Российская академия образования в Брянске

По инициативе главы города Николая Патова, при поддержке администрации области и губернатора Николая Денина Брянск стал местом проведения выездного расширенного заседания президиума Российской академии образования, в котором приняли участие представители Рособрнадзора и Министерства образования и науки РФ. Двухдневное заседание стало поистине беспрецедентным для Брянска событием — впервые наш город посетил весь цвет российской научной элиты в сфере бразования. Главный вопрос повестки дня — «Детство как стратегический ресурс развития общества».

Академики, члены-корреспонденты РАО, представители Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ведущие педагогические работники из разных регионов России, а также руководство города и области собрались 10 февраля в Хрустальном зале областной администрации. Активное участие в подготовке события приняли департамент образования Брянской области, Брянский городской Совет народных депутатов, управление образования Брянской городской администрации, Брянский филиал Московского психолого-социального института и другие ведущие учебные учреждения города. Корреспонденты журнала «Брянская ТЕМА» побывали на мероприятиях в рамках выездного заседания и собрали коллекцию высказываний его участников.

Губернатор Брянской области Николай Денин: «Акцент на детскую проблематику — по всем направлениям!»

С приветственным словом к собравшимся учёным обратился губернатор Николай Денин: «Вопросам детства мы уделяем повышенное, особое внимание. Сразу после оглашения послания президента страны Федеральному собранию мы решили объявить 2011 год в Брянской области Годом ребёнка. Детская проблематика всегда занимала в нашей работе значительное место, но в нынешнем году этот акцент будет усилен по всем направлениям.
Президент назвал заботу о будущих поколениях «самыми надёжными, умными и благородными инвестициями». Этими инвестициями мы уже не один год подпитываем одарённых детей. Причём к этой работе у нас системный подход. Ежегодно в четыре этапа проходит Всероссийская олимпиада школьников, в нынешнем году принято решение об увеличении на целую четверть количества областных олимпиад.
Возросло и число учреждений высшего и среднего профессионального образования, на базе которых проводился региональный этап Всероссийской олимпиады. В этом году помимо Брянского государственного университета площадками для олимпиады стали и другие брянские вузы.
Брянщина богата молодыми талантами. Сегодня более двухсот наших выпускников учатся в МГУ. Мы стараемся не прерывать с ними связь, участвовать в их послевузовской судьбе. Считаем, что многие выпускники могли бы возвратиться после учёбы на малую родину, чтобы послужить ей, трудиться и заниматься творчеством на Брянщине. Собственно, это одна из главных целей брянского молодёжного землячества, создаваемого сейчас на базе Московского государственного университета.
Брянская область — в числе регионов, где организовано дистанционное обучение детей-инвалидов. И этим мы ещё раз подчёркиваем необходимость создания максимально благоприятных условий для их самореализации… Уверен, все участники конференции получат немало новой, интересной информации, которая будет использована в практической работе».

Президент РАО, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, лауреат премий Президента РФ в области образования Николай Никандров: «Пора переходить к реальным действиям!»

На заседании президиума РАО традиционно преседательствовал Николай Дмитриевич Никандров. В своей вступительной речи учёный затронул итоги Года учителя, а также задачи, стоящие перед системой образования в свете основных тезисов послания президента Дмитрия Медведева, адресованного Федеральному собранию.
«Непосредственным поводом для проведения выездного заседания РАО в Брянске стал тот факт, что Николай Александрович Патов является одновременно не только главой города, но и членом-корреспондентом нашей академии, — рассказал в интервью „Брянской ТЕМЕ“ президент Российской академии образования Николай Никандров. — Статус членакорреспондента академии — это почётная «медаль», «отметка», если хотите, за прошлые и настоящие научные достижения. Когда глава или мэр города занимается наукой на высоком уровне — это хорошо прежде всего для самого города. Радует, когда власть понимает, что наука — дело важное.
Сейчас уделяется всё больше и больше внимания образованию, его развитию — начиная с дошкольных учреждений и самого младшего возраста. Так, в послании президента Федеральному собранию больше внимания (в сравнении с посланиями прошлых лет) уделяется детству и работе с молодёжью. Этому нужно дать живой ответ — и с точки зрения науки, и с точки зрения практики.
На Брянщине в этом направлении делается многое. И я надеюсь, что атмосфера, в которой мы оказались, вдохновит участников нашего заседания на то, чтобы ещё раз обдумать сформулированную проблематику и перейти к реальным действиям.
Советское образование было, безусловно, хорошим. Я помню его по личному опыту. Но тогда была другая страна. Соответственно, даже всё то хорошее, что наличествовало в той стране, нашей Родине, Советском Союзе, невозможно «законсервировать» до наших дней в полном объёме. Нужно что-то  менять.
В новых образовательных стандартах есть достаочно разумных изменений, но есть и такие положения, с которыми я не согласен. К примеру, выбор предметов старшей школы в стандарте практически ничем не ограничен. Я хорошо знаю систему образования США, там тоже начинали с абсолюта: «Выбирай, что хочешь!» Но потом ушли от этого. В образовании выбор должен быть всё-таки ограничен определёнными рамками и обоснован.
Стоит подумать и о нагрузке. Наша академия проводила опросы родителей «Что важнее: успех в жизни или здоровье?» Казалось бы, важно и то, и другое. Но большинство родителей всё же указали на успех. Они считают, что ребёнок должен получать больше знаний, чтобы потом успешно реализовывать их на практике, делать карьеру. Всё это ведёт к увеличению нагрузок и, как следствие, к риску для здоровья. Такова цена успеха. Подобные вопросы нельзя решать на основании
суждений «нравится — не нравится». Необходимы основательные научные решения.
Выездное заседание РАО — это попытка на материале конкретного региона России — Брянщины — обсудить то, что важно для всей страны в целом, важно для нашей академии. Я думаю, нам ещё предстоит осмыслить всё то, что было сказано, изучить этот уникальный опыт.
Мне показалось, что данное мероприятие вызвало большой интерес у его участников. В зале явно не хватало мест! Наиболее интересными мне показались выступления члена президиума РАО, психолога Виталия Рубцова — его доклад «Теория и практика работы с одарёнными детьми», а также доклад члена президиума РАО Марьям Безруких «Сохранение здоровья детей как важнейшее направление развития общества“. Жаль, что пришлось ограничивать докладчиков временными рамками!»
К слову, в докладах учёных Российской академии образования и профессоров университетов были затронуты такие вопросы, как содержание школьного образования в информационном обществе, теория и практика работы с одарёнными детьми, проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Одна из важных тем заседания была определена докладом директора департамента общего и профессионального образования Брянской области Александра Напреенко «Поиск оптимальных путей личностного развития детей в школах города Брянска и Брянской области».

Глава города Брянска Николай Патов: «Если не думать о будущем, его не будет“

Не многие города России могут поставить себе в заслугу то, что глава города всерьёз занимается научной работой, является доктором педагогических наук, кандидатом юридических, членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук… Всё это научные регалии Николая Патова, главы Брянска — города, который на два дня стал педагогической столицей».
В своём выступлении перед академическим сообществом Николай Александрович акцентировал стратегическую значимость проведения заседания РАО именно в Брянске: «Выездное заседание Российской академии образования — большая честь для города. В рамках проведения Года ребёнка в Брянской области это особенно актуально: важно создать научную основу для решения вопросов детства в нашем городе. Ведь если не думать о будущем, его просто не будет».
«Мы можем долго говорить о наших достижениях, — отмечал в своём выступлении Николай Патов. — О том, что у нас творческая молодёжь. О том, что ежегодно десятки (!) художественных коллективов и юных солистов получают награды на престижных международных конкурсах не только в России, но и за рубежом. О том, что в городе действительно есть учебные заведения, которые являются гордостью России — лицей №   1, который дал нам 600 медалистов за двадцать лет работы, наши удивительные детские школы искусств, которых у нас 11 и которые чудом выжили в период перестройки и сегодня на старой базе дают замечательные результаты. О том, что в городе учреждены муниципальные стипендии для 150 учащихся и активистов, что в прошлом году мы учредили муниципальные гранты по 50 тысяч рублей для учителей, а в этом году планируем подобные гранты для педагогов в школах искусств и в сфере дополнительного образования…
При этом мы не скрываем, что сегодня у города масса системных проблем, которые трудно не только решить, но даже оценить их масштаб. Наиболее острая из них — проблема нехватки детских садов. Как это получилось? Проблема типична для России: в 90-е годы, в период демографического спада, в городе было закрыто и перепрофилировано 67 (!) детских садов. Последние годы ситуация выравнивается, в предкризисный год Брянск занимал 2-е место в ЦФО по рождаемости. Сегодня мы стремимся удержать этот показатель. Но как быть с устройством детей в детсады?
За предыдущий год нам удалось в разных районах города найти школы, где мы организовали группы для дошкольников. Выделили финансирование из местного бюджета, сделали ремонт, отдельный вход. Сейчас группы уже начинают работать. Два года назад вернули назначение зданию детского сада «Гвоздичка» в 5-м микрорайоне. В прошлом году вернули городу 4 ведомственных детсада, принадлежавших различным организациям в Фокинском и Бежицком районах, а также детсад, который занимали службы соцзащиты в Володарском районе. Сегодня строим и проектируем детские сады в двух микрорайонах на периферии города — в посёлке Радица-Крыловка и микрорайоне Орловском.
За счёт мероприятий прошлого года нам удалось сократить очередь в детсады на 500 мест. Запланированные на ближайшие два года мероприятия позволят им собственными силами дать места в новых или обновлённых детсадах ещё восьмистам детям.
Но реконструкция зданий под детские сады, а тем более строительство новых — это неподъёмные затраты для муниципального бюджета. Мы обращаемся за поддержкой к главе региона, в федеральные органы власти, отстаивая тезис о том, что необходимо участие Брянска в федеральных программах по строительству дошкольных образовательных учреждений. Ибо полумеры не приносят искомого результата.
Тем не менее мы развиваем политику детства. В Брянске делают свои первые шаги ювенальные технологии, открываются центры ребенка, центры реабилитации подростков, проводятся сотни мероприятий ежегодно. На этот год мы запланировали переоснащение школ компьютерной техникой. На сто процентов решена проблема пожарной безопасности учебных учреждений.
Мы омолодили наш главный праздник — День города. Теперь это большой, яркий, зрелищный парадкарнавал, в котором принимают участие все молодые творческие силы города. Это прекрасная возможность для самовыражения, которой зачастую так не хватает молодёжи.
Каждый ребёнок уже при рождении получает у нас медаль — медаль родившемуся в городе Брянске. Вместе с этой медалью родителям вручают подарок и открытку с поздравлением от муниципалитета. Такие подарки, такое внимание, которое получает малыш с рождения, — тоже часть политики детства!
В Год ребёнка мы планируем впервые провести Международный фестиваль детских и юношеских творческих коллективов, в котором примут участие как юные брянские артисты, так и их коллеги из наших городов-побратимов (их у Брянска сейчас 11). В этом году фестиваль будет посвящён танцевальному творчеству, а в последующие годы мы будем ежегодно менять специфику фестиваля — делать фестивали театральные, хоровые, инструментальной музыки и так далее.
И сегодня наша задача — создать условия для того, чтобы в каждом районе города у нас появилась как минимум одна инновационная суперсовременная школа — своеобразный флагман образования. Это позволит создать режим реальной конкуренции, творческого соревнования между образовательными учреждениями, результатом которого станет повышение уровня образования в целом».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова: «Замечательно, что детских садов не хватает. Значит, стали рождаться дети»

«Выездная конференция РАО — событие важное не только для города Брянска, но и для всей страны в целом. Это серьёзный стратегический шаг, важный этап в реализации образовательной политики. И то, что местом проведения заседания был выбран именно Брянск, мне кажется, очень значимо и знаково для данной территории, — отметила в своём обращении к прессе Любовь Глебова. — На встрече с губернатором Николаем Дениным мы уже говорили об этом: в Брянске есть яркие примеры реализации политики детства. В вашем городе работает Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина — большой, прекрасно укомплектованный по своим техническим показателям. Мне удалось посмотреть, чем занимаются ребята, в каком направлении им предлагается развивать свои способности. При этом имеется широкий спектр возможностей для этого развития.
В Брянской области выстроена понятная система общего образования, выработана грамотная стратеги по таким вопросам: в каком направлении развиваться, как поступать с малокомплектными школами, каким должно быть количество лицеев и гимназий, каким должно быть видовое разнообразие школ… Власти озабочены и проблемами дошкольного образования. То, что детских садов стало не доставать, — ведь это замечательно! Значит, у нас стали рождаться дети! Это хорошая тенденция, которая, конечно, доставляет властям немало хлопот, но она — индикатор развития общества. И нам отрадно видеть, что власти занимаются решением данных вопросов, понимают, в каком направлении надо идти. Значит, Брянск — действительно достойная площадка для обсуждения темы детства, которая является важнейшей для стратегии развития образования на федеральном уровне.
Что касается проекта федерального государственного образовательного стандарта для старших классов, вызвавшего широкую общественную дискуссию, отмечу: разработчики ничего не упрощают, никто не собирается отказываться от базовых знаний. Новые стандарты, напротив, предлагают большую вариативность и для учебных заведений, и для учеников. Мы не расписываем содержание, но прописываем подход и результат. Впрочем, развернувшаяся дискуссия тоже полезна, она позволяет выявить действительно проблемные моменты, доработать новые стандарты, найти баланс между обязательными предметами и предметами по выбору».

Представитель администрации Президента Российской Федерации Елена Метелькова: «Вопросы образования касаются каждого!»

Мнение Любови Глебовой разделяет и Елена Метелькова: «В настоящее время ведутся активные обсуждения законопроекта об образовании, федеральных и государственных проектов и стандартов, — рассказала Елена Ивановна корреспонденту „Брянской ТЕМЫ“. — Выездное расширенное заседание Российской академии образования — это уникальная возможность здесь, в Брянске, обсудить вопросы актуальности новой системы.
Стоит чаще проводить подобные выездные мероприятия в различных регионах страны — прежде всего с ознакомительной целью. Ведь большинство важных решений принимается в Москве, а реализуются они в масштабах всей России. Причём реализация их должна осуществляться корректно, адекватно и с учётом интересов всех граждан. Изменения, происходящие в системе образования, касаются каждого — ведь речь идёт о будущем наших детей.
Отмечу, что наличие полного контакта между гражданами и властью отлично проиллюстрировали последние обсуждения федеральных образовательных стандартов. И в настоящее время ведётся активное общественное обсуждение. Поднялась серьёзная волна: одни выступают за новые стандарты, другие — категорически против… Признаюсь, мы этого ожидали.
Наконец-то появилась возможность высказать своё мнение у рядовых педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений. И их мнение обязательно будет учитываться!»

* * *

Второй день работы выездного заседания президиума РАО, 11 февраля, был посвящён работе тематических круглых столов на базе лицея №   1, гимназии №   1, Брянского филиала Московского психолого-социального института, Дворца детского и юношеского творчества кации работников образования. Темы заседаний — вопросы образования и детства.
Наибольший интерес брянская аудитория проявила к дискуссиям, главными участниками которых стали победитель всероссийского конкурса «Учитель года — 2010», директор московской школы №   1060 Михаил Случ и вице-президент Российской академии образования, профессор Давид Фельдштейн.

«Учитель года — 2010», директор московской школы №   1060 Михаил Случ: «Брянск — город с известными педагогическими традициями»

Весьма закономерно, что ведущим круглого стола на тему «Пространство современной школы как фактор личностного развития ребёнка» оказался человек, внедряющий лучшие современные педагогические разработки на базе своего учебного заведения. Михаил Случ — по образованию и призванию учитель математики, по должности — директор одной из московских школ, по статусу — «Учитель года — 2010».
Именно под его руководством школа №   1060 включилась в экспериментальную деятельность. На базе школы успешно развивается система проективной деятельности учащихся, создан уникальный «Музей увлекательной науки», где преподаватели вместе с учащимися постоянно пополняют коллекцию экспонатов. Работа коллектива школы в данном направлении получила признание в системе столичного образования.
В рамках инновационной деятельности введена система современных методов оценивания: начиная от мониторинга достижений учащихся заканчивая дифференцированным подходом к преподаванию.
Михаил Ильич участвовал в ряде проектов, посвящённых экономике школы, например разработке новых механизмов оплаты труда учителя.
Опытом успешного руководства средним общеобразовательным учреждением «Учитель года — 2010» Михаил Случ поделился в рамках круглого стола с коллегами из Брянска и других городов России.
На вопрос «Брянской ТЕМЫ»: «Почему стоит проводить мероприятия подобного масштаба в провинции?» — Михаил Ильич ответил следующее: «Мне кажется, нет такого понятия „провинция“. Брянск — это город с глубокой историей, город, где известны педагогические традиции, где были победители конкурсов «Учитель года». Брянский городской лицей №   1 был признан лучшим среди средних образовательных учреждений страны.
Мне кажется, наоборот, странно подобного рода мероприятия проводить в Москве. Ведь основная задача заключается в том, чтобы перенести педагогическую дискуссию ближе к тем людям, которые непосредственно осуществляют педагогический процесс. Москва или какой-либо другой большой город — это места, удобные для проектирования, анализа, управления… Мне кажется, общая проблема педагогики состоит именно в том, что нет связи между теорией и практикой.
У нас есть богатая традиция слушать. Хотя было бы намного интереснее, если бы люди говорили. Диалог, беседа, спор — это наиболее продуктивные форматы. На своём круглом столе, посвящённом теме «Пространство современной школы как фактор
личностного развития ребёнка», я попытался создать такую рабочую группу, участники которой не боятся показаться смешными, не боятся высказаться невпопад или высказать какую-то крамольную мысль. Это соответствует общему замыслу выездного заседания РАО — превратить данное мероприятие по большей мере в рабочую конференцию.
Я отношусь к тем людям, которые считают, что старые образовательные модели нуждаются в некотором переосмыслении.
Однажды, лет пятнадцать назад, я разговаривал со своим коллегой, исследователем, серьёзно занимающимся историей гимназического образования. Он сказал: «В чём смысл гимназического образования? Конечно, это языки…» Я подхватил его мысль: «Да, конечно, латынь, греческий…» На что он ответил: «Разумеется, нет! Надо прежде понять, что такое современный язык. В этом смысле математика или информатика — в большей степени современные языки, нежели греческий или латынь». Это произвело на меня сильнейшее впечатление!
Многие учителя используют «рецептурный“ подход к работе, к жизни. Требуют выработанных технологий, строгих планов, готовых стандартов… На мой взгляд, в этом есть и свои сильные стороны. Но важно, чтобы каждый учитель по возможности принял участие в создании этих планов, рекомендаций, стандартов. Брянская конференция Российской академии образования — это попытка соотнести теоретические знания с практикой».

Вице-президент Российской академии образования, председатель экспертного совета по педагогике и психологии Всероссийской аттестационной комиссии Минобрнауки России Давид Фельдштейн: «Наука всегда делалась на местах…»

О кризисе науки буквально «прокричал» Давид Фельдштейн. Под его председательством учёные и преподаватели вузов Москвы и Брянска обсудили за круглым столом условия и пути улучшения качества диссертаций. В течение полутора часов Давид Фельдштейн раскрывал болевые точки того пути, по которому проходит нынешний кандидат педагогических и психологических наук. Среди прочих проблем, сливающихся воедино и формирующих научную язву в современных педагогике и психологии, академик назвал низкое качество научной подготовки аспирантов.
Давид Фельдштейн раскритиковал бессмыслицу в подходе многих учёных к формулировке тем: «У нас получается не наука, а избранные места из переписки с друзьями. Из названия должно быть как минимум понятно, что есть какая-то проблема. Иначе, как её решать?» Он также обозначил проблемы с постановкой гипотез в диссертациях, с использованием методологии, с несоответствием результатов исследования его целям и задачам. «Сейчас в обществе существует столько нерешённых проблем. И кафедры должны формулировать темы исследований, ориентируясь на то, чего ждёт общество. Мы должны ответить на вопросы: какие факторы и как именно влияют на современного ребёнка, как изменить окружающую среду, чтобы не мешать его развитию. Ответить и предложить решения».
В ходе дискуссии с заведующими кафедр психологии и педагогики ведущих вузов Брянска и регионов вице-президент Российской академии образования Давид Фельдштейн ответил на интересующие участников вопросы.


»По-моему, это очень хорошо — проводить подобные выездные мероприятия, — признался Давид Иосифович в интервью «Брянской ТЕМЕ», — в регионах. И не нужно говорить слово «провинция», потому что Москва — тоже большая провинция, которая щёки надувает… Если устраивать совещания в Москве, это значит, что очень мало людей из регионов, с мест, смогут принять в них участие. И вообще, наука всегда делалась на местах, а Москва потом сливки снимала.
Сейчас президент страны говорит о детстве. Ну, слава богу! А то до этого говорили о ядерной физике, биохимии, космосе… Впервые, по сути, с высокой трибуны сказали, что есть такая научная проблема — проблема современного детства, сказали, что педагогическая наука важна!
Вспоминается современная грузинская притча о том, как группа людей приехала из маленького села в Тбилиси хоронить родственника. Вышли они из здания вокзала и не знают, куда идти. Огромный город не то, что их село — одна улица на весь посёлок… Что делать? Один был грамотный, он и говорит: «Давайте пошлём домой телеграмму с оплаченным ответом, спросим адрес покойного». Послали телеграмму: «Не знаете ли вы, где жил покойный?» Через час приходит ответ: «Знаем!“. Эта притча говорит о том, что мы должны научиться формулировать задачи! Если человек может вычленить задачу, но не в состоянии её чётко озвучить, то как он собирается её исследовать?»

ПОСЛЕСЛОВИЕ…

По итогам двух дней можно смело сказать: дискуссия получилась оживлённой, интересной, полной. Участники и гости расширенного выездного заседания признавались, что наш город успел покорить их сердца, что брянская аудитория оказалась им думающей, внимательной и, главное, говорящей. Результаты работы выездного расширенного заседания президиума РАО академикам ещё предстоит осмыслить, сделать определённые выводы.
Для города приезд столь высоких гостей оказался беспрецедентным по масштабу событием. Ещё бы: в числе гостей города оказались сразу 33 академика и члена-корреспондента Российской академии образования! Всего более ста участников. Следовательно, более ста мнений. Таковы особенности научной дискуссии.
Правда, в одном вопросе академики единогласны: Брянску и области повезло, что у руля стоят люди, имеющие непосредственное отношение к науке. «Опыт Брянска очень важен, — отмечает по этому поводу Михаил Случ. — Люди науки знают, что такое принятие непростых решений. В педагогике есть своя динамика. И человек, имеющий опыт в этом направлении, знает, что далеко не все образовательные процессы проходят быстро и гладко. Главное, сделать первый шаг и
быть уверенным в результате!» К слову, свой первый шаг в будущее Брянск уже сделал.

Александра САВЕЛЬКИНА,
Юлия ЕФИМОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и Евгения ПУНИНА.

4645

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*