. Самое ужасное, что её обожают дети, потому что для их восприятия — это как целый фильм. А чему, спрашивается, может научить реклама, когда один пингвинёнок отвлекает маму, а второй ворует из холодильника шоколадку. И при этом родители очень этому рады! А современные дети, воспитанные на современном ТВ, уже начинают говорить рекламными слоганами. Эти штампы приводят к тому, что ребёнок перестаёт думать и развиваться. Проще же общаться заученными фразами. Телевизор смотрят везде, и везде ты будешь «своим». Но вся эта «красота с экрана» постепенно убивает в нас способность творчески мыслить и развиваться, убивает возможность быть самим собой!

* * *

Скажу только честно: мы, взрослые, боимся мечтать, мы думаем, что очень умные и знаем, о чём можно мечтать, а о чём нет! Но на самом деле всё не так. Я открою вам огромный секрет: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! Самое главное — не прятать свою мечту в маленький чёрный ящик, а выпустить на свободу…

Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива Галины БОДЯКОВОЙ.

В ТЕМУ!

Галина Бодякова — художник, член Союза художников Украины с 1995 года, лауреат конкурса, посвящённого 50-летию ООН. В 1983 году окончила Брянское художественное училище, в 1991 году — Киевский государственный художественный институт.

С 1987 года Галина Бодякова принимала участие в выставках: 1993—выставка художников-графиков в Кёльне (Германия).

1994 — Международная выставка молодых художников в Болонье (Италия) и Гамбурге (Германия).

1994 — выставка молодых графиков в Софии (Болгария).

1996 — лауреат конкурса, посвящённого 50-летию ООН.

1998 — выставка, посвящённая 60-летию Союза художников Украины.

1999 — выставка художников-графиков в Торонто (Канада).

2000 — выставка офорта в Вашингтоне (США).

2000 — персональная выставка в американском посольстве.

2001 — Международная женская выставка-галерея «Лавра» (Киев).

2002 — персональная выставка-галерея «Ирэна» (Киев). 2004 — персональная выставка (пастель, офорт) в представительстве ООН (Киев).

2005 — персональная выставка в АЛЬТА-центре (Киев).

2006-2008 — персональные выставки «Мир несказанный», «На небе и на земле» в киевской галерее «Срібні дзвони».

2006-2008 — выставки в Киевском украинском доме «Арт».

Работы Галины Бодяковой находятся во многих частных коллекциях Украины, России, Беларуси, Канады, США, Германии, Франции, Испании, Польши, Чехии, Финляндии, Израиля, Словакии, Турции, Японии, Таиланда.

Персональный сайт: http://bodyakova.com.ua

2655

Добавить комментарий

Имя
Комментарий