Алексей Макарычев: «BASF: инновации на службе сельского хозяйства России»

«День поля — 2011» — по-настоящему беспрецедентное событие для Брянской области. Среди участников — ведущие картофелеводы России, компании-лидеры по производству семян, удобрений, средств защиты растений. Праздник стал отличным поводом поговорить с ведущим специалистом отрасли не только российского, но и мирового масштаба. Своим авторитетным мнением об инновационном ведении сельского хозяйства с читателями «Брянской ТЕМЫ» поделился директор Департамента защиты растений компании BASF Алексей Макарычев.

— Алексей Васильевич, какие функции выполняет Департамент защиты растений? Какое место он занимает в структуре концерна BASF?

— Департамент защиты растений — подразделение компании BASF, которое занимается разработкой, производством и сбытом средств защиты растений. И это одно из важнейших направлений деятельности компании. В России наш департамент занимает одно из ведущих мест. Поэтому важнейшая наша задача — разработка и внедрение в сельскохозяйственное производство всех новейших технологий, создаваемых на Западе. При этом мы должны адаптировать западные технологии к российским условиям, чтобы производители могли получать как можно большую доходность от вложенных средств.

— Сколько времени сегодня требуется для внедрения западных разработок на российскую почву?

— Я работаю в этой отрасли уже восемнадцать лет. И если раньше требовалось порядка восемнадцатидвадцати лет от момента создания новых разработок на Западе до применения их на российском поле, то сейчас эти сроки сократились до двух-трёх лет. Это колоссальный прорыв! Скажу больше, на сегодня некоторые разработки регистрируются и применяются в России раньше, чем на Западе. В данном ключе компания BASF является инноватором. Например, одна из наших последних разработок — технология CLEARFIELD®* на подсолнечнике и рапсе, которая активно применяется на российских полях, в том числе и в Брянской области. Собственно технология эта была изобретена на Западе: учёные-селекционеры создали высокоурожайные гибриды подсолнечника и рапса, устойчивые к определённым гербицидам. В частности, к гербициду системного действия ЕВРО-ЛАЙТНИНГ®. Совместно с семенными компаниями BASF занимается внедрением этой технологии. Причём мы были одними из первых в числе стран Восточной и Западной Европы, где регистрировалась система CLEARFIELD®. Могу с уверенностью утверждать: с точки зрения перспектив российский рынок становится всё более привлекательным для иностранных инвесторов. В Европе уже ощущают: на Востоке встаёт солнце сельского хозяйства. И это солнце — Россия!

Битва за «второй хлеб»

— Цель вашего визита в Брянск — участие в празднике «День поля». Скажите, а каковы реалии и перспективы выращивания картофеля в России и за рубежом?

— Конечно, в технологическом плане уровень производства в России ещё не достаточно развит, поэтому с Западом сравнивать в целом пока рано… Связано это в первую очередь с недостаточностью технического оснащения хозяйств, нехваткой  технологических знаний, ресурсов, опыта… Хотя в нашей стране существует ряд отдельных хозяйств, которые уже наладили высокотехнологичное производство картофеля. Перспективы того, что мы догоним лучший опыт стран Западной Европы по возделыванию культуры, практически на расстоянии вытянутой руки! И особенно виден прогресс по такой культуре, как картофель.

Картофель в России — второй хлеб. К сожалению, мы до сих пор привозим эту культуру из Польши, Белоруссии, Египта… При том, что собственные погодно-климатические условия отлично подходят для выращивания картофеля. При желании Россия может накормить им не только нашу страну, но и весь мир!

— Что для этого, по-вашему, нужно?

— Главное, накопить достаточный технический и технологический потенциал для того, чтобы стать крупнейшим импортёром в мире. И это обязательно потянет за собой переработку, производство. Что касается картофельно-овощных культур, то необходимо наладить линейку сортов определённого качества: для домашнего приготовления, производства чипсов, крахмала и т.д. Это и есть путь к развитию сельского хозяйства.

Потенциал есть и у других культур, с которыми работает концерн BASF. Это, в частности, зерновые и масличные культуры, а также соя. Например, соя издавна производилась в нашей стране: в южных регионах, на Дальнем Востоке. Это стратегически важная сельскохозяйственная культура, которая всегда будет в цене. Так же можно сказать о масличных культурах – подсолнечнике и рапсе. Насколько я знаю, цены на масличные культуры на чикагской бирже постоянно идут в гору. Не наблюдается таких падений, как по зерну.

Компания BASF ведёт активные разработки, применительно ко всем перспективным для российского земледелия культурам. Мы разрабатываем новые технологии, новые средства защиты растений: подсолнечника, сои, рапса, картофеля, зерновых. Одна из главных задач нашего департамента — быть в курсе того, что волнует наших клиентов, какие потребности имеются на сегодняшний день у наших покупателей, что беспокоит их, пугает. И праздник «День картофельного поля» для меня — отличный повод встретиться с коллегами, с партнёрами-земледельцами.

— Кстати, сегодня больше всего брянских фермеров волнует… погода. В прошлом году были трудности с обработкой посевов из-за засухи — растения могли просто сгореть из-за применения спецсредств при высоких суточных температурах. Нынешний июнь и начало июля изобилуют осадками — теряется эффективность при использовании препаратов. Что делать-то? Посоветуйте!

— Вообще-то сельское хозяйство в значительной степени подвержено воздействию климатических и природных условий. Поэтому важную роль в этом процессе играет создание таких средств или систем защиты растений, которые бы нивелировали, снижали бы стрессовое воздействие неблагоприятных условий окружающей среды на культуру. Специалисты компании BASF активно работают в данном направлении. Мы проводим биотехнологические исследования, создаём новые виды и формы растений, устойчивые к неблагоприятным факторам среды. В частности, гибриды растений, устойчивые к засухе. Другая составляющая деятельности департамента — создание средств защиты культур, которые повышают устойчивость растения к стрессам.

В сельском хозяйстве невозможно полностью нивелировать эффект от влияния окружающей среды, но можно помочь преодолеть растению неблагоприятные условия и тем самым получить отдачу, компенсировать и приумножить вложенные средства. Не секрет, что качественные средства защиты растений стоят достаточно дорого. При этом главное понять: все эти затраты обязательно окупятся!

Важно донести до сознания каждого земледельца то, что на сегодняшний день имеются такие способы, методы, продукты, которые позволяют растениям преодолевать неблагоприятные факторы внешней среды.

BASF: индивидуально для каждого!

— Расскажите о последних разработках компании BASF. Что вошло в число значимых инноваций по защите растений в этом году?

— Одна из последних разработок компании — технология AgCelence®. Принцип действия прост: растение обрабатывается фунгицидом с регулирующими свойствами, которые позволяет преодолевать неблагоприятные факторы внешней среды. Также совсем недавно мы получили регистрацию продукта ПИКТОР™ — нового фунгицида для успешного возделывания рапса и подсолнечника. Действующие вещества препарата: боскалид и димоксистробин. Боскалид подавляет процесс дыхания грибов, в результате чего они лишаются источников энергии и компонентов для строительства клеток. Димоксистробин блокирует в митохондриях грибов перенос электронов в дыхательной цепи. В итоге данный препарат не только борется с болезнями растений, но и позволяет культуре дополнительно реализовать свой природный потенциал и произвести больше продукции на единицу затраченных средств.

Важно понимать, что возможностями для ведения подобных разработок обладают только крупные компании с хорошей научно-исследовательской базой. Такие, как BASF. Мы не копируем разработки у других, мы осознанно инвестируем огромные средства в данные исследования. На эти цели ежедневно тратится около одного миллиона евро! Но цель оправдывает средства, и полученный результат в итоге компенсирует затраты.

Например, в чём состоят инновации в применении фунгицидов? Рассмотрим этот вопрос на примере технологии CLEARFIELD® на подсолнечнике и рапсе. Я уже рассказывал о принципе действия этой системы защиты растений: вы сажаете семена, устойчивые к эффективному современному гербициду, которым впоследствии будете их обрабатывать. Но при этом важен ещё один момент: поля после обработки гербицидом ЕВРО-ЛАЙТНИНГ® уже после первого применения становятся… абсолютно чистыми! К тому же ранее послевсходовых гербицидов на подсолнечнике не было. Это и есть инновационный подход!

Когда система CLEARFIELD® впервые появилась на российском рынке, она вызвала некоторое недоверие у фермеров и  сельхозпроизводителей. Но после того, как ведущие хозяйства опробовали её на своих полях, увидели результат, произошёл бурный всплеск покупательской активности. Наши клиенты увидели, насколько эффективно благодаря системе CLEARFIELD® можно вводить в севооборот брошеные земли. А это особенно важно для крупных хозяйств и агрохолдингов, присоединяющих засорённые, долго не использовавшиеся земли. После обработки посевов системой CLEARFIELD® уже в первый год можно получить урожай. И хороший урожай! А раньше приходилось в течение двух лет минимум чистить поле гербицидами сплошного действия и только потом
осуществлять посевы.

— Алексей Васильевич, вы говорили о том, что одной из задач Департамента защиты растений является адаптация западных технологий к российским условиям. А есть ли особые свойства у препаратов, выпускаемых для Брянщины? Похожи ли они по свойствам на продукцию от BASF, зарегистрированную в Белоруссии?

— Начнём с того, что в Брянской области и на территории Белоруссии схожие погодно-климатические условия. И зачастую брянские фермеры интересуются опытом применения препаратов от BASF у своих ближайших соседей. Дело в том, что сегодня у белорусов есть большой опыт применения существующих систем защиты растений. Они тратят достаточно много средств на их апробацию на своих полях. Но важно учитывать, что регистрация продуктов в стране может отличаться: того или иного действующего вещества может быть больше или меньше. Зависит это от инфекционной нагрузки, спектра сорняков и т. д. Для некоторых стран определённые продукты вообще не выпускаются. Например, набор средств защиты растений от BASF для Латинской или Северной Америки отличается от линейки подобных средств для Европы. Системы защиты в Восточной Европе близки к системам, разрабатываемым для Западной Европы, но отличаются от российских.

Если рассматривать российский рынок, то огромное разнообразие климатических условий требует большого количества решений. У нас существуют системы защиты растений от BASF для Дальнего Востока, Сибирского региона, Черноземья, Нечернозёмной зоны, Северного Кавказа, Краснодара… Для каждой погодно-климатической зоны имеется своё решение. Кроме того, внедряются индивидуальные подходы для конкретных хозяйств, желающих добиться определённого результата, обладающих разным техническим и технологическим потенциалом. Например, если вы хотите получить 60 центнеров пшеницы с гектара, необходима одна производственная система (в том числе и система защиты растений), если вас устраивает урожай в 35–40 центнеров с гектара или нет возможности производить больше — необходима другая система. И это также важно учитывать.

На сегодняшний день компания BASF предлагает полный спектр средств для получения отличных урожаев: от обработки семян перед посевом до подготовки их для хранения. Технологии разрабатываются совместно с потребителем. Есть замечательное английское слово: customize — что значит «модифицировать в соответствии с требованиями заказчика», «адаптировать к потребностям каждого клиента». И это один из важнейших принципов работы компании BASF.

Конкуренция как залог успеха

— Как известно, компания BASF создала в России и за рубежом сеть АгроЦентров, где в условиях конкретных регионов разрабатываются и проверяются самые современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Кроме того, на опытных полях крупнейших хозяйств страны также проводятся практические исследования в этой сфере. Скажите, чем интересен такой опыт для потребителя?

— С каждым годом компания BASF всё более активно занимается передачей ноу-хау и накопленного опыта, которым мы владеем не только в масштабах России, стран Европы, но и всего мира! Хотя, надо сказать, весьма непросто делиться собственным опытом, передовыми знаниями. Если мы напишем тысячу монографий, выпустим тысячу брошюр, то всё равно не добьёмся должного эффекта. Только в результате практического взаимодействия, посредством проведения семинаров, работы наших региональных технологов на местах, специальных программ обучения, участия в праздниках, подобных «Дню поля» возможно напрямую передать лучший опыт защиты сельскохозяйственных культур, поделиться новейшими технологиями их возделывания.

Мы крайне заинтересованы, чтобы агрономы, специалисты и руководители хозяйств были подготовлены к восприятию новой информации. Ведь это полезно не только для развития каждого конкретного хозяйства, но и для развития сельского хозяйства страны в целом.

Что касается Брянской области, то за последние два года установилось тесное взаимодействие между компанией BASF и ведущими брянскими производителями картофеля. При этом с одной стороны в несколько раз увеличились наши финансовые результаты, а с другой — брянские производители получили возможность добиваться желаемых результатов. И быстро поняли: сотрудничество с компанией BASF — это эффективно и взаимовыгодно!

— В чём преимущества и отличия компании BASF от конкурентов?

— Всё очень просто: компании, которые работают на вашем рынке, в той или иной степени являются нашими конкурентами. Помимо этого существуют совместные проекты с некоторыми компаниями, работающими в этой сфере. Например, мы являемся партнёрами фирмы Syngenta по внедрению производственной системы CLEARFIELD®: они поставляют семена, мы — гербицид ЕВРО-ЛАЙТНИНГ®. И всё же для нас это конкурент, ведь мы работаем на одном рынке, вступаем в конкурентные отношения. И это нормально. Я очень люблю конкуренцию — она делает нас лучше, заставляет двигаться вперёд!

Каждая компания имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. И важно, как потребитель воспринимает того или иного поставщика. Основная стратегия BASF — внедрение инноваций в сельское хозяйство. Мы несём на рынок всё новые и новые продукты. Когда говорят о BASF, сразу вспоминают слово «инновации»! Только в этом мы видим будущее развития сельского хозяйства, будущее науки.

Мы не копируем технологии, не делаем аналоговые продукты — мы создаём новые более совершенные средства по сравнению с предыдущими поколениями. Отмечу, что только компании с мощной научно-технической базой могут заниматься производством инновационных технологий. И компания BASF в их числе.

Сельское хозяйство как космос: здесь нужны колоссальные системные знания. При этом огромную роль играет третий фактор — непредсказуемые погодные условия. Природа всегда успеет поставить свою финальную точку, скажет своё слово. Я не помню ни одного года, похожего на другой. В этом и заключаются особенности нашей работы — жизнь преподносит сюрпризы, ставит задачи, а мы должны их решить. С выгодой для себя и своих клиентов, разумеется!

Технологии будущего

— Алексей Васильевич, существует мнение, что развитие биотехнологий, о которых вы говорили ранее, уменьшает потребность в химических средствах защиты растений. Так ли это?

— Биотехнологии позволяют максимально использовать генетический и природный потенциал растений, а средства защиты — более эффективно реализовать этот потенциал в конкретных природных условиях. Бывают формы растений, устойчивые к определённому вредителю. Например, кукуруза, устойчивая кукурузному мотыльку. Но биотехнология сама по себе не может полностью исключить воздействие вредителя на посевы, необходимы дополнительные средства защиты.

У современных биотехнологий есть один интересный фактор — учёные создают уникальные растения с конкретными заданными характеристиками. Например, уже сейчас выведены гибриды рапса, содержащие незаменимые аминокислоты, которые в природе существуют только в красной рыбе: сёмге, форели. Потрясающее свойство!

На сегодняшний день компания BASF работает также над созданием сортов картофеля с повышенным содержанием амилопектинового крахмала, необходимого для ткацкой и бумажной промышленности. Ткань, обработанная амилопектином, более нежная, более мягкая, более прочная! Правда, в обычном картофеле содержание этого вещества не превышает 20%, а в новых гибридах от BASF эта показатель увеличивается до 80%! Я убеждён, что придут новые формы растений с лекарственными и косметическими свойствами. Считаю, что с точки зрения долгосрочной перспективы биотехнология придёт в нашу жизнь и станет её неотъемлемой частью.

— Правда, у этой медали есть и обратная сторона… Не отразится ли интенсивное развитие биотехнологий на будущем здоровье нации?

— Конечно, необходимо проведение длительных, тщательных исследований, чтобы исключить отдалённые последствия. Мы относимся к этому вопросу с осторожностью и вниманием. Пока человечество и наука не накопили достаточных знаний, чтобы до конца разобраться, в каком случае это имеет влияние на последующие поколения, а в каком — нет. В этом направлении компания BASF пошла максимально безопасным путём: мы создаём продукты не путём генетической модификации, а методом традиционной селекции. Это когда в результате естественного отбора выделяются формы, устойчивые к тому или иному гербициду.

— А как применение химических средств защиты растений влияет на экологическую безопасность?

— Наблюдается положительная тенденция: требования к безопасности препаратов становятся всё более жёсткими. Поэтому в будущем объёмы вносимых пестицидов будут сокращаться, препараты станут максимально безопасными. Европейский союз активно работает в этом направлении, и часть продуктов просто-напросто выводится из обращения. В России регулирующие органы также повышают свои требования к безопасности препаратов, что позволит избавить рынок от некачественных продуктов. Всем известно, что российский рынок на сегодняшний день заполонён некачественными дешёвыми препаратами. Поэтому выбирая для себя — выбирайте лучшее!

«Брянский картофель» — узнаваемый бренд!

— Сегодня мы находимся на празднике «День поля»— главном для брянских картофелеводов. Поэтому пару слов о главной для Брянщины культуре: как вы оцениваете рынок картофеля в России, какое место занимает брянский картофель в данном сегменте рынка?

— В лидерах по производству картофеля, как и прежде, остаётся Московская область. Ведь у нас всё определяет рынок: есть наличие спроса — развивается предложение. И если взять такой город-миллионер, как Москва, с его огромным потреблением картофеля, то вокруг мегаполиса происходит интенсивное развитие картофелеводства. В промышленных масштабах! Да, производство сконцентрировано вокруг крупных городов — возить картофель на далёкие расстояния не вполне выгодно. Но я уверен, что будущее зависит не от того, кто и где производит картофель, а какие ниши на рынке занимает конкретный производитель. Другими словами, будущее за брендами! Отмечу, на сегодняшний день брянский картофель — это узнаваемый бренд. Стоимость этой продукции достаточно высока, и привязанность потребителей в крупных городах становится всё более крепкой. Если раньше мы говорили, что «покупаем картошку», то сегодня мы точно знаем, что это за картофель и кто его производитель.

Создание брендов обязательно включает упаковку, фасовку, мойку продукта — приведение в отличный товарный вид. Ведь в больших городах «второй хлеб» сетками теперь уже мало кто покупает…

Другая перспектива развития рынка — производство картофеля для промышленной переработки, в частности, производства чипсов, крахмала, сухого пюре… Создаются устойчивые сегменты рынка, рынок становится специализированным, т. е. производитель заранее знает, для чего он производит свой продукт, какие пути реализации для себя выберет.

— Алексей Васильевич, что для вас значит сотрудничество с брянскими фермерами и сельхозпроизводителями?

— Мне очень приятно наше сотрудничество! Во-первых, по своему характеру жители Брянской области — замечательные люди. С ними легко найти общий язык и всегда хочется быть, что называется, в одной упряжке. Во-вторых, мы крайне заинтересованы в отличных результатах деятельности любого хозяйства. И готовы сделать всё от нас зависящее.

Природный потенциал Брянской области огромный! Брянщина вполне может стать овощной корзиной для Москвы. В конкурентной борьбе побеждают молодые, умные, перспективные, те, кто на лету схватывает новое. Если же работать по традиционной технологии, то шансы на будущее будут весьма ограниченными. Жизнь меняется! Посмотрите, как изменилась бытовая техника на кухне! Кто думал 20 лет назад, что помогать хозяйкам на кухне будут блендеры, микроволновки и прочее? Подобные тенденции повсюду, в том числе и в сельском хозяйстве. Только вот крестьянин по природе своей консервативен. И в этом его сила: консервативность в данном случае синоним стабильности. В тоже время в современной крестьянской среде есть пионеры, инноваторы. Их всего-то 5–10 процентов, но на них равняются другие! Они как камни, брошенные в воду, пускают за собой широкие круги. Именно в команде с такими пионерами мы двигаем прогресс. И в Брянской области, безусловно, есть такой потенциал. Просто, возможно, вы его сами ещё не до конца прочувствовали!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и Максима САВЧЕНКО.

2799

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*