Джиу-джитсу: поддаться, чтобы победить
На сегодняшний день джиу-джитсу является одним из древнейших видов боевых искусств. В его арсенале свыше 6000 приёмов. И это самое большое количество в сравнении с другими подобными дисциплинами. Из древнего единоборства «выросли» самбо и карате. И ещё один факт в пользу боевого искусства — постигать джиу-джитсу сейчас модно. О теории и практике, философии и культуре боевых искусств «Брянской ТЕМЕ» рассказал президент Брянской региональной федерации джиу-джитсу, официальный представитель Всемирной федерации джиу-джитсу в нашем городе, сэнсэй Сергей Стручков.
— Сергей Александрович, главный принцип искусства джиу-джитсу можно выразить фразой: «Гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным». Почему именно ива? И в чём заключается этот принцип?
— Существует легенда, согласно которой японский врач Сиробэй Акаяма однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю сломались, а ветви ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Древний лекарь отметил эту особенность, соотнёс её с искусством боя, а затем теория податливости была развита другими мастерами в разных стилях джиу-джитсу.
Собственно термин «джиу-джитсу» появился в Японии в XVI веке как общее название для всех видов рукопашного боя и состоит из двух слов. «Джиу» (или «дзю») означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» ( «дзюцу») переводится как «техника, способ». Получается, что джиу-джитсу — это «мягкая, податливая техника» или «искусство мягкости». И легенда, и образное название боевого искусства разъясняют его главный принцип: «поддаться, чтобы победить». Это следует понимать таким образом, что мастер джиу-джитсу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Прикладную технику можно использовать
как средство для самообороны, а психологию и философию джиу-джитсу — как средство развития личности.
— Чему на практике вы учите ребят, постигающих тонкости искусства боя?
— В рамках занятий Брянской региональной федерации джиу-джитсу, основателем и президентом которой я являюсь, проводится обучение всем техникам боя. Без исключения. Это и прикладная техника айки джиу-джитсу, и «жёсткое» джиу-джитсу, предполагающее наличие болевых приёмов на все конечности, удушающих приёмов. Последняя техника используется в
американских боях без правил и уже почти четверть века является самой амплитудной и адекватной, приоритетной и эффектной в ряду других техник, популярных в Европе.
Считается, что человек, который серьёзно занимается джиу-джитсу, всегда побеждает. Я с этим утверждением не согласен. Можно серьёзно заниматься любой техникой, и это даст определённый результат. Можно заниматься джиу-джитсу и… проигрывать. Но! Джиу-джитсу обладает неким секретом, которого нет ни в карате, ни в самбо, ни в любом другом боевом искусстве. И этому секрету я также обучаю своих ребят.
— А с нами не поделитесь?
— Конечно же! Главный секрет джиу-джитсу кроется в его особой психологии и философии, которая настолько сильна, что на протяжении уже более 2000 лет является основополагающей для всех видов боевых искусств. Эти знания нескончаемы! Ведь множество мастеров джиу-джитсу создавали и совершенствовали свои техники и приёмы, оставляя последователям лучшие наработки. Секрет — в знании.
ПО СЛЕДАМ БРЮСА ЛИ— Сергей Александрович, расскажите, каков он — путь сэнсэя и с чего для вас началось искусство джиу-джитсу?
— Моё знакомство с джиу-джитсу произошло в 1979 году. В детстве я был спортивным мальчиком — занимался бегом, упражнялся на турнике. Затем меня заинтересовало дзюдо. Моим первым тренером стал Александр Адаменко. Он до сих пор живёт в Белых Берегах, откуда и я сам родом. Александр Александрович научил меня бороться, с ним я освоил основные приёмы дзюдо.
Параллельно с этим я начал постигать особенности боевого искусства джиу-джитсу. Моим вторым тренером стал Владимир Петрович Дикорев, который и по сегодняшний день является моим сэнсэем, гуру. Сейчас он уже достаточно зрелого возраста, ему 62 года. Это мастер, специалист ударной техники в рамках джит кун до — искусства, которому он обучал меня с ранних лет.
— Скажите, а как происходит встреча ученика и учителя? Как это было в вашем случае?
— Думаю, моего учителя мне послал сам Господь. Мой отец хорошо знал Владимира Петровича, они много общались, и я с детских лет тянулся к этому человеку — очень правильному, глубоко порядочному. Однажды я пришёл к Владимиру Петровичу и сказал: «Научите меня, пожалуйста, джит кун до». Он утвердительно кивнул. Мы начали тренироваться.
— Возникало ли желание бросить занятия?
— Хотелось быстрее научиться и освоить технику джит кун до, но на самом деле времени для этого было очень мало. Я даже психовал из-за того, что не мог быстро всему научиться.
— Что отвечал ваш учитель на подобные выступления?
— Он говорил: «Я подожду, пока ты успокоишься, а затем снова приступим к тренировкам». И я подчинялся. Потому что знал: другого такого учителя мне не найти.
Затем, проходя службу в армии, я получил звание мастера спорта по самбо. Вернувшись со службы, решил испытать себя как спортсмена и бойца — отправился по следам Брюса Ли, автора техники джит кун до. Пунктом назначения стал Северный Китай.
Было это в начале 90-х, когда многие наши соотечественники ринулись за границу. В Китай я попал нелегально — помогли друзья из Барнаула. Я поселился в маленькой китайской деревне, учился у местных мастеров новой для меня технике боя.
Там не было великих людей, основателей стилей и создателей техник. Но были простые, искренние, порядочные люди, оставившие глубокий след в моей душе. Удивительна жизнь простого человека, обладающего уникальными знаниями, способного щедро ими делиться!
— Получается, чтобы понять суть восточного единоборства, необходимо оказаться в среде, его породившей?
— В моём случае это был страстный интерес перед тем, что мне суждено было постичь, перед этим потрясающим миром, который мне предстояло открыть. Я хотел вдохнуть воздух Востока, прикоснуться к легенде, тренироваться с мастерами, которые с молоком матери впитывали искусство боя. Ведь Китай — это колыбель всех боевых искусств, в том числе и джиу-
джитсу. Ведь зародилось-то оно на материке! Это позднее японцы заимствовали его, усовершенствовали и представили миру в том виде, в котором джиу-джитсу существует по сей день.
— А как же языковой барьер? Как вы общались с китайскими мастерами?
— Не было никакого барьера! Мы прекрасно понимали друг друга, потому что говорили на одном языке. Нет, ни на китайском, русском или английском. Скорее, на спортивном или боевом. Я хотел как можно больше узнать о культуре Китая, хотел стать настоящим мастером — волей-неволей приходилось всё понимать. Я задавал много вопросов по джит кун до, но ответов так и не находил. Оказалось, что там развита только классика: ушу, кун-фу. И это открытие меня несколько разочаровало.
— Куда далее привели вас поиски истины?
— Заранее скажу, что я прошёл путь от Северного Китая до Португалии — самой западной точки Европы. А сразу же из Китая я отправился в большое путешествие по Европе через Польшу, Литву, Латвию, Францию, Бельгию, Голландию, Испанию… Приезжая в любую из этих стран, я находил мастеров джиу-джитсу и джит кун до, общался с ними: учился у них, делился собственным опытом. Опять же языковых границ не было. Одно время я изучал универсальный язык эсперанто, который пользуется популярностью в Испании и Португалии. В Голландии, например, очень много русскоязычных людей в третьем поколении. Иногда выручал английский. Но в целом, в общении на языке спорта не возникало проблем. Я познакомился со звездой кикбоксинга Сэмми Шильтом, французским мастером Рэни Боньяски и даже со знаменитым португальским футболистом Луишем Фигу. К тому же я сам проводил профессиональные схватки в Европе — так называемый восьмиугольник, бои без правил…
— Как материально обеспечивали это долгое путешествие?
— Я бизнесмен, поэтому проблем с деньгами не возникало. Бизнес был не только в России, но и в тех странах, где я находился. Теория успешности не придумана — она основана на моём личном опыте.
ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ВЕРЫ
— Теперь вы сами обучаете искусству джиу-джитсу. Расскажите, какие проблемы приходится решать на первоначальном этапе?
— Ко мне приходит много разных людей: и дети, и взрослые, и юноши, и девушки. Некоторые ранее занимались в секциях карате или бокса, но успехов добиться не удавалось. Возраст учеников — от восьми лет до… Пожалуй, в джиу-джитсу нет возрастных ограничений. В истории Всемирной федерации джиу-джитсу имеется уникальный пример — один мастер из Болгарии
получил чёрный пояс в возрасте семидесяти пяти лет! Да и заниматься он начал, когда был уже в почтенном возрасте. В других федерациях такой факт оказался бы просто невозможным. Поэтому джиу-джитсу можно назвать искусством демократичным.
Основная же проблема, с которой приходится сталкиваться на начальных этапах подготовки, — заниженная самооценка. Она становится очевидной уже во время первой беседы. Ребята рассказывают, что на занятиях в секциях им мало уделяли внимания, что долгое время они оказывались в стороне от происходящего, а прозанимавшись два-три года, так ничему и не научились. Конечно же, это повод пошатнуться… вере в себя. Поэтому постижение искусства джиу-джитсу начинается с поднятия самооценки ученика, укрепления его веры в себя. Плюс внимательность и стремление научиться конкретным приёмам — всё это в сумме даёт определённый результат уже в ближайшее время.
Самое главное — индивидуальный подход к каждому ученику, внимание к его проблемам. Одного обидели сверстники, у другого — проблема со здоровьем, третий — не уверен в себе, четвёртый — не смог найти себя в других видах спорта… Таких ребят много, и главная цель сэнсэя-наставника — это помочь справиться с проблемами, дать шанс поверить в себя, найти место в жизни. Ведь, как говорили мудрецы, человека нужно сначала по кирпичикам построить, а потом направить
в нужное русло.— Не в этом ли заключается роль учителя, наставника, сэнсэя?
— Тема наставничества обязательно присутствует во всей нашей жизни. Об этом замечательно сказано в Библии. Если человек попал в беду, сломался по жизни и ему никто не протянул руку помощи, нужно самому найти того, кто покажет истинный путь. Если в сложной ситуации вам представилась возможность пообщаться с таким человеком и он объяснил вам, как вести себя в данной ситуации, то обратите внимание на качества, которыми он обладает, поучитесь у него. И если такой человек уже существует в вашей жизни, не забывайте о нём, старайтесь прийти к нему, бегите к нему, когда вам необходима помощь. Делайте добро себе, желайте добра себе, любите себя, проявляйте человеколюбие. И когда ко мне приходят ребята с определёнными проблемами, я стараюсь выслушать их, дать совет. Много занимаюсь психологией, но не классической, а так называемой позитивной. Она намного полезнее, поверьте!
— Что означает понятие «позитивная психология» и как оно связано с джиу-джитсу?
— Позитивная психология — это прежде всего индивидуальный подход к каждому человеку и к каждой конкретной ситуации. Человек, обладающий знаниями, напрямую передаёт их другому, позитивно меняя его мировоззрение. Проще говоря, направляя жизнь человека в лучшую сторону.
Приведу пример. Вы хотите быть успешным? Станьте успешным. Хотите быть миллионером? Будьте. Не знаете, с чего начать? Начните с себя. Ведь успех заложен в каждом из нас. Поверьте в себя, и перед вами откроются все двери. Для начала встаньте пораньше утром, всегда следите за своим здоровьем, будьте представительными, импозантными, респектабельными, говорите со всеми вежливо — будь то партнёр по бизнесу или официант в кафе. Пройдитесь по улице, понаблюдайте за собой: как вы идёте, хороша ваша походка или нет? Надевайте качественные вещи, следите за своей обувью, следите за своей одеждой. Сохраняйте достоинство в общении. Всё это и есть первая ступень к успеху и благосостоянию.
Вторая ступень — развивайтесь творчески. Ведь чтобы стать миллионером, нужно придумать
Вы спрашивали, как позитивная психология связана с джиу-джитсу? Это и есть основа данного боевого искусства. Ведь чтобы победить противника, нужно верить в себя. Чтобы быть успешным в поединке, необходима гармония с самим собой и особое мировоззрение по-настоящему сильного человека.
Жизнь настолько сложна, что она не обращает внимания на каких-то там мальчишек, ломает их судьбы. Она как большая река — не успел зацепиться рукой за ветку или камень, и тебя унесло по течению. Федерация джиу-джитсу, знания сэнсэя наставника, основы позитивной психологии — это и есть те ветки и камни, которые позволяют удержаться на плаву и впоследствии даже стать успешными. Наша задача — быть полезными людям, научить по-иному смотреть на мир, сделать этот мир добрее.
— Сколько воспитанников у вас в данный момент?— Чуть больше тридцати, в том числе обладатели пяти чёрных поясов. Среди моих учеников есть и девушки, постигающие джиу-джитсу. Приезжают ребята из соседних населённых пунктов, например из Сельцо. Мои воспитанники со стажем помогают обучать тонкостям боевого искусства недавно пришедших ребят. Могу назвать имена своих помощников — это Виктор Нехаев, Александр Ярыгин, Роман Бурда. Наша организация является членом Союза боевых искусств России. У меня есть ученики, которые лично общались с известными людьми из мира джиу-джитсу, живыми легендами. И в дальнейшем я планирую пригла-
шать в Брянск известных людей: Явора Дянкова — председателя Всемирной федерации джиу-джитсу, Бротислава Статича — президента Федерации айки джиу-джитсу Сербии и многих других. Кроме того, в этом году совместно с орловской федерацией джиу-джитсу мы планируем провести обучающий семинар, в рамках которого пройдут дружеские поединки на татами.
— Чем же интересен для живых легенд джиуджитсу российский провинциальный Брянск?
— Во-первых, я лично знаю всех этих людей, много общался с ними, у некоторых учился. Во-вторых, я представляю в Брянске Всемирную федерацию джиу-джитсу.
Наш центральный офис находится в Лондоне, имеются представительства во всех крупных городах мира. Среди российских городов выделяются три: Москва, Курган и Брянск. Так что мы в тройке, этим и уникальны.
300 АВТОРСКИХ ПРИЁМОВ
— Сергей Александрович, вы разработали собственную технику джиу-джитсу, являетесь автором трёхсот приёмов. В какой момент вы поняли, что пришло время поделиться своими знаниями с окружающими в рамках собственной школы?
— В 1998 году я уже начал задумываться о том, чтобы придумать
— А как происходит рождение конкретного авторского приёма?
— Это, как и любой другой акт творчества, происходит спонтанно. Я изменил технику классического джиу-джитсу и создал свои приёмы в рамках так называемой бразильской техники. В своё время я имел честь тренироваться у Риксона Грейси. Это представитель знаменитого бразильского клана Грейси. Кстати, именно он заставил говорить о своём клане борцов всего мира. Его отец, Хелио Грейси, некогда внёс в джиу-джитсу нечто качественно новое и сделал его, наверное… непобедимым.
— Скажите, а где используются ваши авторские приёмы?
— В основном на спортивных мероприятиях Центрального федерального округа, иногда на всероссийских. Все права защищены! Я лично провожу обучающие двухдневные семинары, выезжаю в Орёл, Белгород, Калугу, Московскую область. В рамках этих занятий я рассказываю об истории единоборства, о правилах страховки, падения, показываю приёмы айки джиуджитсу, прикладного и боевого джиу-джитсу, технику боёв без правил, различные ударные техники.
— Есть ли у ваших приёмов названия?
— Некоторым приёмам я пока вообще не давал огласки. Наверное, в будущей моей книге появится полный перечень приёмов — с описанием и названиями. Как пример могу назвать приём «Коробочка» — вполне прозаическое название, но техника интересная!
— Какими регалиями и званиями вы обладаете?— Президент Брянской региональной федерации джиу-джитсу, официальный представитель Всемирной федерации джиу-джитсу, сэнсэй-наставник, мастер спорта по самбо СССР, мастер в области всестилевого джиу-джитсу, мастер джит кун до, муай-тай. Как основатель собственного стиля являюсь соке, то есть обладателем самого высшего дана. Но присвоят мне его только в возрасте пятидесяти лет — это традиция Всемирной федерации джиу-джитсу, которую нельзя нарушать. Поэтому формально сейчас у меня восьмой дан.
— Каких принципов вы придерживаетесь по жизни?
— Скорее, правил или руководства. Существует три качества, которые преграждают путь к успеху, три врага человека — это нерешительность, легкомыслие и беспечность. Им противопоставлена любовь и способность любить как одни из сильнейших позитивных двигателей человечества. Любовь порождает все отношения на земле, через любовь рождаются люди, животные, растения. Поэтому любовь ко всему живому придаёт нам абсолютный интерес и страстное желание научиться у жизни многому!
— А ведь у вас и графический девиз имеется — авторская эмблема Брянской федерации джиу-джитсу? Какой смысл заложен в этой картинке?
— Треугольник в центре композиции означает единство трёх сущностей: духовной, интеллектуальной и физической. Поскольку он направлен одной вершиной вверх, это означает превосходство духовной сущности над двумя другими. Восходящее солнце
символизирует восточную философию, заложенную в основе джиу-джитсу. Жёлтый цвет — это цвет успеха.Голубой цвет, венчающий композицию, — цвет души. Ведь душа — это главное, не так ли?
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива Сергея СТРУЧКОВА.
В ТЕМУ!
Александр Ярыгин:
«Я пришёл в Брянскую федерацию джиу-джитсу от безысходности — меня конкретно побили сверстники, не ладилось с учёбой, в семье были проблемы. Трудный подросток, одним словом. Сергей Александрович сразу определил срок, в течение которого мне удастся достичь успеха. И действительно мне хватило полгода, чтобы появились хорошие результаты на показательных выступлениях.
Очень полезными оказались беседы с Сергеем Александровичем, он многому меня научил. Когда я сдавал вступительные экзамены в институт, то на вопрос по психологии о возможностях изменения жизни в лучшую сторону, я ответил словами одной из лекций сэнсэя и… удивил комиссию! Мне прямо так и сказали: „Удивительно, что современная молодёжь способна к глубокому анализу действительности!“
Потом был момент, когда я начал не вполне серьёзно относиться к тренировкам, много пропускал, не проявлял старания. Сергей Александрович, честно скажу, выгнал меня. И я снова остался один на один со своими проблемами. Через некоторое время я обратился к другому ученику сэнсэя, чтобы он попросил наставника принять меня обратно. Вскоре я вернул-
ся к занятиям, стал помощником сэнсэя и теперь сам обучаю маленьких ребят. Сегодня у меня чёрный пояс по джиу-джитсу. А Сергей Александрович — он мне как отец… и даже больше».
Денис Здесенко:
«У меня была очень тяжёлая форма астмы. Постоянно случались сильнейшие приступы. Спортом заниматься не мог. Всё время ходил по врачам. Мою жизнь сложно было назвать полноценной. Когда я обращался к тренерам самбо, карате и других видов
спорта, мне отвечали: „С такой болезнью мы не можем тебя принять…“ А потом оказалось, что моя мама знакома с Сергеем Александровичем. Она привела меня на занятия джиу-джитсу. Мне понравилось, и сэнсэй решился на эксперимент — разработал для меня специальную дыхательную методику, систему регулирования нагрузок, особые упражнения. И уже по прошествии года я забыл, что такое приступы астмы.
Недавно я защитил чёрный пояс, являюсь многократным участником международных фестивалей. Наверное, я чувствовал бы себя разбитым стариком, если бы не занятия джиу-джитсу. Сергей Александрович подарил мне нормальную, полноценную жизнь!»
7989
Добавить комментарий